Почти все существующие конструкции жестких разборных лодок имеют одни общий недостаток — большие габариты упаковки, в связи с чем их довольно сложно перевозить городскими видами транспорта. Увеличение количества только поперечных разъемов ведет к значительному усложнению конструкции, повышению веса и затрат времени на сборку и разборку. Поэтому, как отмечалось в статье «Конструктивные схемы секционных байдарок», напечатанной в №35 сборника, наиболее перспективным представляется сочетание поперечных и продольного разъемов при использовании фланцевых соединений.
Варианты таких сочетаний разработаны и проверены при изготовлении и испытаниях одноместной байдарка длиной 3,6 м и шириной 0,65 м (размеры пакета 1200X420X270) и каноэ длиной 5,2 м и шириной 0,9 м (1300X480X270); обе лодки секционные стеклопластнковые. В настоящей статье рассмотрены опробованные при этом варианты соединения секций на фланцах.
Надежность соединения зависит от качества примененных уплотнений и плотности стягивания фланцев смежных секций. Чем более жестки сами фланцы, тем меньше требуется крепежных элементов (болтов, «лягушек» и т. п.) для обеспечения достаточного и равномерно распределенного по всей площади усилия. Чем меньше крепежных элементов, тем проще и дешевле конструкция, тем меньше времени уходит на сборку а разборку.
При постройке одноместной байдарки были опробованы три варианта расположения герметизирующей резиновый прокладки между стягиваемыми фланцами. Вариант, показанный на рис. 1, а — самый простой и надежный; он рекомендуется для самостоятельной постройки лодок в любительских условиях. Два других варианта сложнее в изготовлении, но имеют свои достоинства. Стык между секциями при использовании закрытых прокладок становится малозаметным, а это важно не только из эстетических соображений, но и с точки зрения гидродинамики (на спортивно-туристских лодках). Кроме того, лучше обеспечивается сохранность самой резины — она «запрятана» в паз, меньше подвергается ударам при транспортировке, сборке и разборке.
Прокладки вырезаются из микропористой или вакуумной резины толщиной 4—5 мм и приклеиваются к фланцам клеем 88Н.
Следует отметить, что хотя стеклопластик не боится мороза, этого нельзя сказать о резиновых прокладках. С точки зрения сохранения свойств резины наиболее удачна схема шип — паз (рис. 1, в). Резиновую прокладку 2X4 можно просто вставлять в соответствующий паз (свободно, без приклеивания), а при укладке байдарки на зимнее хранение вынимать; в случае необходимости легко заменять прокладки.
Теперь собственно о фланцах и крепеже. Конструкция, показанная на рис. 1, а, наиболее проста, но для размещения необходимого количества болтов, отверстия под которые уменьшают жесткость фланцев, приходится увеличивать и их высоту, и их толщину. Шайбы 3 лучше заменять полосами из легкого сплава, приклепываемыми к фланцам. Рекомендуемые элементы фланцевых болтовых соединений приведены в табличке. Крепеж изготовляется из легкого сплава или стали с антикоррозийным покрытием.
Второй вариант (рис. 2) позволяет делать фланцы более низшими и уже поэтому более жесткими, но связан с необходимостью изготовления винтовых зажимов — струбцин.
Благодаря большой жесткости фланцев, усиленных приклепанными по периметру угольниками (рис. 3), количество струбцинок может быть значительно меньше, чем болтов при первом способе. Вполне достаточен шаг струбцин 200 мм. Во всяком случае на 3,6-метровой одноместной байдарке на каждом из двух поперечных разъемов мы поставили по 6 струбцинок.
Струбцины изготовляются из стальных пластин толщиной 1,5—2,0 мм по приводимому раскрою. Угловой профиль, усиливающий фланец, также несложно изготовить даже в домашних условиях. Мы взяли дюралюминиевый швеллер № 52 и уменьшили ширину его полок до 8 мм (с помощью ножовки) для облегчения гибки. Саму гибку выполняли вручную в деревянных тисках по шаблону. Полученная заготовка разрезалась вдоль на две части, которые затем и приклепывались к стыкуемым фланцам смежных секций.
Третий вариант (рис. 4) предусматривает использование съемных или приклепанных наглухо к фланцам прижимов-«лягушек». Этот способ значительно убыстряет и упрощает сборку н разборку, но менее надежен и потому не может быть рекомендован для лодок, рассчитанных на прохождения маршрутов высшей сложности.
Естественно, на одной и той же лодке можно применять одновременно и струбцины и «лягушки» в разных комбинациях. Необходимо иметь в виду, что, если уплотнения выполнены так, как показано на рис. 1, а, то «лягушки» не обеспечат надеждой связи между секциями в поперечном направлении. Этот недостаток устраняется установкой нескольких фиксирующих штифтов, запрессованных в один из фланцев.
Соединение по продольному разъему (по ДП лодки), не воспринимающее значительных нагрузок, можно сделать на разъемных петлях (рис. 5). Петли желательно изготовить из нержавеющей стали; при использования покупных петель надо регулярно смазывать их оси. Усиливающие дюралюминиевые уголки по фланцам в данном случае необходимы для повышения жесткости соединения и уменьшения числа петель. В качестве примера отметим, что для соединения половинок секции длиной 1,2 м вполне достаточно 5 петель.
В процессе пробной стыковки секций — при выборе количества и мест установки петель используются скобы, изготовляемые из стальных пластинок. Такие скобы советую иметь и в ремонтном наборе байдарки.
Если по каким-то причинам желательна полная замена петель скобами, потребуется фиксация секций с помощью штифтов. При изготовлении соединения с разъемными петлями сначала подгоняются по месту и приклепываются половины петель к дюралюминиевым уголкам, а затем уже уголки приклепываются к фланцам.
Подобную конструкцию разъема можно применять не только для соединения половинок средних секций, имеющих ровную линию киля, но и для концевых секций байдарки с некоторым изгибом и подъемом килевой линии; при этом несколько увеличится высота фланцев, образующих среднюю балку — кильсон.
Подчеркнем, что размеры элементов описываемых вариантов соединений, так же, как и толщины корпуса, зависят от грузоподъемности проектируемой лодки и от степени сложности предполагаемых маршрутов.