Следующим всплеском практического интереса к новым конструкциям килей можно считать появление на дистанции гонок на "Кубок Америки" яхты "Australia II" с необычной крыльевой системой на бульбе плавника. Развитая система горизонтальных гидродинамических поверхностей, рассчитанная под конкретные волно-ветровые условия кубковой дистанции, оказалась той победной "изюминкой", которой не было у американских яхтсменов. С той поры крыльевая система на плавнике стала неотъемлемой частью не только кубковых яхт, но и вполне обычных крейсеров наподобие "Hunter 30" (см. "КиЯ" №181).
Очередной этап развития килевого комплекса океанских яхт наступил с появлением и стремительным совершенствованием открытых классов яхт ("Open 60", "-50" и др.). Отклоняющиеся при помощи гидравлических устройств кили стали довольно распространенной деталью многих лодок подобного типа. Однако наряду с неоспоримыми достоинствами они имели и два ощутимых недостатка. В неразрешимое противоречие, во-первых, входили стремление увеличить восстанавливающий момент, переместив балластный бульб киля на ветер, и желание увеличить противодействующую дрейфу подъемную силу на киле, для чего последний требовалось держать по возможности ближе к вертикальной плоскости. Как вариант решения данной проблемы возникли и начали развиваться схемы, где поворотный киль выполнял лишь роль перемещаемого балласта, а противодействие дрейфу осуществляли один или два шверта. Во-вторых, устанавливая на яхте киль такого типа, приходилось мириться с увеличением ее водоизмещения за счет размещаемых в корпусе механизмов, а также с отверстием в днище, сквозь которое должен проходить отклоняемый плавник киля.
Оригинальным вариантом разрешения подобной коллизии и стала упоминаемая в начале нашей статьи новая яхта, речь о которой пойдет ниже. Эта лодка и без того совершенно исключительна во многих отношениях, что выделяет ее из ряда 60-футовых собратьев. Фактически ни в одном из парусных судов доселе не применялось одновременно столько уникальных технических решений. Даже одного-двух новшеств, примененных на новой лодке, хватило бы для того, чтобы считать судно этапным для современного яхтостроения. Здесь же нетрадиционно сделан буквально каждый узел. Но особая необычность "Distancia 60" (заставившая нас обратить внимание на эту яхту еще тогда, когда она существовала только в проекте, предложенном на конкурс журнала "Boat Owner" — см. "КиЯ" №171) заключается в том, что на судне не один, а... сразу два управляемых независимо друг от друга поворотных плавника с бульбами. Подобная схема, доселе никогда не применявшаяся в яхтостроении, выглядит тем более экстравагантно, если учесть, что речь идет не об экстремальной лодке, а о богато оборудованной фешенебельной (пусть и быстроходной) яхте для круиза и чартерной деятельности.
Килевой комплекс
Рассмотрим новую схему чуть подробнее. Итак, на яхте установлены два, стоящих в ДП друг за другом узких вертикальных плавника с балластными бульбами на оконечностях. Оба плавника поворотные, причем если на борт они отклоняются под воздействием работы механизмов, то в ДП возвращаются за счет собственного веса. Исключительно удачным решением можно признать расположение исполнительных гидравлических механизмов не в корпусе судна, а в самих килях, что снижает водоизмещение собственно корпуса (один из сильнейших аргументов противников поворотных килей!), а также позволяет легко демонтировать кили для ремонта механизма или его замены. Любопытно, что детали механизма размещаются не только в основании килей, но и в бульбах. Никаких дополнительных отверстий в корпусе яхты для работы приводов делать не пришлось. За исключением единственного электрического кабеля детали приводов никак не сообщаются с внутренними объемами судна. Испытания в бассейне показали, что установка двух килей друг за другом практически не влечет за собой повышения гидродинамического сопротивления по сравнению с одним плавником.
Информация об изображении
Киль на испытаниях. В разрезе бульба хорошо виден электропривод гидромашины
Как следствие, рулевой "Distancia 60" получил в свои руки инструмент для управления восстанавливающим моментом, воздействующим на яхту. При крене в 20° отклонение одного из килей способно увеличить восстанавливающий момент почти на 30% и уменьшить крен с 20 до 12°. Одновременное отклонение обоих килей (при ходе под спинакером или геннакером) повышает восстанавливающий момент на 60%. Гидравлический механизм позволяет отклонять любой из килей на угол до 90° на каждый борт — такое положение может использоваться, например, для обсушки на отмели во время отлива. Правда, как сообщили нам создатели уникального судна, в последующих моделях яхт с килями такого типа предельный угол отклонения будет снижен до 67.5° на каждый борт, это поможет как снизить стоимость силовых приводов, так и уменьшить толщину плавника (сквозь который проходит гидропередача) до 135 мм против нынешних 186.
Киль на испытаниях. В разрезе бульба хорошо виден электропривод гидромашины
На этом, однако, преимущества новой конструкции киля не исчерпываются. Помимо просто уменьшения крена в обычном плавании, "Distancia 60" теперь способна иметь положительное плечо восстанавливающего момента во всем диапазоне кренов от 0 до 180° (за исключением угла в 150°, когда это плечо равно нулю). Как хорошо видно из приводимой диаграммы остойчивости, аналог с жестко закрепленным килем имел бы отрицательное плечо в диапазоне от 130 до 180°.
Дополнительным выигрышем новой яхты от внедрения системы поворотных килей стало ощутимое снижение водоизмещения по сравнению с ее 60-футовыми "одноклассницами" (см. таблицу).
Основные данные яхт
"Distancia 60" | "Farr 60" | "Swan 60 | |
Длина макс, м | 18.39 | 18.36 | 19.13 |
Длина по КВЛ, м | 16.99 | 16.02 | 15.90 |
Ширина макс., м | 5.56 | 5.49 | 5.53 |
Осадка, м | 3.71 | 2.75 | 3.1 |
Водоизмещение порожнем, т | 17.0 | 22.4 | 29.89 |
Балласт, т | 4.0 | 8.43 | 11.20 |
Площадь парусности, м2 | 173 | 170.1 | 175.9 |
Энерговооруженность, | 5.13 | 4.62 | 4.27 |
Относительная длина, | 6.58 | 5.68 | 5.12 |
Цена, евро | ок. 2.3 млн. | ок. 1.6 млн. | ок. 2.6 млн. |
Хорошо заметно, что разница в водоизмещении сравниваемых яхт близка к разнице в массе балласта у них же.
Следствием этого стало очевидное превосходство "Distancia 60" по энерговооруженности и относительной длине над своими конкурентами, что особенно заметно при сравнении с более дорогим "Swan 60". Впрочем, хорошо известно, что покупатели "Лебедей" платят отнюдь не за обмерные характеристики...
Корпус и оборудование
Логичнейшим образом концепция двух килей нашла свое продолжение в остальных узлах яхты. "Всего по два!" — так вкратце можно охарактеризовать основную идею лодки. В самом деле, если исключить из рассмотрения присутствующие в единственном числе мачту и корпус, то окажется, что количество всех остальных элементов оборудования удвоено по сравнению с обычными яхтами. "Distancia 60" имеет два винта, два ходовых двигателя, два дизель-генератора (генераторы "Fisher Panda", 30 кВт, 400 В, 50 Гц, навешенные на двухлитровые автомобильные двигатели "Audi"), две независимые электроцепи, два руля (которые могут при необходимости работать независимо друг от друга), две компьютерные управляющие системы. Два топливных танка, два водяных танка, два спасательных плота и две мощные аккумуляторные батареи дополняют этот комплект. Количество водонепроницаемых переборок тоже удвоено — их на "Дистанции" аж четыре (две из них имеют водонепроницаемые двери)! Впрочем, даже такое их количество не помешало конструкторам подстраховаться и ввести в пустоты корпуса судна в общей сложности 9.5 м3 специального вспенивающегося материала, что позволяет лодке оставаться на плаву "даже при повреждении корпуса по всей его длине".
Дополнительно конструкторы позаботились о том, чтобы поврежденная яхта не оставалась на плаву беспомощной и недвижимой — хотя повредить ее корпус очень и очень непросто. Его надежность во многих тяжелых ситуациях гарантируют несколько чередующихся слоев кевлара и стеклоткани с наружной стороны, однонаправленное карбоновое волокно в сочетании со стекловолокном особого переплетения с другой и заполнителем между ними. Но "Distancia 60" даже в случае тяжелого повреждения корпуса полностью сохранит все качества нормального судна, в том числе способность самостоятельно передвигаться. Этому способствует великолепная конструкторская разработка, подлинная вершина инженерного творчества: "технический модуль" или "магический контейнер", как называет его сам создатель яхты Рейнгард Беккер. Модуль, скрытый, как жемчужина, внутри судна, представляет собой смонтированный на жесткой раме в единое целое конгломерат абсолютно всех силовых и электрических узлов лодки (в нем находятся оба дизель-генератора, зарядные устройства, аккумуляторы, преобразователи, инверторы, помпы, водяные и топливные танки). Он устанавливается в корпус яхты заранее собранным и герметизированным. Такое решение, собравшее все массивные механизмы судна в один компактный блок, расположенный в районе центра масс, способствует еще и снижению продольного момента инерции судна, что благоприятно сказывается на его поведении на волнении. В случае подтопления яхты ее механизмы, изолированные от воды в техническом модуле, сохраняют полную работоспособность и обеспечивают лодку электроэнергией.
А электроэнергии для "Distancia 60" необходимо немало, поскольку в качестве ходовых машин на ней используются именно электродвигатели. Два трехфазных 30-киловаттных мотора, размещенных в ступицах винтов с кольцевыми насадками, находятся в шахтах по бортам за миделем и выдвигаются в рабочее положение лишь при необходимости. Подобная конструкция обеспечивает яхте как снижение сопротивления при ходе под парусами, так и исключительную маневренность при ходе под моторами за счет возможности работы "враздрай". Кроме того, отсутствует время, требуемое на прогрев машин, при необходимости можно дать практически мгновенный реверс, а высокие тяговые свойства электродвигателей позволили получить довольно большой упор. Возможность сохранять управляемость при потере обоих рулей также должна положительно сказаться на живучести судна и безопасности плавания. Платой за все это стала невысокая скорость — всего 7 уз на гладкой воде.
Впрочем, на последующих яхтах их движительный комплекс будет значительно переделан. Бассейновые эксперименты показали, что с точки зрения ходовых качеств выгоднее располагать комплексы "винт—мотор" не по бортам, а по продольной оси судна — в носу и в корме, что позволит развивать скорость уже до 10 уз. Чтобы сохранить высокую управляемость, их придется дополнительно делать поворотными вокруг вертикальной оси.
Еще одной уникальной особенностью корпуса яхты является покрытие подводной части специальной пленкой, имитирующей фактуру поверхности акульей кожи — для большего снижения гидродинамического сопротивления.
Парусное вооружение и палубное оборудование
"Distancia 60" вооружена шлюпом с топовым стакселем. Углепластиковая мачта яхты с тремя рядами сильно развитых краспиц не имеет ни бакштагов, ни чекстеев и поддерживается с кормы только одним ахтерштагом.
Основными парусами служат грот и "автоматический" стаксель, заполняющий собою все 100% площади переднего треугольника. Любопытной деталью является дополнительный блок, расположенный на мачте на высоте 6 м, через который проведен стаксель-шкот. В слабый ветер такое решение помогает стакселю занять правильное положение, поскольку ему нет необходимости вытягивать тяжелый шкот — он вытравливается через блок самостоятельно под действием силы тяжести.
Предусмотрены также спинакер и геннакер, а вот генуя отсутствует вовсе. Излишне говорить, что все управление парусами автоматизировано и осуществляется с помощью четырех электрических лебедок (типа "Lewmar 66 ST"). Все шкоты проведены под палубой, а их ходовые концы убираются в специальные лючки под лебедками, чтобы не мешали под ногами на палубе. В палубу же убирается и якорная лебедка ("Lewmar Ocean 3") в нерабочем положении.
Само собой разумеется, что все паруса яхты снабжены электрическими закрутками (грот при этом сворачивается в гик), а вот про оригинальный бушприт стоит сказать отдельно. В нерабочем состоянии он убран под палубу, и находится чуть выше отсека, в котором хранится геннакер. При этом галсовый угол геннакера постоянно заведен на бушприт, а шкотовый прикреплен к проведенным под палубой шкотам. Чтобы поднять геннакер, матросу (или рулевому — яхта рассчитана на управление одним человеком) достаточно открыть носовой лючок, откинуть бушприт в рабочее положение и завести фал геннакера. После этого остается только нажать на кнопку включения закрутки — и через несколько секунд парус займет рабочее положение.
Подавляющее большинство органов управления (в том числе лебедками, закрутками и положением килей) выполнены в виде кнопок, продублированных даже не на двух, а на трех (два по бортам в кокпите и третий в рубке) постах управления. Там же смонтированы автопилот (‘Autohelm/Raytheon" ST 6000) и комплексы навигационных приборов ‘Autohelm/Raytheon" ST 80.
В корме яхты под палубой находится отсек, в котором на телескопической выдвигающейся шлюпбалке со встроенной системой талей покоится четырехместный РИБ с пятисильным подвесным мотором.
Интерьер
Центральную часть подпалубного пространства "Distancia 60" занимает пресловутый "технический модуль". Фактически, ‘магический контейнер" — это средоточие не только механизмов, но и всей яхтенной жизни: по его периметру располагаются камбуз, штурманское место и нижний салон. Камбуз богато оснащен: здесь есть электроплита со стеклокерамическими конфорками, электропечь, мойка, холодильник и морозильник. Маленький подпалубный салон включает в себя Г-образный диван, барную стойку, кофейный столик и большой плоский телевизор. Несмотря на всю фешенебельность яхты, диван этого салона может быть при необходимости превращен в дополнительное спальное место. Но "Distancia 60" располагает не одним, а двумя салонами, еще один большой салон находится наверху в рубке, а неким подобием пьедестала для него (и внутреннего поста управления в рубке) служит все тот же модуль. Два салона на разных уровнях не изолированы друг от друга абсолютно, как может показаться вначале, а, напротив, сообщаются между собой по вертикали. В носу яхты оборудована большая каюта владельца со спальным местом, софой и просторным санузлом, две более скромные гостевые каюты есть в корме. Это все жилые помещения яхты — в связи с высоким уровнем ее автоматизации и простотой управления на судне не предусматривается штатный экипаж.
Разумеется, интерьер и экстерьер яхты, напоминающей по дизайну "Audi TT", богато отделаны различными сортами натурального дерева в сочетании с полированной сталью. А вот бронзовые детали, так характерные для многих фешенебельных яхт, в отделку этой ультрасовременной лодки, цена которой превышает 2 млн. евро, решено было не включать, дабы не портить стиль...
Со стапеля "Innovative Yacht GmbH" — в полном соответствии с названием верфи — сошла ультрамодерновая яхта, по дизайну и характеру использованных материалов и решений не имеющая себе равных в мире и куда больше напоминающая дорожный автомобиль. А зачем автомобилю полированная бронза?
Артур Гроховский. Редакция благодарит Рейнгарда Беккера и верфь "Innovative Yacht GmbH" за консультации и предоставленные материалы.