Начнем с того, что «универсальных» водных лыж не существует. Ведь у таких лыж, при переходе от одного упражнения к другому, в процессе езды должны были бы меняться размеры, форма, вес, убираться и снова выставляться кили и т. п.
В настоящее время различают: прогулочные, слаломные, фигурные и прыжковые водные лыжи. Вот в пределах этой классификации и можно дать требуемые рекомендации.
Прогулочные лыжи
Пожалуй, их можно с натяжкой назвать универсальными. С помощью этих лыж вы сможете выполнять простые виражи на свободной воде, проходить трассу слалома на /одной и двух лыжах при скорости катера-буксировщика до 42÷45 км/час и прыгать с трамплина высотой до 1,5 м при той же максимальной скорости.
Для широкого диапазона буксировочных средств — от моторной лодки с подвесным мотором до прогулочного катера со стационарным двигателем можно предложить следующую конструкцию прогулочных лыж.
Форма профиля поперечного сечения лыжи выбирается обычная прямоугольная, что значительно упрощает ее изготовление. Из этих же соображений выбрана и простейшая форма продольного изгиба: плоская, с загнутой носовой частью и постоянной толщиной по длине лыжи. Форма в плане выбрана близкой К типу «банан», который, по общему мнению, лучше всего удовлетворяет «универсальности» прогулочных лыж.
Эти лыжи можно использовать даже для прыжков. Когда американцы в пятидесятых годах впервые стали осваивать технику «двойного среза» при выполнении прыжка с трамплина, они пользовались именно такими лыжами. А известные американские спортсмены братья Осборны до самого последнего времени прыгали далеко за 30 м на лыжах формы «банан».
Наиболее сложным вопросом является установка креплений на прогулочных лыжах. Ведь если одна из них будет использоваться в качестве монолыжи для слалома, то крепления надо смещать вперед от поперечной линии, проходящей через центр тяжести лыжи. А для прыжков с трамплина мы должны смещать крепления в противоположную сторону. Поэтому оптимальный для себя вариант каждый воднолыжник выбирает сам, на практике. На рис. 1 представлен вариант установки креплений для выбранной длины прогулочных лыж.
Одной из конструктивных особенностей современных прогулочных водных лыж является небольшой диапазон изменения их максимальной ширины, порядка 17÷19 см.
Ввиду этого, при сохранении предлагаемой формы прогулочных лыж, различные вариации их по длине, в зависимости от предельных скоростей буксировки и веса воднолыжника, можно представить в виде графика (рис. 2).
График приведен для парных прогулочных лыж, причем рекомендуемые значения длин лыж следует выбирать внутри заштрихованной области. Если прогулочные лыжи будут использоваться для прыжков, то киль Шириной 0,8÷1,5 см необходимо делать из дерева. Желательно, чтобы прогулочные лыжи не были особенно тяжелыми, иначе ими будет трудно управлять, что очень важно для начинающих воднолыжников. Примерный вес пары прогулочных лыж с креплением — 6,5÷8 кг.
Слаломная монолыжа
Соревнования по воднолыжному слалому для спортсменов второго и выше разрядов проводятся теперь исключительно на монолыже, поэтому мы остановимся именно на этой конструкции.
На Брисбенском Чемпионате мира 1965 г. в Австралии был продемонстрирован первый тип клинкерных монолыж (рис. 3, а). Однако этот тип монолыж, повышенная поперечная устойчивость которых основана на гидродинамическом эффекте и повышении смачиваемой поверхности, не нашел широкого применения. Из ведущих воднолыжников лишь нынешняя чемпионка мира американка Лиз Аллан использует клинкерную монолыжу типа «диабла» (ряс. 3,6), и то лишь, по-видимому, из рекламных соображений.
Как показали чемпионаты мира 1967 г. в Шербруке (Канада) и 1969 г. в Копенгагене (Дания), большинство сильнейших воднолыжников мира используют монолыжи вогнутого профиля. Наибольшей популярностью пользуются французские лыжи фирмы «Рефлекс» (рис. 3, в) и американские монолыжи типа «туннель» (рис. 3, г).
О повышенной поперечной устойчивости такого типа лыж, по сравнению с лыжами простого прямоугольного профиля поперечного сечения, читатель может прочесть в сборнике №9, 1967 г.
В последнее время некоторые английские фирмы рекламируют новую конструкцию монолыжи, поперечный профиль которой (рис. 3, д) сочетает качества клинкерных и вогнутых лыж.
Ленинградские конструкторы в сезоне 1968 г. создали монолыжу «тримаран» (рис. 3, е), поперечный профиль которой содержит центральный и два симметричных боковых туннеля. Всесторонние испытания этой лыжи показали ее большую поперечную устойчивость. Лыжа достаточно хорошо вводится в поворот и «держит» при закантовывании ее на углы до 60° и выше. Однако если угол кантования составляет, к примеру, 45°, то выход из поворота и раскантовывание лыжи затруднено, что часто приводит к падению воднолыжника.
Практика показывает, что наиболее перспективными являются «туннельные» монолыжи (рис. 3, г).
Если говорить о характере продольного профиля современных монолыж, то прежде всего хочется отметить, что лыжи переменной по длине толщины типа «таперфлекс», рекомендуемые до последнего времени американцами, не пользуются популярностью у ведущих спортсменов.
Требование повышенной продольной жесткости для «туннельных» монолыж привело к увеличению их толщины до 22 мм и выше, которая сохраняется примерно постоянной по всей длине лыжи и несколько уменьшается лишь в месте носового изгиба (из технологических соображений).
Информация об изображении
Рис. 4. Зависимость длины слаломной монолыжи от веса лыжника и скорости буксировки
Продольный изгиб у монолыж имеется только в носовой части.
Рис. 4. Зависимость длины слаломной монолыжи от веса лыжника и скорости буксировки
Форма монолыж в плане в последнее время также изменилась — от бывшей популярной формы «капля» к форме «банан», хотя и не явно выраженной (рис. 3, ж). Во всяком случае, тенденция зауживать задний конец лыжи сейчас отсутствует.
О размерах киля, а также о способах установки креплений и киля на монолыже можно прочитать в том же девятом выпуске сборника или, если делать монолыжи рекомендуемой здесь длины, снять эти размеры с рис. 3, ж.
Максимальная ширина большинства спортивных монолыж колеблется в небольших пределах (16÷17 см) и может быть принята постоянной. При подборе длины монолыжи по весу спортсмена и максимальной скорости буксировки можно пользоваться графиком на рис. 4.
Напоминаем, что при установке креплений на монолыже для слалома можно пользоваться соотношениями:
где l — длина выбранной лыжи. Конкретное значение коэффициента в формулах выбирается спортсменом индивидуально, в зависимости от удобной для него разножки r по формуле:
Приведем несколько характерных размеров современных «туннельных» монолыж. Максимальная высота туннеля в средней части лыжи не превышает 10÷12 мм, в носовой части в месте выхода туннеля — 4÷5 мм, а в задней части в районе киля желоб выходит на поверхность скольжения. Ширина желоба в каждом сечении составляет (1/2÷2/3) ширины лыжи.
Вес монолыжи с креплениями колеблется в пределах 3,5÷4,5 кг.
Водные лыжи для фигурного катания
Фигурные лыжи — практически единственная разновидность водных лыж, где размеры ограничиваются правилами соревнований. Длина их, измеряемая вдоль нижней поверхности, не может быть меньше 100 см, а максимальная ширина не должна превышать 25 см.
До последнего времени говорили, в основном, о двух школах техники фигурного катания: американской и французской, которые подразумевали два типа лыж — тяжелые и легкие. Сейчас, когда результаты лучших европейских и американских воднолыжников-фигуристов довольно близки, можно говорить лишь о наиболее рациональной технике, которая обеспечивает выполнение максимального количества «дорогих» фигур за заданное время — 40 сек.
При прочих равных условиях поставленным требованиям лучше всего отвечают легкие фигурные лыжи, которые не связывают движения спортсмена лишним весом.
На рис. 5 показаны фигурные лыжи оптимальных, на наш взгляд, размеров.
Форма поперечного сечения фигурной лыжи — треугольник, либо постоянной высоты по всей длине лыжи, если ее материал одновременно достаточно легок и прочен, либо уменьшающийся но высоте от центра к концам лыжи.
Продольный изгиб фигурных лыж постоянен по длине, однако в некоторых конструкциях, например у французских лыж, изгиб у задних концов несколько больше, чем у передних, что не имеет принципиального значения.
Сейчас применяются две формы лыж в плане: вытянутый эллипс и усеченный эллипс.
Оптимальная ширина фигурной лыжи, обеспечивающая стабильное кантование при заходе на волну для выполнения фигуры в прыжке — 23,5 см; длина же, в зависимости от веса спортсмена, меняется в пределах 100÷120 см.
В одном и том же заезде спортсмен может выполнять фигуры как на двух лыжах, так и на одной, поэтому крепления на них устроены своеобразно. На сбрасываемой лыже крепление устанавливается точно по центру тяжести, поэтому S=0,5l.
На фигурной монолыже (рис. 5) крепление для вынесенной вперед ноги сдвигается от центра тяжести, поэтому:
Наконец, желательно, чтобы вес одной фигурной лыжи с креплением находился в пределах 2÷2,5 кг.
Прыжковые лыжи
Форма лыж в плане (рис. 6), равно как и форма профиля поперечного сечения, являются наиболее характерными параметрами прыжковых лыж, что сближает их с прогулочными. Однако по весу они гораздо тяжелее последних: вес одной прыжковой лыжи с креплениями достигает 4÷5 кг. Продольный профиль прыжковых лыж отличается от профиля прогулочных тем, что носовой загиб здесь довольно плавный и начинается уже от средней части лыжи. Это, с одной стороны, облегчает ввод в поворот перед началом среза, а с другой — обеспечивает большую прочность носовой части лыжи, испытывающей максимальную нагрузку при приводнении.
Крепление на прыжковых лыжах устанавливают так, чтобы выполнялось условие:
И, безусловно, эти лыжи должны быть достаточно прочными, чтобы выдержать несколько сотен прыжков.
Чтобы сделать лыжу, нужно сначала ’построить теоретический чертеж в натуральном масштабе.
Форма лыжи в плане вычерчивается с помощью лекал на плотном листе бумаги и вырезается по контуру (рис, 1, 3, 5, 6). Впоследствии она будет служить шаблоном при окончательной обработке заготовки.
Продольный профиль лыжи вычерчивается по диаметральной плоскости на каркасе или тонкой фанере и используется в качестве шаблона при изготовлении «болвана».
Если форма поперечного профиля — сложная, как, например, у слаломной монолыжи, то для контроля ее в каждой точке сечения также можно изготовить шаблоны из картона, однако это целесообразно делать лишь при массовом изготовлении лыж.