Основные данные яхты "Wally Power 118"
Длина, м: | |
— наибольшая | 36.0 |
— по КВЛ | 30.4 |
Ширина, м: | |
— наибольшая | 8.01 |
— по КВЛ | 7.45 |
Осадка, м | 1.18-1.25 |
Водоизмещение, т: | |
— порожнем | 81.0 |
— полное | 100.0 |
Вместимость, м3: | |
— топливных цистерн | 22.0 |
— цистерн пресной воды | 1.2 |
Число пассажиров (гостей), чел. | 6 |
Численность экипажа, чел. | 6 |
Энерг. установка: | CODOG, 3-вальная |
Мощность, кВт: | |
— газотурбинной установки | 3x4122 |
— дизельной установки | 2x370 |
Водометы "KaMeWa": | 2x62S+1x52В |
Скорость, уз: | |
— максимальная (D = 95 т) | 59 |
— под дизелями | 9 |
Дальность плавания | |
на макс. скорости, мили | 380 |
Расход топлива на макс. скорости, л/милю | 58 |
Дальность плавания | |
под дизелями, мили | 1500 |
Стоимость постройки яхты, млн. евро: | |
— головной | 21 |
— серийной | 14 |
Специалисты же, знакомые с достижениями современного моторного яхтостроения, узнают в этом пугающего вида морском "монстре" новейшую продукцию верфи "Wally Yachts". Появление его в море ожидалось с 2001 г., когда в специальную периодику стали просачиваться отрывочные сведения о разработке этой 36-метровой яхты совершенно необычного облика (журнал "КиЯ" также информировал читателей об этом судне, см. №183). Уже тогда особое впечатление производили агрессивная "милитаристская" внешняя архитектура и объявленная проектная величина максимальной скорости — "более 65 или около 70 уз", что ставило "Wally Power 118" в тройку самых высокоскоростных в мире яхт мегакласса.
Теперь благодаря многочисленным материалам, помещенным на сайте верфи, в "яхтенных" журналах и обстоятельной статье Алана Харпера (в декабрьском номере "Motor Boat & Yachting" за 2003 г.), стали известны многие подробности конструкции этой "революционной" яхты и некоторые данные о ее фактических ходовых качествах.
Дизель-газотурбинная яхта "Wally Power 118" создавалась усилиями специалистов трех фирм — "Wally Yachts" (княжество Монако), "Intermarine" и "Lazzarini & Pickering" (обе из Италии). Работу возглавлял главный конструктор и идеолог проекта 47-летний Лука Бассани, известный как проектировщик нескольких парусных и двух моторных яхт, во внешнем облике которых уже проглядывались некоторые черты будущего "Wally 118" — подчеркнутая лаконичность форм, вертикальные форштевни, мрачноватая окраска бортов. На этих высокоскоростных 45- и 60-футовых "Wally" отрабатывались обводы корпуса. Постройке 118-футовой модели предшествовал значительный объем испытаний в бассейне и продувок в аэродинамической трубе (в т. ч. в фирменном исследовательском центре "Ferrari").
Что же представляет собой новинка — "Wally Power 118"? Это 100-тонная моторная яхта с трехвальной энергетической установкой мощностью около 13 000 кВт, работающей по схеме CODOG1 на три водомета, из которых центральный является бустерным, т. е. не имеет управляющего струей устройства.
Установлены три газовые турбины типа TF50 фирмы "Detroit Diesel Co" (DDC), США, мощностью по 4122 кВт, работающие на водометы фирмы "Rolls-Royce" ("KaMeWa"), бортовые управляемые — модели 62S и центральный — модели 52В. Для обеспечения малых ходов (маневрирование в гаванях, перегоны экономическим ходом и т. п.) установлены два дизеля "DDC Cummins" мощностью по 270 кВт, работающие через редукторы и разобщительные муфты на бортовые водометы. Газовыхлопные трубы выполнены из титанового сплава. Система водяного охлаждения газовыхлопов обеспечивает понижение температуры отработавших газов с 600 до 60°С на выходе.
Информация об изображении
Лука Бассани демонстрирует незаурядную смелость, стоя на ходу у неогражденного транца
Корпус отформован с использованием новейших технологий из армированного углеволокном стеклопластика и других композитных материалов.
Лука Бассани демонстрирует незаурядную смелость, стоя на ходу у неогражденного транца
Форма остроскулого глиссирующего корпуса характеризуется большим заострением носовой оконечности. Днищевая часть корпуса имеет обводы "глубокое V" с килеватостью на транце 22°. Форштевень имеет вертикальный профиль, ярко выраженная скула с развитым брызгоотбойником — в продольном направлении плавную S-образную форму. В корме установлены дистанционно управляемые транцевые плиты.
Поскольку работа газовых турбин требует очень большого количества воздуха, на борта яхты "навешены" мощные воздухозаборники, которые оказалось достаточно сложно защитить от попадания брызг при ходе на взволнованном море. Ходовой дифферент яхты на полных ходах составляет около 4° и эффективно регулируется транцевыми плитами.
Информация об изображении
Непростая задача предотвратить попадание воды в воздухозаборники на полном ходу
Управление яхтой осуществляется с использованием самых совершенных систем автоматизированного дистанционного контроля с выводом информации на экранные мониторы. Яхта оборудована современными электронными навигационными системами (РЛС с утапливаемой антенной, GPS, чарт-плоттер и др.).
Непростая задача предотвратить попадание воды в воздухозаборники на полном ходу
А какую же скорость в действительности удалось получить в ходе испытаний яхты? Перед спуском на воду создатели яхты объявили, что смогут продемонстрировать максимальную скорость в 65 уз. В ходе испытательных пробегов удалось достичь максимальной скорости всего в 59 уз при водоизмещении около 95 т. В рейсе между Сен-Тропезом и Порто-Черво (расстояние — 220 миль) была продемонстрирована средняя скорость в 57 уз. Представителям упоминавшегося выше журнала "MBY" в сентябре 2003 г. довелось участвовать в демонстрационном пробеге "Wally Power 118" после бот-шоу в Монако. При водоизмещении "в перегруз" (110 т) и на взволнованном море с высотой волны около 1 м яхта смогла развить скорость в 54.4 уз.
Таким образом, пока яхта "не добирает" до обещанного максимума 6-8 уз. Лука Бассани сообщил, что фирма "KaMeWa" попытается повысить тягу водометов за счет изменения шагового отношения импеллеров. Ожидается, что это позволит довести максимальную скорость до 62-63 уз. Но на сегодня досадный недобор скорости омрачает настроение создателей яхты, желавших предстать абсолютными триумфаторами. Одновременно это показывает исключительную сложность обеспечения расчетных показателей при скоростях около 60 уз.
Но, пожалуй, главной особенностью "Wally Power 118" является вызывающее отличие не только наружной архитектуры, но и компоновки помещений и оборудования интерьеров от всего, что традиционно для судов, спроектированных для комфортабельного и дорогостоящего отдыха людей, которые такой отдых могут себе позволить. Здесь вы не обнаружите флаинг-бриджа и солнечной палубы с мягкими лежаками и рефрижераторами для шампанского. Здесь нельзя найти уютных диванов и кресел причудливых форм. Нет вычурной мебели из дорогих пород дерева, ковровых покрытий в салонах, рельефных подволоков с замысловатыми системами искусственного освещения, матерчатых занавесей на иллюминаторах, картин и других элементов декора, создаваемых самыми модными мастерами дизайна.
Наружная архитектура яхты до предела лаконична. Открытый кокпит перекочевал с кормы в носовую часть судна, сильно "проветриваемую" на ходу. Его простенькая мебель без проблем убирается в неведомые тайники. Кормовой участок открытой верхней палубы, куда можно выйти из салона, опасен для посещения на ходу яхты: здесь даже нет леерного ограждения по транцу. Отсутствует также характерная для моторных яхт длиной свыше 15 м кормовая площадка для купания и занятия различными видами водного спорта.
Рубка в форме сложного многогранника практически полностью остеклена (трехслойное окрашенное стекло, прозрачное только при взгляде изнутри помещений, по всем поверхностям, кроме части рулевой рубки, где стекло прозрачно в обоих направлениях). Каркас рубки выполнен из объемистых углепластиковых балок.
Интерьеры имеют подчеркнуто функциональный спартанский облик. Яхта рассчитана всего на шесть пассажиров. На ней оборудованы три двухместные каюты, одна из которых принадлежит владельцу. Оборудование и отделка кают примерно соответствуют имеющимся в номерах современного трехзвездного отеля, а располагающиеся в рубке салон отдыха и столовая напоминают интерьеры офицерских помещений. Мебель в стиле "хай-тек" имеет "холодную" металлопластиковую конструкцию. Ступенчатая палуба в районе открытого носового кокпита и в салоне, а также некоторые элементы мебели имеют множество острых углов, способных оставлять синяки при ходе яхты на волнении.
Нарочито не задекорированный "конструктивизм" интерьеров демонстрирует и ряд совершенно неожиданных и необычных решений. Так, например, помещения на нижней палубе, как на боевых кораблях, не имеют бортовых иллюминаторов. Даже в каюту владельца и в расположенный по ДП коридор этой палубы дневной свет проникает только через прозрачный участок подволока по ширине этого коридора. Остекленная полоса протянута по палубе от носовой переборки машинного отделения до закрытого ангара разъездной шлюпки (РИБ), размещенного в носовой оконечности. Каюты для шести членов команды лишены дневного света.
В носовой кокпит можно выйти из салона, пройдя между креслами водителя и механика и через узкую стеклянную дверь в лобовой стенке рубки. Дверь поворачивается на верхних горизонтальных петлях. Открытые участки верхней палубы ограждены по периметру бортов "телесным" (объемным) фальшбортом со встроенными в его конструкцию воздухозаборниками. Участки бортовых фальшбортов в их средней части могут откидываться на борта, расширяя площадь палубы во время "купальной" стоянки и обеспечивая лучший обзор из салона.
Несомненно, Лука Бассани и работавшие с ним дизайнеры бросили вызов всему яхтостроительному и "яхтоэксплуатирующему" сообществу, рассчитывая своим эпатажем задать новое направление в разработке оформления моторных яхт, свой тон в архитектурной моде. А мода, как известно, — субстанция капризная и непредсказуемая. Возможно, у Бассани найдутся поклонники и последователи, но нельзя не задуматься о том, что яхты, даже самые быстроходные и технически совершенные, предназначаются для отдыха, тогда как интерьеры "Wally Power 118" больше напоминают плавучий пункт планирования боевых операций. Отдыхающий на этой яхте будет чувствовать себя в них неуютно, если, конечно, он не прослужил много лет на боевом корабле, где особого комфорта никто не требовал.
Информация об изображении
Создатели моторной яхты не теряют надежды достичь скорости "морская миля в минуту"
Сказать наверняка можно лишь одно: равнодушным к творению Луки Бассани оставаться трудно...
Создатели моторной яхты не теряют надежды достичь скорости "морская миля в минуту"
Что же намерены предпринять верфь "Wally" и революционер-конструктор в ближайшем будущем? Катер-прототип испытан, выявленные ошибки и недоработки проанализированы, их постараются устранить на втором судне. Планируется сузить брызгоотбойный участок скулы в носу, чтобы снизить силу ударов о волну, несколько уменьшить сечение воздухозаборников и приподнять их повыше от ватерлинии, а главное — доработать импеллеры водометов с целью повышения скорости хода. Предполагается также проработать вариант яхты с чисто дизельной двухвальной установкой с двумя двигателями "DDC MTU 4000 V16", мощностью по 2620 кВт (это всего лишь около 40% мощности ЭУ катера-прототипа!).
А может быть, верфи закажут вариант аналогичного катера для одной из служб береговой охраны? Представляется, что яхта "Wally Power 118" могла бы оказаться прекрасной платформой для создания скоростного катера-перехватчика, грозы нарушителей морского законодательства!
P.S. С 9 октября "Wally 118" — единственное судно из всего мирового прогулочного флота — будет экспонатом крупной международной выставки "Glamour: Fabricating Affluence", организуемой Музеем современного искусства в Сан-Франциско.
Примечания
1. CODOG — комбинированная установка с попеременной работой то газовых турбин, то дизелей.