Прежде чем перейти к собственно гидроциклам, стоит упомянуть о развитии такой не столь распространенной категории PWC, как моторные доски, впервые появившиеся на потребительском рынке еще в 60-е гг. (см., например, публикацию в "КиЯ" №140 за 1989 г.) Технический прогресс — прежде всего в моторной области — оказал свое влияние и на эти экзотические снаряды. Мощность моторов, устанавливаемых на доски, год от года растет, а габариты уменьшаются, позволяя избавиться от выступающих капотов. Новая моторная доска (рис. 1 и 2), представленная в Нью-Йорке калифорнийской компанией "Power Ski", вызвала даже в чем-то больший интерес, чем борьба за лидерство пятерки производителей гидроциклов.
Сердце снаряда — это плоский (около 200 мм высотой) одноцилиндровый двухтактный мотор рабочим объемом 330 см3 и мощностью 45 л.с. с электростартером (рис. 3), работающий на водомет (рис. 4). Емкость бака — более 11 л, 2.1 л — резерв. Короткоходный мотор изготовлен по самым новейшим технологиям, и такой, например, показатель, как удельная мощность — 136 л.с. на 1 л рабочего объема, вызывает уважение к его создателям. В конструкции пропульсивного комплекса, развивающего около 136 кг тяги, используется ременная передача от коленчатого вала к угловому редуктору привода импеллера, причем маховые массы максимально вынесены из картера, что позволило минимизировать подпоршневое пространство и тем самым улучшить продувку. Сам мотор расположен в носовой части доски, там же крепится силовой трос-кабель управления двигателем и самой доской, заканчивающийся ручкой с двумя кнопками "Старт" и "Стоп" разного цвета и рычажком управления дросселя.
Информация об изображении
Рис. 2. Видны заправочные горловины, воздухозаборник и трос-кабель в нейлоновом чулке
Таким образом доска, трос и сам катающийся образуют динамически устойчивый свободно движущийся треугольник. В отличие от монолыжи или вейкборда, идущих на буксире, где всегда имеется кильватерная волна того или иного качества, на моторной доске лыжник должен сам создать волну или искать ее, чтобы сделать захватывающий прыжок. Скорость доски превышает 70 км/ч, что позволяет "наезднику" легко выпрыгивать из воды и выписывать весьма замысловатые пируэты. Правда, цена моторной доски — около 12 тыс. долл. — представляется мне высоковатои, ведь примерно за те же деньги можно приобрести мощный полноразмерныИ гидроцикл.
Рис. 2. Видны заправочные горловины, воздухозаборник и трос-кабель в нейлоновом чулке
А что же приготовили гиганты индустрии — "Bombardier", "Yamaha", "Kawasaki", "Polaris" и "Honda"? Прошлогодние прогнозы оправдались лишь частично. Ощутимый скачок сделала только "Bombardier". "Yamaha" и "Kawasaki" спокойно эволюционировали, "Polaris" по-прежнему находится в стадии подготовки, а тайна "Honda" оказалась тайной не за семью печатями.
Теперь подробнее. Как известно, компания "Bombardier", строящая самолеты, железнодорожный транспорт, специальную армейскую технику и средства для отдыха, разделилась в конце 2003 г. на две части. Одна работает на рынке серьезной, но мало динамичной техники, а к другой отошел более веселый и живой кусок от большого индустриального пирога. Теперь "Bombardier Recreational Products", которой управляют родственники основателя фирмы Армана Бомбардье, имеющие 35% акций компании, занимается снегоходами, гидроциклами, моторными вездеходами, картами, моторками, подвесными моторами под марками "Evinrude" и "Johnson", а также сопутствующими товарами. В результате в компании образовалось два практически независимых моторных конструкторских бюро. Одно в Австрии — это "Rotax", там делают моторы широкого спектра применения. Другое в штате Висконсин, на севере США, где выпускают подвесные моторы.
Как мы и предполагали (см. №186), "Rotax" форсировал свой 185-сильный при 7500 об/мин прошлогодний двигатель, увеличив давление в центробежном приводном компрессоре (за счет изменения передаточного отношения привода) и применив промежуточный охладитель воздуха — как правило, если мощность атмосферного мотора повышается наддувом более чем на 20%, то это требует введения промежуточного охладителя.
Теперь, после увеличения мощности этого четырехтактного трехцилиндрового мотора рабочим объемом 1494 см3 до 215 л.с. и частоты вращения до 8000 об/мин, новый двухместный "RXP" весом 358 кг (рис. 5) стал одним из самых скоростных серийных гидроциклов в мире (к этой категории можно отнести также "Kawasaki Jet Ski Ultra 150" сухим весом 278 кг с двухтактным трехцилиндровым карбюраторным двигателем рабочим объемом 1176 см3 с пластинчатыми впускными клапанами, который имеет мощность 145 л.с. и тягу в 410 кг.) С двумя седоками новинка "Bombardier" развивает скорость 105 км/ч, с одним водителем — 108 км/ч. Уже продается набор скуловых накладок, позволяющий увеличить скорость до 113 км/ч. Эти накладки устанавливаются на корпус и отбрасывают брызги вниз, приподнимая его из воды.
Информация об изображении
Рис. 5. "Bombardier" он уменьшил количество посадочных мест и увеличил мощность
Видно, что "Bombardier" такие показатели дались нелегко, особенно если учесть, что для дизайнерских решений "SeaDoo" пока не характерна борьба за вес. Здесь и последней модели постарались придать вид "мачо" (рис. 6), в стиле спортивных машин 50-х гг., что неизбежно сказалось на ее утяжелении. Однако коммерческий успех зависит не от одного только совершенства конструкции. Надо заметить, что прошлогодняя модель компании была бестселлером в Америке и Канаде.
Рис. 5. "Bombardier" он уменьшил количество посадочных мест и увеличил мощность
Старается не отставать и "Honda". Официально она открыла карты, и мы знаем, что ее четырехцилиндровый турбонаддувный с промежуточным охлаждением двигатель рабочим объемом 1235 см3 развивает 165 л.с. Но его потенциал гораздо выше, как и предполагалось. Удалось выяснить, что если сменить настройку компьютера управления двигателем, то без всяких доработок он выдает 210 л.с. (вспоминаете подвесные моторы "Honda 200" и "225", различающиеся только настройкой компьютера?). Ответы на вопрос, как перенастроить электронные блоки, уже можно найти в интернете.
Ну а что у остальной тройки? "Polaris" в этом году, вопреки всем ожиданиям, ничего принципиально нового не предложил. Революционные скачки даются нелегко, нужно время для "стрижки капусты" и следующего рывка, однако формы и элементы ее прошлогоднего корпуса "MSX" до сих пор пользуются всеобщим вниманием (рис. 7).
Японцы "Kawasaki" и "Yamaha" идут другим путем: они спокойно выпускают по модели в год с нереволюционными усовершенствованиями.
Информация об изображении
Рис. 7. Обратите внимание на формы и накладные брызгоотбойники "Polaris MSX"
"Kawasaki" приготовила самую шикарную из всех своих моделей — "STX-15F" (рис. 8), ставшую флагманом компании. От 125-сильной 1199-кубовой модели прошлого года "STX-12F" ее отличает увеличенный до 1498 см3 объем двигателя (рис. 9), причем сделано это без привлечения значительных капиталовложений, поскольку основой для нового двигателя является прошлогодний мотор, который, в свою очередь, базируется на легендарном мотоциклетном моторе от "Ninja ZX12R". Инженеры компании увеличили ход поршня на 13.8 мм и диаметр впускного трубопровода на 4 мм, доведя его до 60 мм. Интересно, ввяжется ли "Kawasaki" с этой разработкой в борьбу с "Suzuki" за ленту "короля скорости" для серийных мотоциклов?
Рис. 7. Обратите внимание на формы и накладные брызгоотбойники "Polaris MSX"
Двигатель "STX-15F" имеет мощность 160 л.с. и увеличенный крутящий момент, обеспечивая самый быстрый разгон среди всех четырехтактных гидроциклов. Лодка сухим весом 337 кг имеет тягу 435 кг, которую обеспечивает импеллер с тремя лопастями переменного шага овальной формы из нержавеющей стали, и сопло диаметром 82 мм. Причем двигатель и импеллер сконструированы так, что пики их эффективности совпадают по оборотам.
Концепция корпуса "пятнадцатой" навеяна гоночной моделью "1200 STX-R", но добавлены новые спонсоны, стабилизирующие машину на поворотах и при большой скорости. Для улучшения посадки водителя ручки руля подняли на 38 мм и сдвинули их назад на 32 мм — для кого-то это наверняка существенно.
Информация об изображении
Рис. 9. "Kawasaki" все делает обстоятельно, как и подобает фирме, связанной с авиацией
Для сравнения: прошлогодняя модель весит 334 кг при тяге 375 кг. Если посмотреть на удельные показатели, например, на отношение тяги к весу, то у "STX-15F" оно составляет 1.29, у "STX-12F" — 1.12, а у скоростной "Ultra 150" — 1.48. Становится понятно, почему "Ultra" шесть лет подряд считалась самым быстроходным серийным аквабайком. (Если же говорить об абсолютном мировом рекорде скорости для гидроциклов — 141 км/ч, то его установил в июле 2002 г. на специально подготовленной "Yamaha GP1200 R" американец Форрест Смит, владелец сети ресторанов в Нью-Йорке. К сожалению, в прошлом году он погиб в автокатастрофе в возрасте 58 лет).
Рис. 9. "Kawasaki" все делает обстоятельно, как и подобает фирме, связанной с авиацией
У "Yamaha" также обновки — "FX High Output" и ее же круизный вариант, отличающийся от первого сиденьем повышенной комфортности и дистанционным уменьшителем скорости. Сидя на месте пассажира или стоя на берегу, вы можете уменьшить скорость этого болида, если почувствуете, что рулевой не учитывает складывающиеся обстоятельства. Есть и кнопка, совсем останавливающая двигатель. К сожалению, дальность действия устройства не превышает 9 м. Возможно некоторые женщины сожалеют, сидя на месте пассажира, что такими пультами пока не оснащаются автомобили.
Если вспоминать прогнозы, то больше всего я промахнулся именно с "Yamaha". Хотя в ее мотоотряде имеется четырехтактный 1296-кубовый двигатель с четырьмя клапанами на цилиндр, "Yamaha" предпочла базирование на 140-сильном 998-кубовом пятиклапаннике от модели "FX 140" 2001 г. Объем его увеличили всего-то на 54 "кубика" и с 1052 см3 сняли 160 л.с. (рис. 10). Как это удалось? Благодаря перепрофилировке кулачковых валов, впускной системе увеличенного сечения, прямому впрыску, улучшенному газообмену в цилиндрах и, возможно, благодаря тотальному электронному контролю настроек мотора. Мощность 152 л.с. с литра четырехтактного атмосферного мотора — представьте себе такой движок на "Таврии" или "Оке"!
Очевидно, что и мотор, и водомет (рис. 11) стали более тяжелыми, но, по сравнению со 140-й моделью (те же размерения корпуса), вес новой лодки снизился с 375 до 350 кг. Этого удалось добиться за счет применения SMC (Sheet Moulding Compound) — листового формованного композита, все чаще использующегося для производства бамперов, ванн и вообще всевозможных емкостей, в том числе и лодок. Рулевая колонка может иметь угол наклона от 55 до 35°; 70-литровый бензобак и багажники общим объемом 100 л позволяют совершать длительные поездки.