Информация об изображении
Плавание под веслами на надувной лодке «Нырок-1» с поврежденным кормовым отсеком
Даже на малой — одноместной — надувной лодке «Нырок-1» длиной 2,1 м и диаметром бортового баллона всего 0,29 м объем воздуха, заключенного в камере борта, составляет 470 л. В то же время на обычных серийных четырех-, пятиместных лодках с жесткой обшивкой запас плавучести, как правило, не превышает 150—200 л.
Плавание под веслами на надувной лодке «Нырок-1» с поврежденным кормовым отсеком
Владельцу лодки надо знать, что сейчас, когда безопасности плавания всех прогулочно-туристских судов придается особое внимание, все надувные лодки проектируются с запасом плавучести, который в несколько раз превышает расчетную величину, необходимую для поддержания лодки на плаву в случае полного заполнения водой ее кокпита с находящимся в нем штатным числом пассажиров.
Для повышения надежности конструкции — предотвращения возможности одновременной потери всего основного запаса плавучести при каком-либо местном нарушении герметичности — камеру плавучести разделяют на несколько герметичных примерно равных по объему отсеков. Количество отсеков (их величина) выбирается таким, чтобы выход из Строя одного из них не приводил к полной потере запаса плавучести. Каждый из этих отсеков имеет отдельное устройство для наполнения воздухом. Расположение разделяющих отсеки эластичных перегородок на малых лодках выбирается таким образом, чтобы отсеки (или элементы отсеков) были симметричны относительно миделя и в случае аварии лодка не кренилась и не переворачивалась даже с полной нагрузкой — оставалась на ровном киле.
При повреждении оболочки и нарушении герметичности отсека выгораживающие его перегородки воспримут давление воздуха соседних отсеков и будут прогибаться в сторону наименьшего давления — в поврежденный отсек. Поэтому к перегородкам предъявляются довольно жесткие требования в отношении как прочности, так и герметичности крепления по периметру.
Перегородки могут делить камеру плавучести в вертикальной или горизонтальной плоскости. С точки зрения безопасности плавания малых лодок предпочтителен второй вариант, однако он менее технологичен; трудоемкость работ и расход материалов при вклеивании горизонтальных перегородок значительно больше, чем при вклеивании вертикальных. Из различных конструкций горизонтальных перегородок на выпускаемых в настоящее время надувных лодках наибольшее распространение получила Конструкция «труба в трубе». В этом случае внутрь основной цилиндрической камеры борта по всей ее длине (или на отдельном участке) вклеивается надувной цилиндр меньшего, чем борт, диаметра. Объем внутреннего цилиндра должен обеспечивать поддержание лодки на плаву при утечке воздуха из основной камеры. Отметим, что такая конструкция перегородок характерна для надувных лодок, изготовляемых методом сварки из полихлорвиниловых пленок.
В конструкциях современных надувных лодок из прорезиненной ткани чаще применяются вертикальные перегородки одного из трех основных типов; конусообразные, дискообразные и куполообразные. Наиболее распространены конические — конусообразные перегородки. Куполообразные перегородки сложнее в изготовлении; в случае нарушения герметичности оболочки такая перегородка прогибается в сторону поврежденного отсека очень сильно, что приводит к большой потере давления в смежном отсеке.
Дискообразные «плоские» перегородки прогибаются и вытягиваются меньше, чем куполообразные и конические, а потеря давления незначительна. Недостатком дискообразных переборок является то, что при резком падении давления в соседнем отсеке внутреннее давление в неповрежденном отсеке действует на перегородку с максимальной силой и это может привести к отрыву переборки от стенок камеры.
Для надувных лодок, эксплуатирующихся в особо трудных условиях, помимо разделения камеры на несколько отсеков дополнительно повышают аварийный запас плавучести введением внутрь отсеков какого-либо синтетического вещества, обладающего собственной плавучестью. Вещество в виде брикетов или гранул вводится через отверстия в оболочке и частично заполняет внутренний объем камеры плавучести.
При повреждении оболочки (незначительный по величине прокол, разрез, разрыв и т. д.), приводящем к нарушению герметичности и уменьшению плавучести лодки, Сидящим в лодке людям необходимо сохранить спокойствие. Первые минуты после аварии всегда самые неприятные: складывается впечатление, что воздух стремительно выходит даже не из одного отсека, а из всего надувного баллона и оставшегося объема воздуха в неповрежденных отсеках не хватит для поддержания лодки на плаву. На самом деле это не так. Даже еще через несколько минут из поврежденного отсека по-прежнему будет выходить немного воздуха; в других же отсеках давление остается практически неизменным. Необходимо выяснить причину утечки воздуха — характер повреждения и принять решение о месте и времени проведения ремонта. Если повреждение небольшое, можно уменьшить утечку воздуха, например, закрыв отверстие резиновой пробкой или временной заплатой из липкой ленты и продолжать плавание до первой стоянки, где будет удобно произвести ремонт.
При действительно серьезном повреждении одного из отсеков происходит заметное падение давления во всей камере. Для обеспечения непотопляемости, например, малой гребной лодки с двумя отсеками поврежденную половину надо загнуть внутрь лодки — на надувное сиденье; она, несмотря на потерю воздуха, будет служить в качестве перемычки, исключающей проникновение воды в лодку. Если есть возможность, следует осторожно, чтобы не выдернуть клапан наполнения, подкачать целые отсеки.
При повреждении носового отсека надувной моторной лодки, имеющей киль и деревянные пайолы, обеспечивающие продольную и поперечную жесткость, для обеспечения непотопляемости также надо несколько загнуть внутрь лодки носовую часть; сбросив обороты двигателя, чтобы вода не захлестывала через нос, следует правильно удифферентовать лодку и повернуть к берегу, чтобы осмотреть лодку и произвести ремонт.
Если повреждена корма транцевой мотолодки, необходимо сразу же приподнять и зафиксировать мотор. На лодках О-образной формы лучше снять мотор с кронштейна и положить в кокпит, передвинуть бензобак и тяжелые вещи с кормы в нос. Естественно, плыть к берегу придется на веслах.
Каждый владелец надувной лодки должен знать ее возможности в поврежденном виде. С этой целью стоит произвести испытание своей лодки на непотопляемость при условном «проколе» по очереди каждого из отсеков камеры. Для этого достаточно вывернуть клапан наполнения отсека. Находясь в лодке, вы можете спокойно пронаблюдать ее поведение и изменение ее эксплуатационных качеств, оценить свои действия в условиях повреждения лодки.
После таких испытаний, которые проводятся, разумеется, в хорошую погоду и на неглубоком месте, вы будете готовы к любым неожиданностям, которые могут произойти во время плавания. Во всех случаях необходимо тщательно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации лодки и ее устройством.