В добрые старые времена, когда высокоскоростные каютные катера считались у нас "буржуазной роскошью", а советская промышленность "гнала ширпотреб" — десятки тысяч обезличенных дюралек, выкрашенных неизменной шаровой краской, мы и не знали таких слов, как стиль1, дизайн, интерьер, экстерьер. Никакого нестандартного подхода и быть не могло, хотя бы потому, что получить заказ торговли на оригинальное судно просто не удалось бы. Да и откуда взяться оригинальности? Например, чтобы запустить в серию простейшую одноместную надувнушку, требовалось получить одобрение 28 "заинтересованных" организаций.
Соответственно и в подшивке "КиЯ" за 42 года мы найдем только две более-менее серьезные публикации по вопросам дизайна (в №7 "Катер должен быть красивым" В. Васильева и в №93 "Требования эргономики при проектировании малого судна" И. Перестюка).
Биография катера (как, впрочем, и автомобиля), по существу, укладывается в сто лет! Основой, движущей силой этого 100-летнего развития была, по выражению основателя футуризма итальянца Маринетти, "борьба за красоту скорости, обогащающую великолепие мира". По мере роста имеющихся мощностей увеличивались размерения и фактические скорости. Если говорить именно об экстерьере крупного престижного катера, то все большее формообразующее влияние на него оказывали законы аэродинамики, диктующие единый для всех подход к путям снижения воздушного сопротивления. Так и появился классический "пирамидальный" силуэт моторной яхты с обтекаемыми, "зализанными" формами, которые подчеркиваются всеми возможными приемами, включая форму окон, фальшбортов, пилонов и т. п. Общий вид моторной яхты, кто бы ни был автором проекта, получался в основных чертах соответствующим этому классическому варианту.
Но вот парадокс: благодаря успехам техники скорость достигла разумного для частного прогулочного судна предела. Теперь она попросту перестала быть главным показателем совершенства и престижности моторной яхты. Действительно, какое значение имеет возможность развивать, скажем, не 45, а 50 уз, если и прежняя максимальная скорость практически использовалась крайне редко (а то и вообще была показана лишь единожды — на ходовых испытаниях на "гладкой" воде). Выяснилось и другое. Например, показатели скорости и экономичности, очень важные для быстроходных паромов, работающих на полном ходу чуть ли не по 20 часов в сутки, мало интересны владельцам моторных яхт, подавляющую часть жизни красующихся на стоянке; для них важнее всего становится именно престижность.
Применение новейших легких материалов и высоких технологий позволило выделить сэкономленный вес на улучшение обитаемости судна и удовлетворение самых прихотливых пожеланий заказчика. Ушли в прошлое такие наивные показатели роскоши, как золотые краны в ванных комнатах или столешницы из мрамора. На первый план стали выдвигаться показатели насыщения яхты всем арсеналом накопленных за эти годы дорогих бытовых элементов комфорта (ранее применявшихся только на береговых объектах). Попав на борт в общем-то небольшого судна, человек должен чувствовать себя в привычных условиях: каюта мало отличается от номера роскошного отеля, общие помещения и прогулочная палуба ничем не напоминают катерную тесноту. Не стоит и говорить о снабжении яхты всеми средствами обеспечения безопасности, такими как новейшая электронная аппаратура навигации и связи, успокоители качки и подруливающие устройства.
Но и этот уровень понемногу выравнялся и перестал быть показателем финансовых возможностей заказчика. Вот на этом этапе стало проявляться особое внимание к художественным достоинствам экстерьера, к дизайну и качеству отделки внутренних помещений. В стоимости моторной яхты все большую долю занимает работа лучших дизайнеров и мастеров-исполнителей. Теперь даже в специализированных "катерных" журналах главное место занимают не технические данные нового судна, а цветные фотоснимки помещений, дающие представление о решаемых в едином стиле всех элементах их оборудования и отделки, вплоть до постельного белья и посуды.
Даже на сравнительно небольших судах — длиной 35-45 м — появляются элементы комфорта, ранее имевшиеся разве что на огромных лайнерах (например, бассейны или многоуровневые салоны с пальмами и сквозным светом — стеклянными потолками). Используются подчеркивающие стиль колонны и винтовые трапы, скульптура и картины. Ради оригинальности экстерьера все чаще применяются смелые и ранее считавшиеся неприемлемыми сочетания криволинейных и радиусных очертаний с прямыми углами, контрастные цвета окраски. Возросшее "благосостояние" миллионеров позволило сделать показателем престижа и само по себе ненужное увеличение размерений до 100-120 м.
В сведениях о моторной яхте теперь чаще всего значатся уже не одно, а два-три имени авторов проекта, включая отдельно "главного стилиста" и дизайнера интерьеров.
Правда, имеющиеся в резерве конструктора мощности позволяли обеспечивать высокие скорости даже при не очень-то обтекаемых надстройках, что способствовало отходу от некогда обязательного аэродинамического совершенства форм, развязывало руки дизайнерам.
Так или иначе, эти ожидания оправдались: впечатление разорвавшейся бомбы произвела моторная яхта "Wally Power 118" — 36-метровое судно стоимостью 21 млн. евро (см. "КиЯ" №188), фото которого попало на обложки ведущих морских журналов. Кто-то пришел в восторг, кто-то решительно не приемлет далекий от морских традиций внешний вид катера-монстра, но общее мнение таково, что отказать в законченности и оригинальности стилевого решения и экстерьера, и интерьеров нельзя. Автор — Лука Бассани — четко выполнил необычную задачу — учел пожелание заказчика иметь такую моторную яхту, какой ни у кого нет, и обязательно — в стиле military, отличающуюся лаконичностью (минимализмом) очертаний.
Вот этот принцип полного отхода от привычных образцов и полной раскрепощенности — свободы ради выполнения идеи заказчика (как не вспомнить поговорку — кто платит, тот и заказывает музыку) вдохновил многих современных дизайнеров. На страницах ряда журналов, включая издающийся уже девятый год итальянский "Yacht Design", появляются компьютерные изображения таких задуманных, а то и строящихся моторных яхт, которые уже точно ничем не напоминают лучшие образцы классического (например, итальянского) дизайна. Зато можно видеть стилизацию роскошного представительского судна то под надводный военный корабль — чуть ли не авианосец, то под подводную лодку; развитая надстройка приобретает вид то ли родового замка, то ли восьмиколонной трехэтажной ротонды.
Неслучайно, одна из серьезных статей упомянутого журнала, отмечающая новые подходы к дизайну яхт, многозначительно названа "Ренессанс на море".
Примечания
1. Справка языковеда. Стиль — от латинского stilus — палочка с заостренным концом для письма. Отсюда употребление слова в смысле "почерк" и далее, в наши дни, как общность, единство всех приемов, использованных при решении той или иной задачи тем или иным творцом, и потому неповторимое, уникальное.