Ограничимся рассмотрением развития флота моторных яхт. Неуклонно возраставший все последние годы спрос породил рост производства таких судов и в странах, где постройка прогулочного флота издавна является традиционной, и в странах — новичках в этой области. Так, только в Италии постройкой моторных яхт заняты более 60 верфей. Сегодня в их портфелях заказов числятся 470 яхт длиной 13-32 м, в том числе 41 более 25 м. Есть в числе заказов итальянских яхтенных верфей и яхты длиной до 76 м. Значительная часть этой продукции идет на экспорт. Большое число мало- и среднетоннажных моторных яхт строится на верфях США, Голландии, Франции, Скандинавских стран, Австралии. Развивается такое производство в Японии, странах Юго-Восточной Азии, в Испании, Турции, Египте, ОАЭ. Одновременно наблюдается неуклонный рост производства более крупных и дорогих моторных яхт. Так, число ежегодно заказываемых мегаяхт (судов длиной более 30 м) с 1998 по 2002 г возросло в мире со 140 до 250, т. е. в 1.8 раза. Стоимость таких моторных яхт колеблется от семи-восьми до нескольких десятков миллионов долларов. Конечно, приобретение их по карману лишь весьма богатым людям, для которых, как правило, яхта становится уже и символом престижа, и местом проведения деловых приемов, и способом выгодного вложения капитала: ведь при хорошем уходе, учитывая растущие цены, комфортабельную яхту можно выгодно продать и через пять-восемь лет эксплуатации. К тому же, можно сдавать ее в чартер через брокерские фирмы, чтобы частично окупать текущие эксплуатационные расходы. Например, недельный чартер современных моторных яхт 30-метровой длины стоит 40-48 тыс. долл., длиной около 40 м — 70-120 тыс. долл., а яхт длиной 5055 м — 180-250 тыс. долл.
В последние годы наблюдается настоящий бум в заказах на постройку все более крупных судов. Из 6 млрд. долл., в которые оценивается сегодня мировой рынок моторных яхт, более половины приходится на суда длиной более 45 м. Среди строящихся насчитывается около десятка яхт длиной от 70 до 138 м. Такие суперкрупные моторные яхты рассчитаны на прием 14-28 пассажиров в условиях поистине королевского комфорта. Растет мода на постройку крупных и мореходных моторных яхт длиной 70-80 м типа "explorer". Эти "исследовательские" яхты обладают огромной автономностью (дальность плавания — 5-8 тыс. миль) и способны нести на борту крупные разъездные катера, малые яхты и вертолет. Их можно брать в чартер не только для проведения дальних крейсерских плаваний, но и для исследовательских работ в различных районах Мирового океана.
В постройке крупнейших моторных яхт лидируют такие верфи, как "Luerssen" и "Abeking & Rasmussen" (Германия), объединение "Feadship" (Нидерланды), "Benetti", "Codecasa" и "Rodriques" (Италия), "Oceanco" (ЮАР), "Oceanfast" (Австралия) и "Palmer Johnson" (США).
Но не только ростом размеров характеризуется современный этап эволюции моторных яхт. Продолжается неуклонное совершенствование их технических характеристик. Все шире используются легкие и прочные композитные материалы для постройки корпусов, растет агрегатная мощность и экономичность устанавливаемых двигателей, активно внедряются такие современные движители, как частично погруженные гребные винты (ЧПВ) и водометы, совершенствуются системы кондиционирования воздуха, бытового водоснабжения, возрастают потребительские качества и эстетические свойства всего оборудования помещений.
Комфорт и скорость
А что же происходит со скоростью хода? Эта величина может колебаться в очень широких пределах — от 10-15 до 80 уз — в зависимости от назначения, способа использования и размеров яхт, района их эксплуатации и, конечно же, от пристрастий владельцев.
Среди небольших яхт спортивного типа длиной 10-15 м, особенно популярных в США и Италии, насчитывается немало лодок (power boats), способных развивать скорости до 40-55 уз, а иногда и гораздо выше. Современные достижения в области гидромеханики и энергетики способны обеспечить такие скорости на лодках, серийно выпускаемых для частного пользования. Ведь их скорости еще весьма далеки от рекордных, установленных на воде (около 276 уз). Как правило, моторные яхты такого типа представляют собой однокорпусные (реже — двухкорпусные) лодки с глиссирующими обводами и системой продольных и поперечных реданов, с открытым кокпитом и энергетическими установками, включающими либо два-три мощных подвесных мотора,. либо легкие стационарные двигатели (чаще всего — работающие на бензине) и Z-образные винто-рулевые колонки.
На такой высокоскоростной спортивной яхте приятно промчаться вдоль пляжа курортного района, восхищая зрителей, но можно и посостязаться в скорости, участвуя в неформальных или организованных по всем правилам УИМ соревнованиях. Эти суда популярны среди наиболее обеспеченной молодежи. Морской круиз по маршруту большой протяженности на них совершать затруднительно — их мореходность и дальность плавания ограничены. В лучшем случае, они оборудованы небольшой каютой, санузлом и мини-камбузом в носовой части подпалубного пространства.
Только в США насчитывается более 20 фирм, выпускающих яхты такого типа. Среди них можно упомянуть "Fountain", "Baia Marine", "Hustler", "NorTech", "Thunder Boats", "Donzi Marine", "OTAM Cigarette", "Sonic", "Mirage Mfg.", "Hallet Boats".
Среди более крупных (длиной 18-25 м) и существенно более комфортабельных яхт с двумя-тремя 2-местными каютами с индивидуальными санузлами, уютным общим салоном и камбузом также есть подкласс судов, способных развивать скорости 40-50 уз. Их корпуса, обычно выполненные из композитных материалов, имеют облегченную конструкцию; энергетические установки, как правило, двухвальные с быстроходными дизелями. На ряде яхт использованы приводы Арнесона с ЧПВ. Владельцами таких яхт являются люди динамичные, ценящие время. Им импонирует возможность с компанией друзей быстро добраться до уединенной бухточки или безлюдного островка, расположенных милях в 100 от места стоянки, устроить там пикник, купание и к вечеру вернуться домой. В постройке яхт указанного типа особенно продвинулись такие фирмы, как "Sunseeker" и "Princess" (Великобритания), а также "Riva", "FIPA Group", "Pershing", "Italcraft", "Alfamarine" (Италия).
И все же подавляющее большинство современных моторных яхт длиной до 25 м имеют скорости, редко превышающие 20-25 уз. Они, естественно, стоят дешевле и более экономичны в эксплуатации. Их используют для морских круизов малой продолжительности, рыбной ловли, однодневных выходов на прогулки. Массовым производством подобных яхт заняты верфи Скандинавских стран, Нидерландов, Германии, Тайваня, Италии и США.
Что же касается яхт так называемого "мегакласса", то здесь сложилась достаточно естественная ситуация, при которой наиболее многочисленный флот низшей размерной подгруппы (яхты длиной 28-36 м) насчитывает десятки единиц, развивающих максимальные скорости 40-48 уз. К наиболее скоростным судам этого вида относятся яхты с динамично-агрессивной внешностью модного для южных морей "полуоткрытого" типа (со скользящим закрытием крыши салона). Из новейших их моделей можно упомянуть 46-узловый "Predator 95" фирмы "Sunseeker" или 40-узловую яхту "Mangusta 108" фирмы "Overmarine".
Сложнее отношение к высокой скорости у заказчиков более крупных и дорогих моторных яхт длиной 40 м и более. Покупатели этих судов — как правило, весьма солидные люди, желающие отдыхать в максимально комфортных условиях. Наиболее поднатаревшие в строительстве яхт для таких людей голландцы предлагают проекты судов строгой традиционной архитектуры с богато отделанными каютами для 10-12 пассажиров. Пребывание на подобных яхтах не только во время проведения раутов у пирсов "марины", но и в открытом море должно быть комфортным, без изматывающих перегрузок и ударов о волну на большой скорости. Поэтому обводы корпусов этих судов водоизмещающего типа наилучшим образом приспособлены к ходу на волнении. Максимальные скорости составляют 15-17 уз, а значения экономической крейсерской скорости лежат в диапазоне 12-14 уз.
Но ведь у богатых бывают и причуды, которые стало возможным удовлетворять лишь благодаря последним достижениям технического прогресса и, естественно, щедрому финансированию проектных идей. История роста скорости крупных яхт обозначена вехами, установленными с участием как влиятельных любителей скорости, так и самых талантливых конструкторов. Отметим наиболее заметные из этих вех.
В 1957 г. английская фирма "Vosper Thornycroft" построила для греческого судовладельца Ниархоса яхту "Mercury" длиной 27 м, способную развивать скорость более 50 уз. В качестве корпуса для нее был использован корпус торпедного катера известной серии "Bravo" с деревянной обшивкой на алюминиевом наборе. Трехвальная силовая установка включала три конвертированные авиационные газовые турбины фирмы "Rolls-Royce" общей мощностью 7725 кВт, работавшие на гребные винты. С этой поры установление "рекордов" скорости для крупных моторных яхт практически неизменно связано с использованием легких и компактных газотурбинных двигателей.
В 1983 г. фирма "Luerssen" построила для известного пристрастием к скоростному водно-моторному спорту миллиардера арабского происхождения Али Хана яхту "Shergar" длиной 46 м, способную развивать 45 уз. Энергетическая установка, выполненная по схеме "CODAG"1, включала спарку из двух газовых турбин "Rolls-Royce"/"Allison" общей мощностью 5110 кВт, работавшую через суммирующий редуктор на средний бустерный (форсажный) водомет "KaMeWa 112B" и два дизеля "MTU" мощностью по 1060 кВт, приводившие два управляемых бортовых водомета той же фирмы "KaMeWa". Экономическую скорость 15 уз обеспечивала работа только одних дизелей.
С момента создания "Mercury" прошло почти тридцать лет, прежде чем в 1986 г дизельная яхта "Chato", построенная итальянской верфью "Baglietto", смогла развить скорость свыше 50 уз. Правда, эта яхта скромной для класса "мега" длины 26 м превысила указанный скоростной барьер сразу на целых 12.5 уз.
Конец 80-х — начало 90-х гг. прошлого столетия ознаменовались прорывом в эволюции скоростных океанских катеров, в значительной мере связанным с попытками установить рекорд скорости пересечения Атлантического океана.
После рекордного пересечения Атлантики катером ‘Virgin Atlantic Challenger II" в июне 1986 г. (средняя скорость перехода — около 36.2 уз, три дозаправки в пути) последовала неудачная попытка итальянской фирмы "Azimut" поставить новый рекорд на 25-метровом катере "Azimut Atlantic Challenger" с дизельной установкой, работающей на два водомета (катер, правда, рекорд не установил, но практически пересек Атлантику без остановок на дозаправки). В 1989 г. катер гавайского миллионера и гонщика Тома Джентри "Gentry Eagle" длиной 33.5 м с комбинированной установкой по схеме "CODAG" побил прежний рекорд трансатлантического перехода, показав среднюю скорость 48.3 уз.
Через три года — в 1992 г. — итальянцы сумели отыграться: в ходе безостановочного перехода 67-метрового газотурбинного катера "Destriero", постройку которого на верфи "Fincantieri" спонсировал упоминавшийся выше Али Хан, был установлен так и не превзойденный до наших дней рекорд безостановочного пересечения Атлантики со средней скоростью 53 уз. "Destriero", спроектированный под руководством английского конструктора Доналда Блаунта, на испытаниях развивал максимальную скорость до 67 уз. Его энергетическая установка состояла из трех газовых турбин "GE LM 1600" мощностью по 14 700 кВт каждая, работавших на три водомета "KaMeWa 125" (подробнее — см. "КиЯ" №158). Интересно отметить, что и "Gentry Eagle" и "Destriero" в настоящее время переоборудованы в яхты (что, впрочем, предусматривалось первоначальным проектом).
Технические новшества, отрабатывавшиеся на упомянутых катерах-рекорд-сменах, естественно, заинтересовали любителей высоких скоростей, способных заказывать себе сколь угодно дорогостоящие яхты.
В этот период (1990-1991 гг.) германская верфь "Blohm & Voss" заканчивала реализацию уникального проекта яхты "Есо". Судно с необычной внешней архитектурой имело длину 73.5 м, ширину 11.2 м и осадку 3.2 м при водоизмещении около 860 т. Проект был разработан Мартином Францисом совместно с проектным бюро "Clifford & H. Denn". В конструкции корпуса помимо алюминиево-магниевых сплавов были широко использованы новейшие композитные материалы. Энергетическая установка, работающая по той же схеме "CODAG", включает газовую турбину "GE LM 1600" мощностью 18 500 кВт работающую на средний бустерный водомет "KaMeWa 160В" и два дизеля "Deutz MWM BV16" мощностью по 3680 кВт, работающие на бортовые управляемые водометы "KaMeWa 112S". Подводное крыло, установленное у транца, на полном ходу создает подъемную силу до 120 т, уменьшая ходовой дифферент. Полученная на испытаниях максимальная скорость при работе всех трех двигателей составила 38 уз, скорость хода под дизелями — 18 уз. На яхте была предусмотрена возможность спуска на воду (с кормы) гидросамолета (новый владелец яхты, переименованной в "Katana", превратил площадку для хранения гидросамолета в баскетбольную).
Причуды миллионеров?
Новейшая история создания сверхскоростных моторных яхт тесным образом связана с именами двух талантливых конструкторов Герхарда Гильгенаста и Франка Мюльдера и заказчика — американского миллионера, занятого в бизнесе торговли автомобилями, Джона Сталуппи. Этому бизнесмену принадлежит не одна инициатива по созданию крупных высокоскоростных и комфортабельных моторных яхт.
Настоящий фурор произвела построенная для него по проекту Г. Гильгенаста в 1988 г. "Octopussy". Эта 40-метровая яхта с трехвальной дизельной установкой и водометами проектировалась на скорость 55 уз, однако на испытаниях даже при облегченном водоизмещении 128 т удалось развить только 53.17 уз. За недобор скорости верфь "Heesen" поплатилась штрафом в 300 тыс. долл. В отличие от ранее построенных скоростных яхт, "Octopussy" имела очень комфортабельные интерьеры, выполненные в стиле "хай-тек".
Но неугомонный Сталуппи не захотел останавливаться на достигнутом, и к 1992 г. норвежская верфь "Ulstein Eikefjord" построила для него по проекту уже другого конструктора — голландца Франка Мюльдера — яхту "Moonraker", развившую на испытаниях скорость 66.7 уз. Этому рекорду было суждено продержаться около восьми лет. Значительного снижения веса корпуса удалось добиться благодаря использованию композитных материалов; силовая установка включала газовую турбину, работавшую на средний бустерный водомет, бортовые управляемые водометы приводились дизелями.
Информация об изображении
Яхта "Katana" нарушитель спокойствия в среде яхтостроителей начала 90-х гг.
В середине 90-х гг. все тот же Джон Сталуппи заказал германской верфи "PR Marine" постройку очередной скоростной яхты с 35-метровым корпусом из композитных материалов, рассчитанной на скорость 55 уз. Энергетическая установка той же схемы "CODAG" включала газовую турбину "Lycoming TF 40" мощностью 3310 кВт и два дизеля "MTU 2000" мощностью по 1325 кВт. Все двигатели должны были приводить ЧПВ регулируемого шага (!), смонтированные на качающихся валах, наподобие приводов Арнесона. Эта движительно-рулевая система, названная "SDS", была разработана французской фирмой "France-Helice". Спроектированный Мюльдером корпус с обводами "глубокое V" и углом килеватости у транца 15° был снабжен притранцевыми плитами, утапливаемыми в днищевую поверхность и способными регулировать крен и дифферент яхты при выходе на глиссирование и на полных ходах. Однако строителям яхты, названной "Golden Eye", и ее заказчику не повезло: по причине неполадок яхта так и не вошла в эксплуатацию с описанным движительным комплексом.
Яхта "Katana" нарушитель спокойствия в среде яхтостроителей начала 90-х гг.
В 1995 г. верфью "Heesen" были построены по проекту Ф. Мюльдера две однотипные яхты — "Bonita" и "Teeth" длиной по 37 м; конструктивно они очень напоминали яхту-рекордсмена "Moonraker", но развивали скорость только в 53 уз.
Между тем, в конце 90-х гг. на крупных скоростных моторных яхтах еще более широкое применение стали находить газовые турбины. Ведь, по сравнению с дизель-редукторной установкой, масса такой турбины с редуктором почти в четыре раза, а занимаемый ими объем почти в десять раз меньше!
В Австралии верфью "Oceantast" в 1997 г. была построена газотурбинная 50-метровая яхта "Thunder" со скоростью хода более 40 уз. В Нидерландах верфью "De Vries" объединения "Feadship" в 1998 г. построена "Sussuro" длиной 49.5 м, развивающая максимальную скорость 49 уз. Энергетическая установка этой яхты включает газовую турбину фирмы "Detroit Diesel Corp." типа "TF 80" мощностью 6760 кВт работающую на средний водомет "Lips LJ110DL", и два дизеля "Paxman 12VP185" мощностью по 2575 кВт, работающие на бортовые водометы "Lips LJ95DL".
Компания "Detroit Diesel" поставила в 1998 г. мощные газовые турбины модели ‘TF 40" на три яхты, а в 1999 г. — турбины "TF 40" и ‘TF 50" еще на четыре яхты, строящиеся в Италии верфью "Overmarine".
В 2001 г. объединение "Feadship" построило для американского заказчика яхту "Detroit Eagle" длиной 43 м с алюминиевым корпусом. Яхта имеет установку по схеме "CODAG" с турбиной типа "TF 50" мощностью около 4250 кВт, работающей на установленный в ДП водомет, и двумя дизелями "MTU 16V4000" мощностью по 2720 кВт, работающими на бортовые винты фиксированного шага. На испытаниях яхта продемонстрировала скорость 35 уз.
Однако скорости упомянутых выше яхт, как видим, не превышали 50 уз. А как же обстоит дело с перекрытием рекорда "Moonraker", установленного в 1992 г.? Оказывается, любителей высокой скорости на воде можно найти и в среде коронованных особ. Так, по заказу короля Испании Хуана Карлоса английским конструктором Доналдом Блаунтом была спроектирована 41.5-метровая яхта с установкой "CODOG"2, рассчитанная на достижение скорости не менее 65 уз. Проект был доработан конструкторами испанской верфи "Izar" в Сан-Фернандо. Эта верфь в 2000 г. и осуществила постройку яхты, названной, как и предыдущая 50-узловая яхта монарха, "Fortuna".
Глиссирующий корпус с обводами "глубокое V" имеет двойную скулу и оборудован транцевыми плитами для регулировки дифферента при преодолении "горба сопротивления". В целях максимального облегчения корпус изготовлен из алюминиевого сплава, а надстройка и внутренние выгородки — из сверхлегких композитных материалов. Внутренние помещения яхты выглядят не по-королевски скромными. Для облегчения веса даже ковры заменены легкими циновками, а сэндвичевые выгородки оклеены шпоном сикаморы толщиной всего 0.5 мм.
Информация об изображении
Яхта "Moonraker" — рекордсмен по скорости среди моторных яхт с 1992 по 2000 г.
Трехвальная газотурбинная установка с водометами "KaMeWa" обеспечивает яхте скорость около 68 уз, что делает ее на сегодняшний день самой скоростной мегаяхтой в мире. Экономическую скорость яхта может поддерживать при работе на бортовые водометы вспомогательных дизелей. "Fortuna" — частная яхта короля Испании, он лично может управлять ею в море. В целях безопасности монарха и его гостей стенки надстроек и все остекление выполнены из пуленепробиваемых материалов.
Яхта "Moonraker" — рекордсмен по скорости среди моторных яхт с 1992 по 2000 г.
Долго ли продержится "Fortuna" в звании быстрейшей мегаяхты мира? Фирма "Millenium", занятая проектированием скоростных моторных судов, в настоящее время строит на верфи "Dumacon" (Нидерланды) яхту "Millenium 140" длиной 42.4 м. Главным конструктором является уже знакомый нам Мюльдер. Корпус построен из алюминиевых сплавов. Трехвальная установка включает газовую турбину работающую на средний бустерный водомет "Lips LJ84E", и два дизеля, работающих на бортовые управляемые водометы "Lips LJ77E". Расчетная скорость составляет 69-70 уз. Яхта "Millenium 140" строится все для того же не раз упоминавшегося Джона Сталуппи! Она обладает дальностью плавания, обеспечивающей даже переход через Атлантику (правда, при существенно сниженной, по отношению к максимальной, скорости).
Еще одна яхта-претендент на побитие рекорда "Moonraker" достраивается в Италии на верфи "Intermarine" по проекту фирмы "Wally" (Монако). "Wally 118" длиной 36 м сможет развивать скорость свыше 70 уз при общей мощности энергетической установки 12.5 МВт. В печать просочились сведения о том, что модельные испытания в опытовом бассейне проводились с расчетом на скорости вплоть до 85 уз. Спроектированная под руководством Луки Бассани яхта обладает совершенно необычным "милитаризованным" внешним видом. Оригинальны и авангардные интерьеры. Широко используются тонированное стекло и раздвижные конструкции перекрытий. Стоимость этой яхты оценивается в 17.3 млн. долл.
"А какой же русский не любит быстрой езды?" — Можем мы вопросить вслед за Николаем Васильевичем Гоголем. Возможно, и найдется редкий русский, который этого не любит, но уж точно — не всякий русский может себе заказать "царь-яхту", которая строится в настоящее время на верфи "Van Lent" объединения "Feadship" для неустановленного нашего соотечественника. Из скупой информации, поступающей с верфи, известно, что строящаяся яхта имеет наибольшую длину 86 м и водоизмещение более 1000 т. Она будет располагать роскошно оборудованными помещениями для владельца и его гостей, двумя вертолетными ВПП, гаражом для автомобиля и разъездными катерами.
Общая мощность трехвальной энергетической установки, работающей по схеме "CODAG", составит более 30 МВт. Она будет включать газовую турбину "LM 2500" мощностью 22 000 кВт, работающую на крупнейший в мире бустерный водомет фирмы "Lips" модели "LJ210" и четыре дизеля "MTU 4000" мощностью по 2200 кВт каждый, работающие попарно на бортовые винты регулируемого шага фирмы "Lips". Только при работе дизельных приводов и бортовых ВРШ яхта будет способна развивать 28 уз. При подключении же газотурбинной части установки скорость превысит 50 уз. Запасы топлива достаточны для перехода экономической скоростью через Атлантику.
Интересно, сколько может стоить такое "русское чудо"? По-видимому, у будущего владельца яхты средств достаточно, поскольку в порядке подготовительной "тренировки" им уже куплена упоминавшаяся выше яхта "Sussuro" (49 уз).
Мы рассмотрели только реализованные или реализуемые в настоящее время проекты скоростных моторных яхт3. А ведь уже известно, что в проектных бюро разрабатывается несколько проектов яхт, скорости которых превышают 80-и 100-узловые барьеры! Причем размеры их позволяют причислить суда к категории "мега". То, что такие проекты готовятся, вполне естественно, — на них найдется спрос. "Люди всегда любили скорость, — заметил как-то Франк Мюльдер. — Все, что необходимо для создания высокоскоростных яхт, так это технологические возможности и деньги..." Заметим, очень большие. Ведь для увеличения скорости, к примеру, 40метровой яхты с 20 до 40 уз стоимость пропульсивной установки возрастает примерно в четыре раза, а общая стоимость яхты — более чем на треть; стоимость же самой 20-узловой "базовой" яхты превышает 15 млн долл.
Можно прикинуть, что за минувшую четверть века построено не более полутора десятка яхт длиной свыше 30 м, скорость которых превышала 50 уз. Это совсем немного, если учесть, что годовой портфель заказов на моторные яхты колебался в этот период от 50 до 250 единиц. Есть уверенность, что коль скоро технический прогресс позволяет создавать все более высокоскоростные яхты, найдутся и богатые энтузиасты, способные заказывать такие суда. К тому же, читатель смог заметить, что практически все высокоскоростные яхты имеют многорежимные энергетические установки, способные гибко использовать установленную мощность и экономить топливо на длительных переходах, сохраняя полную мощность для демонстрационных пробегов или форс-мажорных обстоятельств.
Вячеслав Зубрицкий. По материалам журналов "Boote Exclusiv", "Boat International", "Speed at Sea", "Power Boat" и "Yacht Capital".
Примечания
1. CODAG — Combined Diesel And Gas turbine (англ.) — комбинированная силовая установка с возможностью совместной работы дизельной и газотурбинной составляющих.
2. CODOG — Combined Diesel Or Gas turbine (англ.) — комбинированная силовая установка, в которой дизели и газовая турбина могут работать только попеременно.
3. Известный специалист Дэг Пайк пишет в этой связи: "Уже сейчас мы нередко видим суда, развивающие скорость за пределами разумных потребностей". Неслучайно, как отмечалось в "КиЯ" №174, при модернизации той же "Octopussy" энергетическую установку реконструировали с таким расчетом, чтобы максимальная скорость, достижимая лишь на тихой воде, снизилась до 42 уз, зато крейсерская скорость, которую можно было поддерживать в открытом море при сохранении комфортных условий на борту повысили до 24 уз, т е. вдвое. И вообще, особенно при постройке малых и средних моторных яхт различима тенденция некоторого снижения максимальных расчетных скоростей.