На мою долю выпала интересная задача: участвовать в сравнительных испытаниях двух 30-футовых мотолодок — катамаранов для спортивного рыболовства.
Одна модель — Cobra Predator Flush Deck Cuddy — была оснащена тремя подвесными моторами Suzuki EFI мощностью по 225 л.с. и должна была развивать скорость 80 статутных миль в час, а другая — HydroCat Cuddy Catamaran — двумя точно такими же моторами, и ее расчетная скорость соответственно несколько меньше: 50 миль в час. Я поинтересовалась. — чем еще различаются катера, помимо скорости? Мне ответили: стоит выйти в море — и вы увидите, что у каждого из них свой характер.
Когда я увидела эти катера, стоящие борт о борту причала, мне показалось, что они, если и не близнецы, то, по крайней мере, близкие родственники. Однако вскоре я убедилась в справедливости сказанного испытателями.
"Cobra" оказался не только более "прилизанным внешне", но и более спортивным. Он "ревел" своими тремя моторами так, что хоть уши затыкай. Питер Казини, проектировщик, строитель и владелец катера, предупредил: "Эта машина для тех парней, которые хотят иметь сразу все. Им нужна не только мореходная платформа для ловли спиннингом, но и главным образом — скорость!"
В первый день испытаний "Cobra" показала приличную скорость — 76.9 мили в час, но Казини был разочарован и объяснил, что гребные винты надо подбирать. Он сказал, что двигатели разогнались до 5900 оборотов в минуту, и ограничитель числа оборотов сработал раньше, чем моторы развили полную мощность. В дальнейшем Казини установил на боковые подвесные моторы винты диаметром 14.5 дюйма с шагом 32.5 дюйма (стандартные) и четырехлопастной винт на средний мотор. Катамаран развил большую скорость, прежде чем сработал ограничитель оборотов.
Удержатъ гребные винты погруженными в воду трудно, поскольку судно предназначено скорее для полета, чем для плавания: корпуса и мост катамарана спроектированы так, чтобы воздушный поток сжимался, образуя скоростной аэродинамический подпор. Внутренняя высота борта — 27 дюймов в носу и 11.75 дюйма в корме, а это значит, что на скорости катамаран практически парит на воздушной подушке. Вот почему, превысив скорость 55 миль/час, мы получили большую экономию топлива за счет аэродинамической разгрузки, создаваемой мостом. С другой стороны, при этом высоко задирались носы, ограничивая видимость по курсу.
Судно очень легкое. Композитный стеклопластик с армированием кевларом, с пенопластом высокой плотности и основой из бальзы сделал корпус прочным и жестким, не увеличив его вес. Вместе с тремя моторами "Cobra" весит немногим больше 2.8 т.
Килеватость корпусов уменьшается от носа к корме, что повышает его маневренность. В этом я убедилась, сделав несколько крутых поворотов на крейсерской скорости. Крен был минимальным, подсоса воздуха к винтам — почти никакого. Казини ухитрялся делать еще более крутые повороты. Дело пошло чуть хуже, когда он попытался "рисовать" восьмерки, но в общем тоже получалось неплохо. Острые носы катамарана легко разрезали волну высотой 60-90 см. Для регулировки ходового дифферента имеются транцевые плиты, но их эффективность в первый день испытаний не замерялась.
Судно хорошо слушается руля благодаря гидравлической передаче с переменным усилием, заимствованной у гоночных судов. Стоит повернуть рукоятку под рулевым колесом на большую скорость, и для поворота руля потребуется большее усилие, что повышает устойчивость на курсе. На меньших скоростях, например, при маневрировании вокруг препятствий, ручку нужно повернуть обратно, и поворачивать руль будет легко.
Это — черта скорее чисто гоночных судов, a "Cobra" все-таки предназначена для спортивного рыболовства и, естественно, оборудована спиннингами. Четыре держателя для них расположены на алюминиевой радарной раме, еще четыре — на планшире в корме и два — в носу. Для хранения спиннингов служат два 7-футовых рундука, расположенных вдоль борта.
Живая приманка хранится в садке емкостью 35 галлонов, а улов — в омываемом проточной водой ящике емкостью 70 галлонов. По желанию заказчика может быть установлен холодильник. Для деловых людей есть встроенный сотовый телефон. Досуг скрасит стереосистема с кассетным и CD-проигрывателем и шестью колонками. В целом катамаран идеален для прогулок вдвоем.
Второй катамаран — "HydroCat" приспособлен, скорее, для семейного отдыха. Он на 20 дюймов шире, чем "Cobra", и более остойчив, хотя фантастической скорости, для которой остойчивость была бы крайне важна, мы так и не развили. Мы "выжали" из катера только 44 мили в час. Это не очень много, но нужно учитывать большую нагрузку (5 человек и полный запас топлива) и то, что это был практически первый день выхода на воду. Катер может быть также оснащен двумя дизельными двигателями Volvo Penta мощностью по 170 л.с. Компания утверждает, что в этом случае при установке угловых колонок с винтами "тандем" (дуопроп) можно уверенно развивать скорость 50 миль/час. Кроме того, улучшится управляемость. Впрочем и под двумя подвесными моторами управляемость была вполне достаточна.
По словам Фреда Форта, главного инженера компании HydroCat. корпуса катамарана имеют форму "глубокого V" в носовой части, но к корме становятся почти плоскими. Это позволяет катеру поворачивать так же круто, как и "Кобре", без заметного крена даже на скорости 28 миль/ч. Замысловатые маневры на акватории гавани показали, что пропульсивный комплекс у катера действительно спроектирован оптимально с точки зрения маневренности. С другой стороны, у него практически вертикальные борта, и в ветреную погоду на пассажиров катамарана падают тучи брызг.
Катамаран очень легко выходит на режим глиссирования, причем даже при разгоне с места сразу на полный ход видимость по курсу прекрасная.
Катер хорошо приспособлен для плавания по взволнованному морю. Все спроектировано так, чтобы сократить до минимума шум и вибрацию.
Благодаря большей ширине "HydroCat" значительно просторнее: площадь кокпита составляет 120 кв. футов, т.е. примерно на 15% больше, чем у катамарана "Cobra". Планировка палубы продумана очень тщательно. Разумеется, в нем есть все стандартные элементы рыболовного оборудования — держатели для шести спиннингов, садки для наживки, ящики для улова, рундуки для хранения рыболовных принадлежностей. Благодаря большей высоте борта у "HydroCat" удачнее использован принцип многоуровневой планировки. В результате, хотя настил кокпита. палубы корпусов и соединительная платформа находятся на разных уровнях, все приборы (включая чисто рыболовную аппаратуру) находятся перед глазами и за ними легко следить во время движения. На катере есть небольшая рубочка с кладовкой для хранения карт, огнетушителя и кранцев, а также туалетом. Для любителей комфорта катер может быть оборудован маленькой каютой с одной койкой.
Сравнение этих двух катеров убедительно показывает, насколько многолики могут быть катамараны даже при одинаковой длине. Выбор — дело вкуса и личных предпочтений покупателя.
Характеристики катера «Кобра»
Цена при базовой комплектации $55995 при двух ПМ Susuki EFI по 225 л.с. Вариант комплектации: три таких ПМ.
Стандартное оборудование: 2 стационарных гидравлически поднимаемых кронштейна для ПМ со световой индикацией; AM/FM стереопроигрыватель и проигрыватель компакт-дисков с четырьмя водонепроницаемыми аудиоколонками, садок для живой рыбы емкостью 35 талонов с циркуляцией воды; ящик для хранения улова с термоизоляцией емкостью 232 л; 2х7-футовых рундука для хранения удилищ; 2 ящика с термоизоляцией для хранения наживки; место для подготовки наживки с раковиной; место для обмыва забортной водой; 16-футовые держатели для удилищ; гидравлическое рулевое управление.
Варианты оборудования: стерео-кассетный магнитофон и проигрыватель CD на 7 дисков «Clarion» плюс 6 аудиоколонок; холодильник «Norcold»; одно откидное сиденье.
Материал корпуса: кевлар и стеклопластик с основой из бальзы толщиной 3/4 дюйма: усиленный пояс обшивки — кевлар; стрингера и переборки — плотный пенопласт с 2 слоями двунаправленного стеклопластика; крепление деталей — болты на клею с покрытием стеклопластиком (всего от днища до палубы 5200 соединений).
Спецификация: длина наибольшая — 29'10". ширина — 8'4". осадка — 1'3"; вес — 5740 фунтов вместе с 2 ПМ: запас топлива — 194 галлона.
Винты: 2 суперкавитирующих ГВ с диаметром/шагом 14.4''/31.5''; 1 суперкавитирующий ГВ с диаметром/шагом 15''/31,5''; управление через гидроусилитель Invisible Touch («невидимое прикосновение»); триммер Kiekhaefer K-Pianes.
Условия испытаний: температура — 70°F, влажность — 70%, ветер — 20-25 узлов, волнение — 2-3 фута, нагрузка — 3/4 запаса топлива, без воды, 4 человека, минимальный ЗИП.
Скорость усреднялась после проходов «туда и обратно», измерялась посредством ручного радара «Stalker». Расход топлива измерялся посредством расходомера «TechMate». Дальность плавания: 90 % от заявленной по запасу топлива. Уровень шума определялся по шкале А. 68 дБ — соответствуют уровню шума для нормального разговора.
Результаты испытаний катамарана "Cobra"
Обороты, об/мин. | Скорость, узлы | Расход топлива, л/ч | Дальность плавания, стат. миль | Уровень шума, А(дБ) |
1500 | 6.7 | 29.5 | 172 | 75 |
2000 | 6.8 | 72.7 | 71 | 83 |
2500 | 7.4 | 89.7 | 63 | 86 |
3000 | 28.0 | 94.2 | 226 | 100 |
3500 | 35.5 | 112.4 | 240 | 103 |
4000 | 40.7 | 132.9 | 233 | 104 |
4500 | 45.4 | 137.4 | 251 | 104 |
5000 | 56.7 | 153.3 | 281 | 106 |
5900 | 66.8 | 254.4 | 200 | 106 |
Характеристики катера «Хайдрокэт»
Цена при базовой комплектации $96400 с двумя ПМ Suzuki EFI по 225 л.с. Вариант комплектации: 2 дизельных двигателя (с колонками) Volvo Penta KAD32P/DP по 170 л.с. каждый.
Стандартное оборудование: самоосушающаяся палуба; садок с насосом для живой рыбы, место для обмыва забортной и пресной водой; термоизолированные ящики для улова.
Материал корпуса: особо стойкое к ультрафиолетовым лучам декоративное покрытие; покрытые стеклопластиком стрингеры; в корпусе — многоразмерные и однонаправленные армирующие волокна; Core-Cell выше ватерлинии и в палубе.
Спецификации: длина наибольшая — 30'2'', ширина — 10'. осадка — 1'7''; вес — 6140 фунтов с 2 ПМ; запас топлива — 200 галлонов; запас воды — 40 галлонов.
Винты: трехлопастные диаметром/шагом 14.5''/20''; управление — гидравлическое; триммер — отсутствует.
Варианты оборудования: Т-образная рама «Blue Marline» с четырьмя установками для запуска сигнальных ракет и держателями, авторулевой Navico РН500; рыболокатор/графопостроитель глубин Furuno 1610; аппаратура для внутренней голосовой связи Icom 45 VHF.
Условия испытаний те же, нагрузка — полный запас топлива, без воды, 5 человек, минимальный ЗИП.
Результаты испытаний катамарана "HydroCat"
Обороты, об/мим. | Скорость, узлы | Расход топлива, л/ч | Дальность плавания, стат. миль | Уровень шума, А(ДБ) |
1500 | 7.8 | 30.3 | 201 | 73 |
2000 | 9.1 | 46.9 | 152 | 74 |
2500 | 11.0 | 46.2 | 186 | 79 |
3000 | 15.3 | 56.8 | 211 | 81 |
3500 | 13.7 | 112.4 | 208 | 84 |
4000 | 24.2 | 93.1 | 204 | 93 |
4500 | 29.6 | 117.3 | 198 | 98 |
5000 | 33.4 | 161.2 | 162 | 100 |
5900 | 38.5 | 193.0 | 156 | 104 |