Часто в редакцию сборника приходят сообщения от владельцев лодок на конфликты при регистрации их судов в морских клубах ДОСААФ или в местных инспекциях Речного Регистра. Недоразумения возникают при определении максимального числа пассажиров, допустимого для безопасной эксплуатации лодки. Дело осложняется тем, что у нас еще не выработаны единые нормы оценки грузоподъемности или остойчивости прогулочных лодок.
Интересно в связи с этим обратиться к нормам безопасности для малых судов в США. Здесь полная грузоподъемность лодки определяется в зависимости от ее размеров, степени запалубленности и объема корпуса. Объем корпуса вычисляется до плоскости, проходящей через верхние точки борта на транце и форштевне. Если линия борта имеет седловатость, то объем корпуса вычисляется до плоскости, проходящей через самую низкую точку борта параллельно плоскости, построенной как указано выше (в случае выреза в транце расчетная плоскость проходит через кромку выреза).
Корпус делят по длине на четыре равные части, определяют площади получившихся сечений до верхней плоскости и, используя правило Симпсона или трапеций, вычисляют объем. Попутно рассчитывают отдельно площадь палубы А (м2) и ее закрытой части (в носу, по бортам и в корме) α (м2). Наибольшая допустимая нагрузка, включая двигатель, запасы топлива, снабжение и пассажиров (но не вес корпуса) составляет (в килограммах на каждый кубометр объема лодки):
Приводим график для быстрой прикидки допустимой нагрузки в зависимости от длины лодки и процента ее закрытия водонепроницаемой палубой. Умножая снятую с графика цифру на объем, получаем полную нагрузку. Если же из этой нагрузки вычесть вес двигателя, запасов топлива, аккумуляторов и снабжения, то останется так называемая переменная нагрузка, т. е. вес пассажиров или груза, который можно принять на борт.
Для определения максимального числа людей, допускаемых к посадке, берется меньшая из величин, получаемых по формулам:
или
Попробуем применить эти нормы к катеру «Прогресс». Объем лодки, определенный в соответствии с правилом, составляет 3,27 м3, отношение запалубленной части к площади всей палубы α/А=0,53, ширина 1,7 м, длина 4,6 м. Допустимая нагрузка:
Полная допустимая нагрузка 228·3,27=750 кг. Пассажировместимость с учетом веса подвесного мотора, бака с горючим, снабжения — 100 кг составляет:
по главным размерениям:
Таким образом, посадку в «Прогресс» можно разрешить пяти человекам.
Полученная цифра предельной нагрузки должна еще подтвердиться испытаниями на остойчивость. При испытаниях крен может создаваться людьми — тогда они должны сидеть на борту так, чтобы только не свалиться в воду. Если же применяются мешки с песком, их центр тяжести должен располагаться от линии борта не дальше, чем на 150 мм. Испытания проводят на тихой воде. Две трети переменной нагрузки располагают по борту у миделя, а одну треть — в ДП на миделе. При этих условиях лодка не должна «черпать» воду. Или же одну треть переменной нагрузки размещают на борту у миделя, другую — в ДП и остальное — в любом другом месте лодки.
Лодка не может быть рекомендована для семейного пользования (а значит и для широкой продажи), если она «черпает» воду при размещении груза в 100 кг на транце или по борту в любом месте по длине лодки и остальной переменной нагрузки — в ДП на миделе.
Если лодку предполагается использовать для буксировки воднолыжников или для плаваний аквалангистов, то ее остойчивость проверяют с 25%-ным запасом топлива, снабжением и грузом 100 кг, причем этот груз размещают на борту или транце в любом месте.
Думается, что эти нормы, установленные в результате большого опыта эксплуатации малых прогулочных судов США, могли бы найти применение и у нас, по крайней мере для лодок заводской постройки при их запуске в серийное производство. Неоспоримым достоинством норм является их наглядность и простота, отсутствие необходимости в специальном оборудовании и измерительных приборах при проверке.