Масляные краски и эмали
Важно помнить, что масляные краски (и все виды эмалей), содержащие свинцовые пигменты, — свинцовый сурик, свинцовые белила, свинцовый крон и т. п. — употреблять для окраски дюралевых конструкций нельзя, так как свинцовые соединения разрушающе действуют не> алюминий. В крайнем случае, свинцовые краски можно употребить только нанося их на 3—4 слоя других красок.
Окраску лодок из алюминиевых сплавов можно производить цинковыми белилами или такими цветными красками на основе цинковых белил, как охра, ультрамарин, кобальт, киноварь, крон цинковый лимонного цвета, зелень цинковая, лазурь, мумия, сиена, умбра, сажа, цинковая или алюминиевая пудра.
Лучше применять не масляные краски, а масляные эмали, готовые к употреблению. Такие эмали можно приготовить самим из густотертых красок выбранного цвета, разведя их не олифой, а лаком: масляным для наружных работ; глифталевым марки 6с (светлый) или 6т (темный) в зависимости от цвета краски (этот лак очень водостойкий); пентафталевым. Эмали обладают большей прочностью и глянцем, чем масляные краски. Эмали наносят на слой масляного грунта; наносить их непосредственно на металл нельзя.
Масляные краски и эмали стоят дороже, чем глифталевые или пентафталевые эмали. Расход красок на 1 м2 (один слой):у цинковых белил 150—160 г; цветных красок светлых тонов от 140 до 160, а темных от 100 до 130 г; сажи 60 г; синей 80—90 г. По гладкой поверхности расход меньше, чем по шероховатой. Окраска мелких деталей или площадей увеличивает расход краски примерно на 20—25%.
Гпифталевые и пентафталевые эмали
Глифталевые и особенно пентафталевые эмали имеют большую водостойкость, чем масляные краски и эмали. Имеются в продаже различных цветов. Можно применять и импортные глифталевые эмали, но вводить в них отечественные растворители нельзя.
Расход эмалей белых и светлых тонов 110—130 г/м2, темных 80—100 г/м2 в один слой.
Нитроцеппюпозные эмали
Нитроэмали автомобильного типа также могут быть применены для окраски лодки. Их преимущество — быстрота высыхания, зато наносить их можно только пульверизатором (при нанесении кистью нельзя добиться ровной поверхности, так как остается резкий след от кисти).
Подготовка поверхности
Окрашиваемую поверхность необходимо:
- очистить от любых загрязнений (масляных или жировых пятен; следов краски, которой пропитывались прокладки при клепке; старой плохо держащейся краски; пыли и т. п.);
- промыть сперва мыльной, а затем чистой (лучше теплой) водой и протереть насухо.
- протереть ветошью, смоченной ацетоном. Протирать надо отдельными участками перед самым нанесением грунта, обеспечивая этим лучшую адгезию (сцепление) наносимого грунтовочного слоя; особенно это относится к нанесению нитрогрунта под нитроэмали.
Грунтовка
Грунт, наносимый кистью, надо тщательно растушевывать для получения тонкого слоя и заполнения всех неровностей, особенно в наиболее подверженных коррозии местах соединений листов и у заклепок. Тонкий слой обладает лучшей адгезией и быстрее просыхает. От качества' грунтовки зависят качество антикоррозионной защиты и прочность остальных слоев красок.
Цинковые белила — очень хороший грунт под все типы красок и эмалей; расход 120—130 г/м2.
Глифталевый грунт КФ-030 желтого цвета (бывший АЛГ-1) или светло-зеленый (бывший АЛГ-5) можно наносить только под глифталевые и пентафталевые эмали.
Фосфатирующие грунты ВЛ-02, ВЛ-023 и ВЛ-05 пригодны под масляные, глифталевые и пентафталевые эмоли. Первые два грунта состоят из двух компонентов — основы и кислого разбавителя, который вводят за 30—40 мин. до применения (1 в. ч. на 10 в. ч. основы). Грунт ВЛ-05 светло-зеленый по легким сплавам (в отличие от ВЛ-05 зеленого для черных металлов) — однокомпонентный, т. е. готовый к употреблению.
Фенольный грунт ФЛ-03 (желтый) применяется под нитроэмали автомобильного типа можно также употреблять специальные и обычные автогрунтовки.
Шпаклевка
Если после нанесения грунта появляется необходимость выровнять отдельные неровности или сгладить переходы в швах обшивки, применяют шпаклевки. Шпаклевку (шпатлевку) наносят только по грунту. Шпаклевку выбирают в зависимости от рода применяемых красок однородной с ними.
Можно употреблять шпаклевки заводского изготовления: масляно лаковую ПФ-00-2 (бывшая ЛШ-1) желтую или красную — под все краски и эмали; НЦ-00-9 желтую (бывшая АШ-32) под нитроэмали. Под все виды красок можно использовать и эпоксидную шпаклевку.
Шпаклевку наносят очень тонким слоем — не более 0,5 мм за один раз; только после полного высыхания первого слоя можно наносить следующий и так далее до необходимой толщины. Не рекомендуется наносить шпаклевку общей толщиной более 1 мм, так как толстый слой быстро отстает от корпуса. После высыхания слой шпаклевки следует загрунтовать тем же грунтом, каким был загрунтован корпус. Если шпаклевка впитала весь грунт, но поверхность ее оказалась матовой, следует нанести второй слой грунта, который создаст глянец. Этот второй слой грунта лучше нанести не только на отдельные зашпаклеванные места, а на всю поверхность корпуса; это улучшит защиту металла от коррозии.
Расход лаковой шпаклевки колеблется от 400 до 1000, а нитрошпаклевки и эпоксидной — от 300 до 800 г/м2 в зависимости от состояния поверхности.
Шпаклевку можно приготовить самому. Для этого готовая к употреблению краска загущается тонкоразмолотым и просеянным мелом. Лучше для этой цели приобрести отходы от изготовления зубного порошка или сам зубной порошок (порошок «Особый» с содой применять нельзя).
Окраска
После, высыхания грунта поверхность окрашивают кистью или пульверизатором обязательно за два раза. При окраске кистью краску стараются наносить и растушевывать равномерно, причем последние движения кистью надо делать горизонтально, вдоль ватерлинии и по движению лодки, т. е. с носа в корму. Порядок окраски корпуса следующий: днище и подводная часть борта; борт; полоса ватерлинии (закрывающая перекрытие красок- подводной и надводной частей); затем палуба и надстройки.
Для упрочнения нанесенных слоев красок рекомендуется дополнительно покрыть лаком соответствующие поверхности (особенно борт выше ватерлинии и места, подверженные загрязнению). Масляные краски и эмали покрывают масляным лаком для наружных работ либо глифталевым лаком 6с или 6т; пентафталевым лаком и нитролаком покрывают соответственно пентафталевые эмали и нитроэмали. Лаки, в крайнем случае, можно применить для всех красок любые, кроме масляного лака, который наносится только на масляные эмали. Расход всех лаков 100—120 г/м2.
Глифталевые и пентафталевые эмали хорошо полируются сукном с полировочной водой.
Сроки сушки
Сроки сушки указываются обычно при температуре 18—/0° и до того момента, когда пленка становится настолько относительно твердой, что на нее можно наносить новый слой краски («практический» срок сушки).
Срок сушки масляных красок не менее 72 час., глифталевых и пента-фталевых эмалей — не менее 24 час., нитроэмалей — не менее 1 часа Срок сушки шпаклевок: лаковой — не менее 24 час., нитрошпаклевки — не менее 1 часа. Эти данные рассчитаны на один слой при нормальной температуре; при понижении температуры сроки сушки значительно увеличиваются. Применение подогревателей (отражательных ламп или других систем) ускоряет сушку при температурах 40—70° в два раза. Такую сушку следует применять в закрытом помещении.
После полной окраски и лакировки корпуса покрытие должно просохнуть в течение не менее четырех суток. Окраску катера лучше производить на берегу; окраска не плаву по качеству всегда хуже.
В местах интенсивного хождения по палубе краска будет стираться значительно быстрее: здесь следует нанести один или два слоя дополнительно. Кроме того, такие места, особенно у трапа и на проходах, надо покрывать матами или ковриками.
Техника безопасности
Все краски горючи, Кроме того, некоторые краски, особенно нитроэмали, содержащие около 70% летучих растворителей, легко воспламеняются. Поэтому при окраске нитроэмалями в помещении не должно быть поблизости огня или электрических приборов, могущих дать искру.
Все растворители, применяемые в эмалях, содержащих искусственные смолы, вредны для организма. При работе с пульверизатором происходит интенсивное испарение растворителей, вредно отражающееся на здоровье. Лучше всего работать в респираторе или в хорошо вентилируемом помещении. Окраску надо производить так, чтобы пары растворителя не попадали в зону дыхания человека, т. е. красить «по ветру».
Надо иметь в виду, что все пары растворителей тяжелее воздуха и скапливаются внизу. Поэтому малярные работы внутри корпуса производят снизу вверх (сперва днище, затем борта и подволок). Помните, что тлеющая спичка или папироса, упавшая вниз, может вызвать взрыв. Если время позволяет, окраску следует вести с перерывами на несколько часов, чтобы дать возможность газам полностью раствориться.