Между тем эта эффектная картина, знакомая каждому, кто хоть раз наблюдал тренировки или соревнования воднолыжников, имеет строгое физическое обоснование.
Что удерживает спортсмена на воде?
Посмотрим на рис. 1. При движении на водную лыжу действует гидродинамическая сила F. На достаточно большой скорости ее вертикальная составляющая Fу практически полностью уравновешивает вес спортсмена Р, хотя, строго говоря, к ней следует присуммировать силу статической плавучести, равную весу воды, вытесненной погруженной частью лыжи.
Гидродинамическое давление воды вдоль поверхности лыжи распределяется неравномерно.
У плоских лыж наибольшее давление испытывает участок в районе встречи их с поверхностью воды (рис. 2).
В поперечном сечении лыжи давление распределено почти равномерно (рис. 3). Однако значительный перепад давлений по краям приводит к отрыву воды от боковых кромок лыжи и образованию своеобразной водяной завесы, направленной вверх и в стороны.
Особенно интенсивно возникают брызги в сечении б-б, соответствующем району наибольшего давления (см. рис. 3).
На первый взгляд может показаться, что подробное рассмотрение картины образования брызг и волн, поднимаемых водными лыжами, не имеет практического значения. Однако опытные лыжники знают, что при движении на неправильно спроектированной монолыже, особенно на высоких скоростях, высоко поднимающиеся боковые струи воды больно ударяют по ноге и могут помешать успешному выполнению упражнений.
При увеличении скорости буксировки воднолыжника угол атаки а уменьшается. При этом значительно увеличивается смоченная поверхность лыжи, имеющей прямоугольную форму, а следовательно, возрастает и сопротивление трения. При этом брызговые струи от боковых кромок лыжи смещаются к заднему концу.
При глиссировании существуют некоторые оптимальные значения углов атаки а, при которых сопротивление становится наименьшим. Для различных скоростей буксировки и нагрузок эти оптимальные значения угла а изменяются в малых пределах от 2,5° до 4°. В реальных условиях при выполнении воднолыжником упражнений, особенно в водном слаломе, действующее значение угла атаки а изменяется гораздо больше. Это наглядно видно при выполнении поворота, когда при увеличении угла атаки сопротивление воды резко возрастает.
Оценка буксировочных средств для воднолыжников
Представляет интерес сравнение различных средств для буксировки воднолыжников. Как известно, наибольшие трудности возникают на стартовом участке, когда сопротивление воды движению как лыжника, так и самого буксировщика имеет максимальную величину и для его преодоления требуется значительная мощность.
Из наиболее распространенных среди любителей судов для буксировки воднолыжников пригодна лодка «Казанка» с мотором «Москва». Однако она может быть использована лишь для буксировки спортсмена весом 50÷70 кг на прогулочных лыжах шириной 20÷21 см и длиной 180÷190 см. При этом для улучшения старта необходимо оборудовать мотор трехлопастным винтом.
Если лодку «Казанка» предполагается использовать для систематических буксировок воднолыжников, то ее необходимо реконструировать под два мотора типа «Москва».
Прогулочный катер типа «КС» можно использовать для буксировки одного или двух воднолыжников.
Специальных катеров для занятий воднолыжным спортом в настоящее время почти нет. Из имеющихся же катеров можно назвать модернизированный вариант катера «КС» для воднолыжного слалома и катер «Стрела» на подводных крыльях для прыжков на водных лыжах с трамплина.
Влияние формы профиля поперечного сечения нв ходовые качестве водных лыж
Прежде чем рекомендовать основные конструктивные размеры и форму водных лыж для различных видов воднолыжного спорта, рассмотрим влияние различных видов профилей поперечных сечений водных лыж на их ходовые качества.
Поперечное сечение водных лыж может иметь: 1 — нормальный плоский профиль прямоугольной формы; 2 — выпуклый; 3 — вогнутый; 4 — плоский профиль переменной по длине толщины с боковыми скосами.
Возможны и другие, более сложные формы профилей, получающие распространение в последнее время.
Наибольшее распространение у нас получили водные лыжи с плоским прямоугольным профилем поперечного сечения (рис. 4). Их основным достоинством является простота изготовления. Однако считать этот профиль универсальным в настоящее время представляется неправильным. Водные лыжи с таким профилем находят наибольшее применение для прогулок начинающих воднолыжников, а также для фигурного катания и прыжков с трамплина.
При движении по прямой эти лыжи обладают хорошей продольной и поперечной остойчивостью.
При рассмотрении различных профилей водных лыж следует уделить основное внимание поперечной остойчивости, которая определяется, в основном, характером распределения давлений в поперечном сечении лыжи.
Для каждой из осесимметричных половин поперечного сечения лыжи найдем равнодействующую сил гидродинамического давления Рп и Рл. Чем больше расстояние между точками приложения этих равнодействующих lп, тем, очевидно, лыжа остойчивее в поперечном направлении.
Особенно большое значение имеет поперечная остойчивость лыжи при выполнении поворота. Известно, что воднолыжник наклоняется внутрь поворота; при этом лыжа получает крен (рис. 5). Максимальное значение угла крена (5 различно для разных лыж и зависит также от состояния водной поверхности. Для обеспечения ввода лыжи в поворот необходимо придавать ее поперечному профилю соответствующую форму. Прямоугольная лыжа без радиусов закругления на кромках плохо входит в поворот, особенно толстая. Лучшую поворотливость имеют лыжи с выпуклым (рис. 6, а) или двояковыпуклым профилем (рис. 6, б).
Расстояние lп в этом случае меньше, чем при плоском профиле (рис. 7). Следовательно, поперечная остойчивость такой лыжи при движении по прямой также меньше. Естественно, что подобные лыжи не применяются для прыжков с трамплина, где особенно важно устойчивое движение. Однако для слалома эта форма предпочтительна.
До сих пор пока нет достаточного опыта эксплуатации лыж такого профиля, поэтому давать конкретные рекомендации по конструированию подобных лыж преждевременно.
Вогнутый профиль (рис. 8), в противоположность выпуклому, обеспечивает повышенную поперечную остойчивость при движении по прямой благодаря увеличению расстояния lп. Однако на циркуляции поведение лыжи с таким профилем по всей длине несколько ухудшается. Лучшие результаты могут быть получены, когда стрелка изгиба би постепенно убывает от переднего конца лыжи, причем к заднему концу профиль переходит в плоский прямоугольный.
В последнее время наибольшее распространение получил плоский профиль поперечного сечения с боковыми скосами (рис. 9), который сочетает в себе достоинства плоского прямоугольного и выпуклого профилей и в то же время свободен от некоторых присущих им недостатков. Наряду с устойчивым движением лыжи при глиссировании по прямой такой профиль обеспечивает достаточную остойчивость и при циркуляции.
Скосы на боковых сторонах профиля облегчают создание начального внутреннего крена водной лыжи при входе в поворот. Одновременно они способствуют отводу в стороны брызг, вырывающихся из-под боковых кромок лыж, которые при выполнении упражнений слалома на монолыже часто мешают воднолыжнику.
Вопрос о ширине боковых скосов δс и угле наклона γс их поверхности к плоскости скольжения является очень важным и зависит от того, в каком виде воднолыжного спорта будут использованы данные лыжи.
Для фигурного катания спортсмены часто делают лыжи с боковыми скосами по всей толщине (рис. 10). На начальном этапе обучения это облегчает выполнение бокового скольжения.
На прыжковых лыжах нередко боковые скосы выполняются в виде радиусов сопряжения скользящей и боковых поверхностей (рис. 11). Благодаря этому облегчается выполнение наиболее эффективного прыжка со срезом, когда при подходе к трамплину воднолыжник совершает циркуляцию и заходит на трамплин по дуге кривой.
Наибольшее распространение плоский профиль с боковыми скосами получил у слаломных водных лыж, где все его достоинства проявляются в полной мере. При проектировании таких лыж угол наклона γс боковых скосов рекомендуется выбирать в пределах от 30 до 60°. Ширину скоса δс также можно изменять в широких пределах, однако для оптимального значения угла γс=450 величина δс = 0,7h (рис. 12), где h — толщина водной лыжи.
Влияние продольного прогиба водных лыж на их ходовые качества
Наиболее просты по конструкции плоские лыжи по стоянной толщины h = 1,25÷1,6 см с загнутой носовой частью (рис. 13). Величина и форма изгиба носовой части любых водных лыж не имеет принципиального значения, так как при правильном размещении креплений они глиссируют с углом атаки а, который исключает зарывание в воду. Однако в некоторых случаях, например при катании на волнах, носовой изгиб необходим.
Форма изгиба может быть выбрана произвольно, в зависимости от особенностей материала. Желательно, чтобы она была достаточно плавной. Вообще же носовой изгиб упрощенно можно характеризовать двумя координатами: высотой yн я подъема носка лыжи от плоскости скольжения и длиной хн проекции носового изгиба на горизонтальную плоскость. Для слаломных и прыжковых водных лыж можно рекомендовать yн = 6÷12 см и хн = 30÷16 см.
Как видно, пределы изменения параметров носового изгиба очень широки; выбор их зависит от длины лыжи, ее назначения и вкуса самого конструктора.
Большое значение имеет картина распределения гидродинамического давления вдоль длины лыжи (см. рис. 2). Для прогулочных и слаломных лыж, у которых угол атаки а при движении постоянно изменяется, увеличение давления не особенно опасно, хотя и в этом случае его желательно выравнивать подбором соответствующей формы по всей скользящей поверхности.
Местное повышение давления представляет особенную опасность для прыжковых лыж. В момент приводнения максимум давления приходится на ту часть лыжи, которая следует непосредственно за носовым изгибом.
Чтобы избежать поломки лыжи в этом месте, рекомендуется на верхнюю нерабочую поверхность непосредственно за носовым изгибом делать укрепляющие накладки в виде плоских либо полукруглых брусков или пластин (см. рис. 13).
Плоские лыжи хорошо ведут себя при движении по прямой и могут успешно применяться как прогулочные, в качестве прыжковых, а также использоваться для начального обучения водному слалому. Однако их нельзя рекомендовать для спортивного слалома, так как при выполнении поворота на большой скорости они часто теряют продольную остойчивость, а резкое изменение угла атаки приводит к потере равновесия и падению лыжника на повороте.
Разновидностью описанных выше плоских по длине лыж являются лыжи с отогнутой вверх задней частью (рис. 14).
Значение координат хз и уз для различных конструкций водных лыж также изменяются в широких пределах. Для тренировочных слаломных лыж обычно хз = 20÷40 см, а уз = 1÷3 см (при h = 1,2÷1,4 см).
Однако в последнее время появилась тенденция значительно увеличивать высоту подъема заднего изгиба. В некоторых конструкциях слаломных монолыж уз = 5÷10 см при хз = 15÷30 см. Задний изгиб выполняется резким, под углом γз = 9÷18,5°.
Продольная остойчивость данного типа слаломных монолыж при глиссировании по прямой достаточно хороша — не меньше, чем у обыкновенных монолыж.
Описываемая компоновка продольного прогиба обеспечивает более плавное обтекание водой скользящей поверхности и как бы затягивает срыв воды в задней оконечности монолыжи, уменьшая тем самым размер впадины. Это дает возможность воднолыжнику более эффективно выполнять поворот с меньшим углом атаки, чем на плоской лыже. В результате повышается продольная остойчивость на циркуляции и поворот даже на высоких скоростях (45 км/час и более) может выполняться четко и плавно.
В настоящее время некоторые ведущие воднолыжники страны успешно выступают на лыжах с такой формой продольного изгиба.
Плоский профиль с несколько отогнутой вниз задней частью (рис. 15, а) применяется пока исключительно на прыжковых лыжах, (h = 1,6÷2,0 см). Как известно из теории глиссирования, такой отгиб уменьшает начальный угол атаки αн. Кроме того, вследствие отклонения вниз воды, обтекающей смачиваемую поверхность, возникает добавочная подъемная сила, а также несколько повышается гидродинамическое давление в средней и задней части лыжи. Сочетание таких свойств в конструкции прыжковых лыж позволяет избежать дополнительного укрепления носков, так как пик давления в месте встречи лыжи с поверхностью воды несколько снижается, а гидродинамическое давление более плавно распределяется по ее длине. Регулируя в известных пределах размеры заднего изгиба хз и уз и стабилизирующего киля лыж (рис. 15, б), можно добиться, чтобы центр их тяжести, в котором прикладывается сила вертикального толчка воднолыжника в момент прыжка, находился на одинаковом расстоянии от точек соприкосновения скользящей поверхности лыжи и ее киля с настилом наклонного стола трамплина. Это очень важно для выполнения эффективного толчка, а также для правильного положения лыж в воздухе. С увеличением абсолютного значения размеров lп и lз, т. е. с приближением к оконечностям лыжи точек касания ее с поверхностью настила трамплина, увеличивается продольная устойчивость лыж при движении по трамплину, что особенно важно на скоростях 50÷60 км/час и выше.
Подобная конструкция прыжковых лыж позволяет значительно снизить трение при движении по трамплину. Лыжи с отгибом заднего конца вниз глиссируют по прямой достаточно устойчиво. Для выполнения среза при заходе на трамплин по диагонали им достаточно придать один из рекомендованных выше остойчивых профилей поперечного сечения, например прямоугольный с боковыми срезами.
При выполнении отгиба вниз задней части лыж не следует стремиться к чрезмерному уменьшению параметра хз, так как при этом снижаются возможности применения рациональных килей. Не следует также стремиться к увеличению угла уз Рекомендуется выдерживать уз = 0,5÷1,5 см при хз = 30÷50 см.
Водные лыжи постоянной толщины с равномерным изгибом по всей длине чаще всего применяются в качестве фигурных (рис. 16; h = 1,2÷1,4 см) и слаломных (рис. 17; h = 1,2÷1,5 см). У лыж такой конструкции можно выделить по длине некоторую плоскую часть — хс и сопряженные с ней носовую и кормовую части, выполненные в виде плавных дуг — ρн и ρз. Для большей наглядности кривизну носовой и задней частей будем характеризовать координатами хн, ун и хз, уз. При этом предполагается, что отгибы выполняются достаточно плавно.
Исходя из специфики фигурного катания на водных лыжах, к ним предъявляются одинаковые требования в отношении ходовых качеств при движении лыжника вперед как лицом, так и спиной. Поэтому целесообразно выбирать параметры изгиба носовой и задней частей одинаковыми. Однако допускаются и некоторые отклонения от этого правила. Так, в некоторых конструкциях при равных хн и хз принимают уз > ун.
Рекомендуется для фигурных лыж принимать ун = yз = 4÷8 см при хн = хз =45÷50 см.
Если для фигурных лыж параметры изгиба не имеют принципиального значения, так как они только увеличивают угол встречи смоченной площадки с поверхностью воды, то для слаломных лыж эти параметры являются определяющими, так как они характеризуют их маневренные качества.
Теоретически обоснованных рекомендаций по выбору кривизны слаломных лыж пока не существует, поэтому приходится пользоваться некоторыми параметрами лыж, проверенных опытными воднолыжниками. При общей длине монолыжи l = 175 см и длине плоской средней части хс = 50 см рекомендуется хз = 65÷75 см при уз = 4÷7 см и хн = 50÷60 см при ун = 6÷10 см.
Дальнейшее совершенствование конструкции слаломных водных лыж привело к созданию принципиально нового типа плоских лыж с загнутой носовой частью и переменной по длине толщиной (рис. 18). Основная цель такой конструкции — создать водные лыжи с переменным плавным продольным изгибом в зависимости от действующей на нее нагрузки и крутизны совершаемого поворота.
Как видно из рис. 18, в нормальном состоянии эти лыжи имеют плоскую скользящую поверхность. При движении попрямой они достаточно остойчивы, а при движении по взволнованной поверхности работают подобно рессорным амортизаторам (рис. 19).
Основное достоинство лыжи переменного сечения — «автоматическое» изменение продольного прогиба при движении на циркуляции — осуществляется как за счет конструктивной переменной толщины, так и подбором соответствующих материалов, обеспечивающих упругость носовой и задней частей лыжи.
Влияние формы водных лыж в плане на их ходовые качества
Многие начинающие воднолыжники придают большое значение именно этому параметру водных лыж, считая, что их форма оказывает решающее влияние на ходовые качества. В какой-то мере это верно, однако не следует переоценивать влияние формы и забывать о других параметрах, а именно: продольном прогибе и форме профиля поперечного сечения.
При оценке ходовых качеств любых водных лыж следует уделять одинаковое внимание всем трем основным параметрам их конструкции.
По форме в плане водные лыжи можно разделять на: 1 — прямоугольные с закругленной носовой частью и различной формой задней части; 2 — овальные с различной степенью заострения в оконечностях и имеющие сложную конфигурацию.
Наиболее простые лыжи (первой группы) имеют форму прямоугольника с закругленной по полуокружности носовой частью (рис. 20). Они применяются в качестве прогулочных и для прыжков. Такие лыжи обеспечивают более легкий старт и устойчивое движение на малых скоростях. Эта форма дает наибольшую площадь смоченной поверхности скольжения, что выгодно использовать в прыжковых лыжах для облегчения приводнения.
К недостаткам можно отнести плохие маневренные качества на циркуляции, особенно при высоких скоростях буксировки.
Прежде чем давать основные конструктивные размеры для каждой из описываемых форм водных лыж, следует заметить, что правилами соревнований по воднолыжному спорту их максимальная ширина ограничена b = 21 см, а минимальная длина, измеренная вдоль скользящей поверхности, l = 122 см.
Для простоты ограничимся перечнем некоторых основных параметров, характеризующих размеры лыж в плане (наименьшая цифра относится к спортивным лыжам, предназначенным для скоростей буксировки 45÷60 км/час, а наибольшая — к тренировочным, рассчитанным на скорость 35÷45 км/час).
Для прогулочных лыж: l = 175÷185 см; b = 19÷21 см; радиус закругления носовой части обычно R = b/2. Для прыжковых лыж: l = 170÷180 см; b = 16÷19 см.
Водные лыжи рассматриваемой формы различаются по оформлению заднего конца.
Прыжковые лыжи с заостренным и скошенным задними концами (рис. 21) имеют хорошие маневренные качества, необходимые для эффективного захода на трамплин по диагонали.
Для этих лыж: l1 = 25÷30 см l1 = (0,145÷0,165)·l при R1 = 4÷5 см.
Наиболее разнообразную форму имеют лыжи второй группы. Самой универсальной среди них является форма, получившая название «банан» (рис. 22). Лыжи этой формы успешно применяются для слалома (на одной и двух лыжах), для фигурного катания, а также для прыжков с трамплина. Они имеют плавные, симметричные относительно продольной и поперечной осей обводы, причем: l1 = l2 = (0,15÷0,19)·l; R = 2b1 = (0,23÷0,25)·b.
Стремление к улучшению маневренных качеств слаломных лыж привело к сужению их задней части; в результате появилась новая форма, получившая название «капля» (рис. 23, а). В настоящее время такая форма наиболее распространена как для парных, так и для монолыж. Кроме хороших ходовых качеств, которые проявляются при входе в поворот, следует отметить и конструктивное совершенство таких лыж. Суженная к заднему концу форма способствует более равномерному распределению гидродинамического давления по смоченной поверхности лыжи (рис. 23 б), что обеспечивает устойчивое глиссирование. Основные конструктивные размеры этих лыж зависят прежде всего от скорости буксировщика. Рекомендуется выбирать: l = 170÷180 см и b = 16÷17 см для тренировочных лыж; l = 160÷170 см и b = 16÷17 см для спортивных.
Некоторые воднолыжники стремятся неоправданно зауживать задние концы спортивных монолыж, вплоть до заострения. Однако такая форма вовсе не способствует облегчению выполнения поворота на трассе водного слалома, а, напротив, приводит лишь к увеличению угла атаки, последующему торможению и рывку при выходе из поворота, что является одной из причин падения спортсмена.
В последнее время у спортсменов завоевали популярность слаломные лыжи сложной конфигурации, получившие название «рыбка» (рис. 24). Тщательно изготовленные лыжи такой конструкции устойчиво глиссируют как по прямой, так и на циркуляции при различных скоростях катера-буксировщика. Многие ведущие советские спортсмены успешно выступают на таких лыжах, однако, по мнению некоторых из них, выполнять поворот на монолыже такой формы следует особенно четко, так как излишнее кантование ее в повороте может привести к падению.
Об установке креплений на водных лыжах
Ходовые качества лыж во многом определяются правильной постановкой креплений. Определяющим здесь является точка приложения равнодействующей силы тяжести, действующей на водную лыжу. Для равномерного распределения силы тяжести по поверхности лыжи необходимо, чтобы центры тяжести спортсмена и самой лыжи лежали на одной вертикали. Место постановки крепления для парных водных лыж можно определить следующим способом. Лыжа со всеми приспособлениями (килями, накладками и пр.) устанавливается на плоскую острую подпорку и приводится в равновесие (рис. 25). Затем отмечается поперечная линия, на которой лежит центр тяжести лыжи. Задний срез крепления носка совмещается с этой линией. Затем устанавливается крепление пятки.
Такая постановка креплений применяется только для парных прогулочных лыж. Для слаломных, фигурных и прыжковых лыж (тренировочных и, особенно, спортивных) из этого правила делаются исключения.
Наиболее просто устанавливаются крепления на парных фигурных лыжах — симметрично относительно продольной и поперечной осей (рис. 26). Подобная постановка креплений — одно из основных условий полного и свободного владения лыжами как на воде, так и в воздухе при выполнении фигур в прыжках (на рис. 26 S = 0,5·l).
При постановке креплений на фигурной монолыже (рис. 27), чтобы совместить на одной вертикали центры тяжести воднолыжника и лыжи, необходимо передвинуть крепления к переднему концу лыжи. При этом расстояние от заднего среза крепления для носка (у монолыжи — крепление носка впереди стоящей ноги) до конца лыжи составит S = (0,51÷0,54)·l. Расстояние от заднего среза крепления носка сзади стоящей ноги до конца монолыжи составит S1 = (0,28÷0,32)·l.
Крепление для носка сзади стоящей ноги желательно развернуть относительно продольной оси лыжи на угол β = 30 + 45° вправо или влево, в зависимости от того, какая нога (правая или левая) расположена сзади. Это делается для более надежного, устойчивого и удобного положения носка ноги в креплении, что влияет на четкость выполнения упражнений.
На прыжковых лыжах (рис. 28) крепления следует несколько передвинуть к заднему концу [S = (0,42÷0,45)·l], чтобы в полете угол атаки лыж не был слишком большим и, в идеальном случае, приближался к углу наклона стола трамплина. На практике многие воднолыжники устанавливают задний срез крепления носка по поперечной оси, проходящей через центр тяжести лыжи; такая установка также дает хорошие результаты. Не рекомендуется смещать крепление на прыжковых лыжах к их передним концам, так как это ухудшает заход на трамплин, а также плохо отражается на эффективности распределения давления лыжи на вершине трамплина.
Для парных слаломных лыж рекомендуется принимать: S = (0,46÷0,48)·l для прямоугольных лыж; S = (0,49÷0,52)·l для слаломных лыж типа «капля» (рис., 29). Для слаломных монолыж типа «банан» (рис. 30) рекомендуются размеры: S = (0,52÷0,56)·l, S1 = (0,26÷0,31)·l; типа «рыбка» (рис. 31): S = (0,47÷0,48)·l, S1 = (021÷0,22)·l; типа «капля» (рис. 32): S = (0,51÷0,54)·l, S1 = (0,28÷0,33)·l.
Конкретные значения коэффициентов K = S/l и K1 = S/l, которые определяют величину «разножки» p = S—S1, выбираются в зависимости от индивидуальной техники прохождения дистанции слалома.
Конструктивные размеры и способы установки килей на водных лыжах
Правила соревнований по воднолыжному спорту допускают установку на лыжах килей любого типа. Спортсмены могут проявлять в этом вопросе широкую инициативу. При этом следует учитывать, что кили выполняют две основные функции — способствуют устойчивости водных лыж при их движении по прямой и улучшают их поворотливость при движении на циркуляции.
Напомним, что эти качества водных лыж зависят в основном от формы их поперечного сечения, а также от продольного изгиба.
Для улучшения устойчивости водных лыж при их движении по прямой необходимо смещать киль ближе к их задней оконечности, однако для облегчения ввода лыжи в поворот желательно, наоборот, отодвигать киль ближе к носу. При этом, естественно, киль располагается строго на продольной осевой линии лыжи.
Так как форма киля не имеет принципиального значения, а его функции определяются лишь площадью, то для характеристики киля введем только основные размеры: αк — длина киля у основания; hк — максимальная высота киля; rк — расстояние от задней кромки киля до оконечности лыжи.
Для парных слаломных лыж (рис. 33) значения этих основных параметров изменяются в пределах: αк = (17÷25) см; hк = (5÷8) см; rк = (5÷10) см.
Для слаломных монолыж типа «банан» и «капля» (рис. 34): αк = (18÷20) см; hк = (8÷10) см; rк = (9÷11) см. Примерно такие же размеры киля принимаются и для монолыжи типа «рыбка» (рис. 35) (αк = 19÷20 см, hк = 10÷11 см), но в этом случае киль устанавливается в самом конце лыжи, так что rк = 0.
Для всех слаломных лыж характерны кили со сравнительно заостренными кромками.
В качестве материала для изготовления килей используют твердые породы дерева, листовой дюралюминий либо литье из силумина.
Своеобразные функции выполняют кили прыжковых лыж. Помимо устойчивого движения по прямой и на циркуляции, они должны обеспечивать устойчивость при скольжении по настилу трамплина. Для этого, прежде всего, кили должны иметь достаточную толщину, порядка 0,8÷1,5 см. На прыжковых лыжах допускается установка двух килей, параллельных продольной осевой линии и расположенных на одинаковых расстояниях от нее. Основные размеры килей для прыжковых лыж (рис. 36) следующие: αк = (24÷30) см; hк = (3÷4) см; rк = (4÷6) см.
Для килей прыжковых лыж характерно уменьшение величины bк. Это диктуется стремлением уменьшить площадь соприкосновения лыж с поверхностью настила и тем самым сократить трение при прохождениии трамплина. Все же величина bк для различных килей изменяется в достаточно широких пределах (2÷10 см).
В заключение нужно сказать, что правильным выбором основных конструктивных размеров и формы водных лыж, а также приспособлений к ним заканчивается только первый этап их изготовления. Следующий, не менее важный этап, — выбор основных материалов, разработка технологии и сама постройка водных лыж. Этим вопросам будут посвящены следующие статьи.
Литература
- 1. «Техника молодежи», № 8, 1962 г.
- 2. «Катера и яхты», выпуск 5, 1965 г.
- 3. Емельянов Ю. В., «Водно-моторный спорт», изд. «Физк. и спорт», 1959 г.
- 4. 3ун В. П., «Воднолыжный спорт», Латв. гос. изд., Рига, 1960 г.
- 5. Манжос Ю. А., «Спортивные суда с подвесными моторами», Судпромгиз, 1962 г.