На сайте публикуются описания двух небольших мотолодок оригинальной конструкции, построенных А. С. Зоболевым из Комсомольска-на-Амуре и А. Д. Втюриным из Джезказгана.
В отличие от проекта «морских саней», опубликованного в седьмом выпуске сборника, мотолодка А. С. Зоболева построена с фанерной обшивкой днища. Следует заметить, что поворотливость более крупных «саней» с плоскими наружными бортами может оказаться неудовлетворительной, поэтому желательно выполнять обводы днища со скошенными скулами, как это, например, сделано на приведенном рекомендуемом теоретическом чертеже. Кроме того, в носу скошенная скула как бы отваливает от наружных бортов волну, благодаря чему уменьшается смоченная поверхность корпуса.
Распространенное мнение о том, что «сани» идут на воздушной подушке, образующейся в туннеле от встречного потока воздуха, не подтверждено испытаниями. Правда, известный эффект подушки получается, когда воздух попадает в туннель между двумя гребнями волн. Небольшая дополнительная подъемная сила, по сравнению с обычным корпусом, образуется в носовой части туннеля за счет действия на днище отраженных бортами туннеля волн и брызг. Но все же главное достоинство «морских саней» — это не выигрыш в скорости, а отличные мореходные качества, позволяющие поддерживать на волнении более высокую, чем при обычных обводах катера, скорость, с меньшими ударами о волну, брызгообразованием и ускорениями качки.
На тихой воде «сани» практически не имеют преимуществ в скорости, так как несущая кормовая часть днища ничем не отличается от днища катеров обычных обводов. Зато неоспоримы такие достоинства, как большая статическая остойчивость, более просторные кокпит и палуба «саней».
Другой разновидностью «морских саней» являются трехкилевые, или двухтоннельные, днища. Такие обводы имеют, например, популярные мотолодки «Трифойл» и «Бостонский китобой». Корпуса этих лодок строятся из пластмассы. Днище у транца такое же, как у обычных мотолодок. Благодаря трем форштевням наиболее подверженная ударам волн носовая часть получается очень прочной и легко разрезает волны. Обладвющие высокими мореходными качествами даже на крутой прибойной волне американские лодки типа «Бостонский китобой» широко используются и для прибрежного рыболовного спорта в океане и в качестве малых спасательных катеров.
На снимке показан «китобой» длиной 5,1 м, шириной 1,88 м. Вес корпуса 230 кг, полезная нагрузка до 1100 кг. На лодкр может быть установлен подвесной мотор мощностью до 100 л. с. С мотором мощностью.40 л. с. и гребным винтом с шагом 280 мм скорость лодки около 45 км/час,; а с 65-сильным мотором (винт с шагом 380 Мм) — 60 км/час.
Корпус «китобоя» имеет трехслойную конструкцию — слой, пенопласта толщиной 25 мм: и более заключен между наружной и внутренней обшивкой.из стеклопластика. Это очень прочная и легкая конструкция, обладающая, к тому же, и плавучестью. Лодка не тонет и а случае полного заливания корпуса водой, исключительно остойчива, Свободно маневрйрует на большом волнении. Благодаря невысокому борту управляемость лодки не зависит от силы ветра, а попадающая в кокпит вода быстро удаляется через самоотливные шпигаты.
Мотррные катамараны большого распространения не получили. Дело в том, что гидродинамическое качество двух узких корпусов при глиссировании оказывается ниже, чем однокорпусного днища, конструкция корпуса сложнее, а плоская поверхность соединительного мостика подвергается сильным ударам о волну. Только при скоростях свыше 60 км/час удается использовать аэродинамическую подъемную силу, которая получается на мостике как на крыле и уменьшает осадку корпуса (о двух подобных конструкциях итальянского гоночного катамарана и французского фирмы «Азро Навиль» сообщалось в 11 и 12 выпусках).
Мотолодка-катамаран «Парис», естественно, соперничать с ними в скорости не может. Она интересна простотой конструктивных решений отдельных узлов корпуса и наличием таких положительных качеств, как высокая остойчивость, Хорошая мореходность, удобное размещение пассажиров и туристского снаряжения. Преимущества в ходовых качествах катамарана по сравнению с «Казанкой», на которые указывает автор статьи, скорее объясняются недостатками самой «Казанки». Тем не менее й ходкость, и маневренность «Париса», по-видимому, находятся на уровне хороших лодок сходных размерений.
Нельзя, наконец, не упомянуть о последней английской модели катера-тримарана «Гленляйн-150». Этот катер имеет три киля, идущих с носа до кормы. Бортовые спонсоны выполнены с углом килеватости 90°. Средний корпус в носовой трети длины имеет такую же килеватость, затем после поперечного редана она уменьшается с целью снижения сопротивления корпуса. На внешних бортах спонсонов расположено по два продольных редана. Нос в плане прямоугольный, обладающий большой плавучестью. Корпус изготовлен из стеклопластика; по бортам кокпита закреплены пенопластовые блоки объемом 0,42 м3, обеспечивающие непотопляемость. Другие данные катера: длина — 4,56 м; ширина — 1,83 м; осадка — 0,21 м; вес — 750 кг; пассажироаместимость — 5 чел. Двигатель «Вольво-Пента» мощностью 110 л. с. с угловой колонкой и гребным винтом 330X330 мм сообщает катеру скорость 70 км/час. Это неплохая скорость, если учесть нагрузку катера (около 8 кг/л. с.). На испытаниях катер показал исключительно «мягкий» ход на волне, незначительное брызгообразование и хорошую поворотливость.