Наверное, любой владелец малого судна может рассказать собственную историю о том, как в самый неподходящий момент дала трещину или сломалась та или иная часть мотора, корпуса, рангоута. Особенно часто страдают от ударов о топляк и камни гребные винты. Деформация их лопастей ведет к резкому увеличению вибрации и нагрузок на редуктор, снижает КПД винта. И если стальной винт еще можно выправить в походных условиях, то с изделиями из алюминиевых сплавов начинаются проблемы, поскольку они, в отличие от стали, почти не «текут», пластически деформируясь, а сразу трескаются по линии наибольших напряжений. Восстановить поврежденную лопасть либо прекратить развитие трещины в корпусе крайне сложно без проведения радикальных ремонтных работ с использованием аргоно-дуговой сварки.
В №184 «КиЯ» в материале Н.Вардомского, посвященном бот-шоу в Торонто упоминался интересный экспонат — паяльный пруток для цветных металлов, технология применения которого чрезвычайно проста. Для того чтобы накрепко соединить две детали из алюминия, латуни, цинка и т.п., достаточно всего двух инструментов: пропановой либо бензиновой горелки и проволочной щетки, и — никакого флюса! Руководство по применению необычного припоя умещается всего в несколько фраз: очистить щеткой спаиваемые поверхности, нагреть их с помощью горелки до 360—380°С, потереть их прутком, чтобы расплавившийся металл с него «смочил» место пайки, и соединить детали. Производитель гарантирует прочность соединения порядка 2800 кг/см2, т.е. припой сопоставим по прочности с обычной сталью, и превосходит по механическим характеристикам большинство алюминиевых сплавов.
Благодаря содействию нашего канадского корреспондента, в редакции оказалось несколько упакованных в симпатичный тубус матово-серебристых прутков диаметром около 3 и длиной по 450 мм, над которыми мы и провели натурный эксперимент. В качестве «пробного камня» выступил изрядно побитый алюминиевый винт от мотора «Mercury», хранящийся в память об участии «КиЯ» в одной из гонок «24 часа Санкт-Петербурга». При ударе о сваю его лопасти погнулись, и в местах сгиба образовались трещины длиной несколько сантиметров. Надорванный металл подчистили напильником и разогрели бензиновой горелкой — это оказалось непросто, так как алюминий быстро отводит тепло от места пайки. Пруток начал плавиться и легко «прилипать» к зернистой поверхности трещины. Нескольких минут хватило на то, чтобы заполнить подвижным металлом всю полость повреждения, при этом жидкий припой можно было распределять и выравнивать, как шпаклевку. После остывания шов оказался аккуратно заполнен твердым металлом. Чтобы отломить подпаянный конец лопасти, пришлось приложить изрядное усилие, причем кристаллический излом прошел, похоже, по алюминию, но никак не по границе контакта двух металлов. Затем мы попробовали припаять к лопасти латунный дореформенный пятак. Попытка удалась, но прочность спайки оказалась значительно более низкой — пруток смачивал латунь намного труднее. Видимо, зачистив пятак тщательнее, мы все же добились бы успеха, но и без того простота ремонта трещины в алюминии подействовала впечатляюще. Просторы для деятельности мастера-самодельщика такая технология раскрывает необъятные, при — заметим — вполне божеской отпускной цене прутка примерно в 2 долл. за штуку. Дело за торговой организацией, способной наладить поставку столь полезного товара в Россию.