В большинстве случаев полу- и полностью глиссирующие катера очень чувствительны к величине и положению нагрузки. При изменении нагрузки и положения центра тяжести ходовой дифферент катера на корму может увеличиться, а скорость резко снизиться. Для каждой лодки есть свой оптимальный угол дифферента (4—6'), при котором сопротивление воды движению минимально.
Особенно вреден чрезмерный дифферент на корму (увеличение смоченной поверхности корпуса; из-за сильного наклона гребного вала уменьшается упор гребного винта). В результате скорость судна падает, значительно повышается расход топлива на пройденный километр.
Уменьшить дифферент можно несколькими способами — изменить наклон подвесного мотора, угол установки гребного вала (в случае стационарного двигателя), перераспределить нагрузку, установить на днище у транца подпорный клин; все эти способы рассмотрены подробно в шестом выпуске сборника. Однако наиболее эффективны регулируемые транцевые плиты, на которых создается дополнительная подъемная сила, выравнивающая катер. При помощи этих плит катеру можно придать любой желаемый дифферент. Например, при выходе в плавание с полными запасами топлива можно установить судно на небольшой угол дифферента, необходимый для глиссирования. По мере расходования топлива этот дифферент может быть сохранен постепенным изменением (чаще всего увеличением) угла атаки транцевых плит. Таким же образом легко удифферентовать судно в случае, если несколько членов команды захотят позагорать на носовой палубе. А при сильном волнении и малой нагрузке, когда высокобортные транцевые катера становятся рыскливыми и плохо управляются, транцевые плиты могут быть установлены с нулевым углом атаки; катер получит дополнительный дифферент на корму, благодаря чему управляемость и условия работы гребных винтов значительно улучшатся.
В настоящее время обычно применяется пара транцевых плит, расположенных ближе к бортам, с раздельным управлением угла атаки. Такое устройство позволяет выравнивать не только дифферент, но и крен судна. Это особенно важно для высокобортного катера с развитой надстройкой, когда он идет под углом к ветру. Чтобы избежать сноса с курса, руль приходится перекладывать на ветер. Сила давления на руль и реакция воды на подветренную скулу вызывают крен судна в сторону ветра. При этом увеличивается сопротивление за счет погружения борта и повышенного брыз-гообразования. Для уменьшения крена часто приходится менять курс, снижать скорость. Этого можно избежать, если увеличить угол атаки плиты со стороны накрененного борта. Крен катера сразу же выравнивается, судно становится более сплавным» на ходу.
При резких поворотах на большой скорости также можно уменьшить крен, применив раздельное управление транцевыми плитами.
На рисунках показаны два типа установки транцевых плит, применяемых в США. Плиты фирмы «Беннет» крепятся на шарнирах к транцу катера. Ширина плит 230 мм, длина в зависимости от ширины транца 610— 1380 мм. Применен электрический привод изменения угла. Вращение электромотора через червячную передачу передается на продольный вал с винтовой нарезкой, по которому перемещается гайка со штоком. Конец штока проходит через сальник в транце и шарнирно крепится к трехплечевому рычагу, соединенному с плитой. Включение электромоторов, раздельное для обеих плит, осуществляется с поста рулевого. Существуют и гидравлические приводы транцевых плит.
Недостатком такой конструкции является то, что плиты выступают за габаритные размеры катера и, следовательно, легко могут быть повреждены при швартовке. Поэтому их обычно защищают легкой площадкой, расположенной выше плит.
В конструкции фирмы «Крис Крафт» транцевые плиты установлены в нишах днища пластмассового 12-метрового катера. Плиты могут полностью убираться в ниши, тогда днище будет соответствовать нормальным обводам кормы. Достоинством конструкции является то, что плиты защищены от повреждений и не увеличивают гидродинамической длины катера. Последнее обстоятельство на определенных режимах движения может играть существенную роль в сопротивлении катера.
Как показывает опыт, стоимость установки транцевых плит окупается в течение одной навигации за счет экономии топлива.