На примере этих двух судов можно составить представление о наиболее характерных тенденциях в проектировании комфортабельных катеров — моторных крейсерских яхт средних размеров. Подчеркнем: оба катера являются серийной продукцией; если при этом американский «Элглас-28» спроектирован всего полтора года назад, то «Фьорд Дипломат» выпускается норвежской фирмой «Норге боутс» уже в течение нескольких лет.
Катера предназначены как для непродолжительных выходов в копне недели, так и для сравнительно дальних походов не только по большим рекам и озерам, но и в прибрежной зоне морей. Поэтому конструкторы этих сравнительно универсальных судов поставили своей основной целью обеспечить максимальный комфорт для экипажа из 5—6 человек и высокую скорость.
Оба катера имеют высокобортные вместительные корпуса с относительно большой шириной: на «Элгласе» отношение длины к ширине составляет всего 2,48 — цифра, необычная для девятиметрового катера. Подобные корпуса американские яхтсмены метко называют комодами.
Благодаря большой ширине жилые помещения получились просторными; свободно размещаются два широких (с V-образным расположением цилиндров) двигателя. Высокий борт позволяет при относительно низкой рубке, что скрадывает громоздкость корпуса, иметь высоту в каютах, равную полному росту человека (1.85 м). По-новому решен на «Элгласе» экстерьер судна. Конструктор использовал возможность формовать из пластмассы изделия любой формы и сумел придать катеру динамичный внешний вид без акцента на обтекаемость рубки, характерного для быстроходных катеров начала 40-х годов.
Если говорить о комфорте, то преимущество явно на стороне «Элгласа», хотя этот новый катер на 0.65 м короче «Дипломата» и, к тому же, на нем установлены двигатели с прямым редуктором, а не более компактные установки с угловыми колонками, примененные на «Дипломате». Каюты «Элгласа» оборудованы шестью койками; здесь нормальный камбуз, объемистые платяные шкафы. Одна из разгадок состоит в том, что небольшая килеватость днища и высокий борт позволили применить двухъярусное расположение спальных мест, что нелегко сделать па корпусах с обводами типа «глубокое-V» (как у «Дипломата»).
Интересная деталь «Элгласа» — обтекаемые выступы в кормовой части днища в местах установки двигателей. Изнутри корпуса в эти выступы входят картеры двигателей, благодаря чему удалось разместить силовую установку необычно близко к корме. Достаточно просторен и кокпит катера, имеющий площадь 7 м2.
Салон на «Дипломате», как и на первом катере, оборудован столом с двумя диванами, которые на ночь превращаются в двуспальную койку: стол опускается вровень с диванами и на него укладываются спинки. Холодильник и камбуз размещены в кокпите за сиденьем пассажира с левого борта. При этом спиртовая плитка закреплена на нижней поверхности сиденья и в сложенном виде входит в мойку; такая же конструкция применена, например, па катере «Кальмар» (эскиз ее приведен в №22 сборника). В кокпит, точнее — под его платформу, перенесены и рундуки для хранения снаряжения, непромокаемой одежды и пр. Очень компактная силовая установка с двумя двигателями «Вольво-Пента» отделена от жилых помещений топливным отсеком и кладовой, что существенно снижает уровень шума в пассажирских помещениях. Кстати, при испытаниях «Элгласа» с двумя 90-сильными дизелями уровень шума на максимальных оборотах составил в каюте 92 дб, в кокпите 93 дб.
Обводы «Элгласа» рассчитаны на глиссирование со скоростью 50—60 км/час (число Фруда по водоизмещению FrΔ=3÷3,5). Плавание с такой скоростью предполагается, вероятно, на сравнительно спокойной воде, так как днище выполнено с малой килеватостью (10° на транце) н низким расположением скулы и носу. Ход на небольшой волне смягчается благодаря заостренным шпангоутам в носу, а подъему носовой волны и брызг препятствует широкий скуловой брызгоотбойник, простирающийся по всей длине корпуса. Легкая выпуклость бортов над скулой сделана для увеличения плавучести носа при входе катера в крупную волну. Для повышения устойчивости на курсе и уменьшения дрейфа при боковом ветре в кормовой части предусмотрен небольшой киль-плавник.
«Элглас» комплектуется бензиновыми двигателями мощностью по 250 л. с. или дизелями по 90 л. с. В первом случае максимальная скорость катера достигает 70 км/час, а крейсерская — 55 км/час. С дизельной установкой скорость вдвое меньше, но зато расходуется и час 30 л дешевого дизельного топлива вместо 120 л бензина.
«Фьорд Дипломат» имеет корпус с типичными мореходными глиссирующими обводами «глубокое-V». Килеватое днище (в корме 23е) снабжено тремя продольными реданами и скуловым брызгоотбойником. С двумя двигателями по 150 л. с. катер развивает максимальную скорость 50 км/час.
На «Дипломате» можно выходить в море при большей высоте волны, так как ударные перегрузки на килеватом днище гораздо меньше, чем на сравнительно плоском «Элгласе». Так что если «Элглас» можно отнести по району плавания к речным катерам с возможным выходом в море, то «Дипломат» — это уже типичный морской катер.
Оба катера снабжены устройствами для регулирования ходового дифферента в зависимости от нагрузки. На «Дипломате» это носовая дифферентная цистерна, заполняемая водой при полном запасе топлива или большом количестве пассажиров в кокпите, на втором катере — регулируемые транцевые плиты. Интересно отметить, что на испытаниях «Элгласа» с дизельной установкой удалось за счет транцевых плит вдвое снизить ходовой дифферент (с 7,5° до 3,5°); это соответственно увеличило скорость на 2 км/час и снизило часовой расход топлива на 2 л.