Скорость остается одним из важнейших критериев при оценке таких морских транспортных средств, как паромы-катамараны. Продолжается разработка новых концепций, при которых становится реальной эксплуатационная скорость 80 узлов, недостижимая при существующих «традиционных» типах судов и компоновке двигательно-движительных установок.
В немецком журнале «Шифф унд Хафен — Зеевиртшафт» напечатано сообщение «Комбинированная водометная установка («Hybrid-Jet-Propulsion») открывает новые возможности», кратко излагающее содержание двух германских патентов.
Авторы утверждают, что, по-новому сочетая уже известные технические решения, можно добиться повышения скорости до 80 уз без увеличения расхода топлива и лишь при незначительном росте строительной стоимости двухкорпусного судна.
Рассматриваются девять основных принципов новой комбинированной системы.
1. Корпуса получают наиболее выгодное (большее, чем обычно) относительное удлинение L/В благодаря тому, что предлагается последовательное расположение двигательно-движительных установок (водометных) одна за другой вдоль корпуса. Система может оказаться наиболее приемлемой на судах с узкими, «пронзающими» волну корпусами. Предлагается применить водометы центробежного типа с водозаборным отверстием в днище и управляемой системой сопел и заслонок, позволяющей выбрасывать струю через внешний борт назад, вперед (задний ход) и перпендикулярно ДП (поворот).
2. При этом сохраняется расположенный в кормовой части узкого корпуса «маршевый» двигатель, работающий на гребной винт, рассчитанный на максимальную эксплуатационную скорость. Никаких рулей за корпусами нет, что позволит несколько снизить сопротивление движению.
3. Система из четырех мощных «бортовых» водометных установок позволяет обеспечить высокую маневренность при любой скорости и даже без хода.
4. Предлагается одновременное применение различных типов двигателей (дизель — газовая турбина), позволяющее добиться максимальной эффективности установки в целом с учетом гибкого изменения режимов работы на конкретном маршруте.
5. Наладив серийную постройку двухкорпусных скоростных «платформ», можно широко варьировать назначение судна, меняя надстройку и состав оборудования (автомобильный паром; контейнеровоз; пассажирское судно с креслами авиационного типа или с комфортабельными Отдельными каютами; патрульно-экспедиционное судно и т. д.).
6—8. Применение подводных крыльев, расположенных между корпусами, позволит добиться существенного повышения скорости при постоянной мощности. Рассматривается, например, дающее максимальный эффект (см. кривые изменения скорости) сочетание: постоянные стартовые носовое и кормовое крылья и поворотное — откидывающееся в рабочее положение из-под днища «маршевое» крыло (две несущие поверхности) с регулируемым углом атаки.
9. Применение независимой механической системы управления (автоматика, продублированная ручным приводом) позволяет обеспечить высокую надежность.
Подробности можно получить по патентным шифрам: Р 4105755.4 и Р 4207899.4.