Парусные гонки на первенство Советского Союза 1962 года проводились в Риге и Севастополе; латвийские спортсмены принимали у себя сильнейших гонщиков страны на килевых яхтах, на Черном море состоялись соревнования на швертботах. Соревнования проводились по территориальному принципу между командами союзных республик, Москвы и Ленинграда.
16 сентября в Рижском заливе стартовали яхты класса «5,8»; за ними ушли в море «звездники» и «драконы».
«Пятерки» были представлены 18 яхтами. Здесь ожесточенная борьба развернулась в основном между экипажами мастеров спорта москвича К. Александрова и ленинградцев В. Горлова и С. Малыгина. В первой гонке они и заняли соответственно первое, второе и третье места.
В «Звездном» классе старт взяло 17 яхт. Первую гонку уверенно выиграл чемпион Олимпийских игр москвич Т. Пинегин. Второй финишировала яхта его товарища по команде — мастера спорта В. Скачкова. Третьим и четвертым закончили дистанцию ленинградцы мастера спорта Б. Мирохин и В. Васильев, однако результат В. Васильева судьи не засчитали; при выходе из устья реки Лиелупе на его яхте сломалась мачта, после чего Васильеву пришлось пересесть на яхту ленинградца В. Симбирцева, выступавшего в личном зачете. Об этой замене судейская коллегия не была своевременно уведомлена и дисквалифицировала спортсмена.
Сильный ветер и крутая волна на выходе из устья Лиелупе оказались причиной неудачи и ряда других яхтсменов— из-за поломок их суда не смогли продолжать гонки.
В классе «Дракон» стартовали 23 яхты с мужскими экипажами и 9 женских. Первая гонка принесла успех рижским спортсменам; у мужчин ее выиграл мастер спорта Е. Канский, а среди женщин О. Короленко. Удачно взяв старт в соревнованиях, эти экипажи также успешно выступили и на следующих гонках и завоевали звание чемпионов Советского Союза. Гонки второго дня соревнований проводились в очень слабый ветер, поэтому легкие «звездники», оказавшиеся в более выгодном положении, стали обгонять «пятерок», которые стартовали на 10 минут раньше.'К верхнему поворотному знаку одновременно подошли лидеры гонок в обоих классах; «звездник» В. Васильева и «пятерка» К. Александрова. Огибая веху, обе яхты нарушили правила, и судейская коллегия дисквалифицировала их экипажи. Правда, на этот раз неудача не отразилась на успехах спортсменов, так как из-за безветрия были аннулированы результаты всей гонки.
После штилевого дня неожиданно подул сильный нордовый ветер и в море разыгрался шторм. Соревнования были приостановлены и возобновились лишь через два дня. 19 сентября состоялись сразу две гоики, причем первая из них проводилась на неполной дистанции; в «Звездном» классе ее выиграл Т. Пинегин; вплотную вслед за ним финишировал В. Васильев. В следующей гонке они поменялись ролями и на этот раз олимпийскому чемпиону пришлось довольствоваться вторым местом. В классе «5,5» по сумме четырех гонок первое место занял В. Горлов, второе — К. Александров.
Окончательные результаты соревнований определились на пятой и шестой гонках, которые проводились 20 сентября. Общее первое место в «Звездном» классе вновь завоевал экипаж заслуженного мастера спорта Т. Пинегин а. Второе место занял Б. Мирохин, удачно выступавший на заключительном этапе соревнований, третье — В, Васильев. По общему мнению, оба эти спортсмена выступали на уровне мастеров международного класса и показали себя достойными соперниками олимпийского чемпиона.
В классе «5,5» первое место занял неоднократный чемпион СССР К. Александров, второе и третье места ленинградцы В. Горлов и С. Малыгин.
Призерами в классе «Дракон» стали москвич мастер спорта Ю. Шаврин (второе место) и прошлогодний чемпион страны ленинградец В. Попель (третье место). У женщин на «драконах» второе место заняла москвичка Э. Соколова, а третье — николаевская яхтсменка Г. Нарынская.
Командное первое место в соревнованиях заняли спортсмены Москвы, на втором месте — яхтсмены Ленинграда, на третьем — Украины.
К сожалению, плохая погода и недостаточно четкая работа судейской коллегии лишили многих гонщиков возможности выступать в полную силу. Проведение двух гонок в один день, сокращение и неправильный выбор дистанций значительно снизили накал спортивной борьбы. Отмена заключительной седьмой гонки не дала возможности бороться за призовые места яхтсменам, неудачно выступившим в начале соревнований. По-видимому, такие крупные парусные соревнования, как чемпионат Советского Союза, следует проводить на южных морях нашей страны, где в осенние месяцы зогода более устойчива. Об этом, в частности, свидетельствуют соревнования на швертботах, проводившиеся на Севастопольском рейде: здесь календарь соревнования ни разу не нарушался. По результатам семи гонок в классе «Летучий голландец» первые три места заняли москвичи мастера спорта В. Тинеев, выступавший в личном зачете, Р. Новодережкин и А. Шелков-ников. В классе швертботов «Финн» чемпионом страны вновь стал киевский мастер спорта В. Манкин, второе и третье места заняли соответственно москвич В. Козлов и ленинградец А. Янсюн.
Первенство в классе швертботов «М» удалось удержать прошлогодним чемпионам мастерам спорта — рижанке М. Штрале и москвичу В. Летунов у, который, выступая на швертботе собственной конструкции, уверенно выиграл шесть гонок из семи. Призерами в этом классе швертботов стали; М. Мышинский (УССР), занявший второе место, и М. Вартанян (Москва)— третье место. У женщин второе место заняла москвичка Е. Селюкова, а третье — мастер спорта ленинградка Г. Суник. Командное первое место выиграли москвичи.