К концу XIX века возможности повышения скорости хода мотолодок были исчерпаны — скорость порядка 60 км/час являлась для них пределом. Невозможность достижения большей скорости на малом судне (так как сопротивление воды возрастает пропорционально кубу скорости) привела к новому качественному скачку в судостроении — появлению глиссирующих, или, как их называли в то время, гидропланирующих судов.
Уменьшение осадки судна на большой скорости и относительное уменьшение сопротивления воды при этом — эти явления были изучены еще в 1834 г. англичанином Д. Расселом.
Как удалось установить, первый гидроплан (глиссер) был разработан и построен французом Адером в 1867 г. — глиссирующие суда празднуют в текущем году свой столетний юбилей. К сожалению, пока не разысканы чертежи или фотографии этого первого в мире глиссера.
Впервые серьезные систематические исследования в области глиссирования были проделаны английским пастором Рэймусом. Начиная с 1872 года Рэймус «построил несколько корпусов... состоявших из нескольких расположенных ступенями планирующих поверхностей. ..» (журнал «Автомобиль и воздухоплавание», 1911 г., № 1). На рис. 1 и 2 показаны две разновидности обводов «гидропланов», разработанных Рэймусом.
В 1877 г. известный английский судостроитель Торникрофт запатентовал приспособление для нагнетания под корпус сжатого воздуха, что значительно облегчало глиссирование (рис. 3).
С каждым годом новый принцип движения по воде привлекал все большее внимание, однако из-за отсутствия легких и малогабаритных двигателей дело, как правило, не шло далее теоретических разработок. В 1881 г. француз Р. Пиктэ, рассчитывая форму обводов корпуса с наименьшим сопротивлением и достаточной остойчивостью в морских условиях, пришел к обводам, изображенным на рис. 4.
Много опытов с гидропланами провел с 1ВВ5 по 1906 г. де Ламбер (Ламберт, как его именовали иногда в русских изданиях того времени), работавший в разных странах — от Северной Америки до России. Некоторые даже считают его изобретателем этого нового вида судов. В 1898 г. «Самокат» — известный журнал «всех видов спорта» — писал о постройке де Ламбером своего первого глиссера, который был... катамараном:
Скользящая лодка-автомобипь
Некто Ламбер изобрел новую лодку, обладающую способностью скользить по воде, что должно значительно увеличить скорость хода. Лодка двойная, причем обе ее части соединены металлическими трубами, на которых расположена платформа, предназначенная для помещения самой машины и генератора (парового котла. — Ю. М.). Все вместе представляет собою нечто вроде плота, на котором может ехать один человек. Под килем расположены четыре плоскости, наклоненные на 20° или 30°, смотря по обстоятельствам, и на этих-то плоскостях лодка скользит во время движения по воде. Общий вес лодки достигает приблизительно 270 килогр. Внутренняя поверхность плоскостей определяется в 0,56 квадр. метра. Мотор представляет собою маленькую машину с трубчатым генератором. Нагреваемая поверхность имеет 75 квадр. дециметров. Винт имеет 559 миллим. в диаметре и 813 миллим, в длину. Когда винт приводится в действие, лодка постепенно приподнимается из воды. Наконец, когда она очутится совершенно над водой, то скорость хода достигает 26 килом, в час».
Глиссер этот был построен в 1897 году. В качестве двигателя была применена паровая машина, а пар поступал от водотрубного котла. Устройство глиссера-катамарана показано на рис. 5 (снимок из журнала «Самокат», 1898 г., № 232).
Этот глиссер можно считать и прообразом судов на подводных крыльях, как это легко видно из того же рис. 5.
Журнал «Яхта» (1911 г., № 1) приводит несколько иные сведения об этом глиссере: «...в 1897 г. один из его (де Ламбера. — Ю. М.) корпусов весом в 300 килограммов с паровой машиной в В лошадиных сил дал ...скорость в 33 километра. Такого же типа корпус в 1906 году с бензиновым двигателем в 60 лошадиных сил дал скорость в 50 километров в час».
Далее в том же журнале написано: «В 1905 году A. Teller построил первый рикошетирующий корпус «Ricochet», затем I, II и III «Rapiere». «La Rapiere III»... с мотором в 105 лошадиных сил дал скорость в 58 километров» (в 1908 г. — Ю. М.).
На рис. 6 показан схематически боковой вид глиссера «La Rapiere III». Легко убедиться что он имеет вполне современные обводы глиссера с последовательным расположением реданов.
Быстрое усовершенствование двигателей внутреннего сгорания было одной из основных причин бурного развития глиссеростроения в начале XX века. Появляется много различных конструкций. На рис. 7 показан оригинальный глиссер, спроектированный французским конструктором Бонмезоном в 1909 г. и названный автором «Летающий башмак» («Flying Shoe»). Конструкция интересна тем, что в ней применен угловой редуктор, расположенный в нос от двигателя (журнал «Автомобильное дело» 1910 г., № 634).
Вот что писал о глиссировании журнал «Автомобильное дело» (190В г., № 615):
«Гидроппаны. До настоящего времени скорость в 50 километров считалась достижимой только для гоночных катеров, снабженных моторами большой силы, в 100 лош. и больше. Помощью гидропланов удалось достигнуть тех же результатов, пользуясь самыми небольшими моторами, в каких-нибудь 12 сил, причем нет никакого основания думать, что полученные до сих пор результаты составляют предел, дальше которого пойти не удастся. Последнее можно скорее сказать про суда с обыкновенными корпусами, гидропланы же, вероятно, в самом недалеком будущем покажут еще большую скорость.
Отличительной чертой гидропланов является то, что онн имеют плоское дно, которое во время хода приподнимается носовой частью и скользит по воде. Благодаря тому, что при этом не приходится почти совершенно затрачивать усилия на преодоление силы трения, и получается столь значительная скорость движения.
Дальнейшей разработкой гидропланов занято много лиц и надо думать, что с наступлением весны мы услышим о новых успехах в этом деле!»
Автор приведенной заметки — известный специалист по двигателям внутреннего сгорания, автомобилям, мотоциклам н катерам П. А. Орловский уже в те годы довольно правильно представлял себе физическую сущность глиссирования.
В 1913 г. журнал «Автомобиль» (№ 15) под рубрикой «Автомобильная жизнь» писал о мировом рекорде на воде:
Известный спортсмен Тисандье установил новый официальный рекорд скорости для скользящих лодок (гидропланов)... по средней скорости 88 4i кил. в час... Гидроплан, выстроенный Тисандье при участии графа Ламбера, имеет форму четырехугольной плоскодонной лодки, 7 метр, в длину и 3 в ширину. Он весит около 800 кгр и может поднимать до 10 человек».
Первые сведения о гонках моторных судов с участием глиссеров в России удалось найти в журнале «Автомобильная жизнь и спорт» (1909 г., № 31) от 15 августа 1909 г., где сказано:
«9-го августа Спб Речной Яхт-Клуб устроил состязание моторных лодок... Великолепный гидроплан «Тарма-рен» Л. Нобеля... прошел 16 морских миль в 35.72,2, несмотря на то, что дистанция была с тремя поворотами. Часовая скорость — 50 км. Двигатель «Тармарена» — Делаге, 120 сил...».
На рис. 8 показана фотография «Тармарена» из журнала «Рулевой» (1913 г., № 6).