Предлагаемое парусное вооружение позволяет увеличить силу тяги парусов при сохранении их геометрических размеров.
Основной вариант вооружения представляет собой два одинаковых и параллельно устанавливаемых отдельных паруса; эти паруса растягиваются между топами V-образной мачты и гиками, вращающимися вокруг закрепленных на крыше рубки опор и управляемыми специальной передачей. Латы на парусах сквозные.
Для бопее сильных ветров предусматривается установка парусов (по площади в 1,4 раза меньше основных), близких по покрою к стакселю.
Увеличение силы тяги достигается благодаря приближению формы каждого паруса к эллиптической, отсутствию мачты на передней кромке, уменьшению зазора между гиком и палубой и устранению скручивания паруса по высоте на всех курсах. Легко решается проблема рифления — паруса убираются с любой стороны мачты. Для управления парусами требуется гораздо меньше усилий, чем обычно, так как центр вращения паруса проходит близко от центра давления.
Данное парусное вооружение проектировалось для гоночно-крейсерского катамарана с экипажем 5 человек для морских гонок и походов с автономностью 10 суток.
Сила ветра, которую способен выдержать катамаран с запасом Мопр/Мкр = 1,5, составляет 11 м/сек. Судно начинает опрокидываться при ходе в крутой бейдевинд при 13 м/сек. Тяга на парусе при этом составляет около 1500 кг.
Недостатками данного вооружения являются возможность его установки только на сравнительно крупных судах, имеющих развитую рубку, и сложность изготовления механизма управления парусами.
Управление каждым парусом осуществляется при помощи цепной передачи 6 (между звездочкой гика 1 и звездочкой румпельной коробки 2) и румпеля 3. Передаточное число цепной передачи i=1, т. е. румпель и гик параллельны. Для того чтобы можно было ставить полотнища парусов под разными углами к ДП, управление каждым парусом отдельное, но для возможности параллельной постановки (курс бейдевинд) предусмотрена блокировка румпельной коробки.
Гик имеет возможность описывать дугу 270°, а румпель— всего 180°, поэтому для более полного использования возможностей парусного вооружения нужно предусмотреть перестановку румпеля в гнездах 7 коробки на 90°; это позволит травить парус в нос вплоть до ДП. Для регулировки положения центра парусности по длине крепление гика в оковке 4 выполнено скользящим на ход 200—250 мм.
На гонках экипаж яхты состоит из трех человек (рулевой и два матроса); матросы управляют каждый своим парусом, стоя у соответствующего румпеля, и швертом. В крейсерском походе на острых курсах вводится блокировка румпельной коробки и на румпель проводится простейший шкот 5 для возможности управления одним рулевым. На полных курсах яхта самоуправляема: при сблокированных рулях и поднятом шверте центр сопротивления смещен назад, и паруса устанавливаются подобно сдвоенному спинакеру, который широко применяется в океанских гонках (см. «Теория плавания под парусом», Ч. Мархай).
Постановка паруса ничем не отличается от постановки обычного стакселя. Латы основного варианта можно вставить еще на берегу. Продевается нижняя шкаторина, и лебедкой поднимается фаловый угол.
Жесткость паруса обеспечивают соответствующее натяжение передней и задней шкаторин и гик, которые образуют «жесткий» треугольник. На этот треугольник А опираются латы, создающие соответствующую форму паруса и не позволяющие шкаторине заворачиваться под ветер. Для сохранения хороших аэродинамических качеств ткань паруса должна обладать соответствующей прочностью, а латы — жесткостью, особенно на концах.
Для предотвращения заклинивания гика при неизбежных вертикальных перемещениях его ноков нижняя сторона гика имеет подъемы к концам, а появившийся зазор закрывается резиновым шлейфом. Для компенсации/ вытяжки паруса между ноком мачты и фаловым углом паруса оставляется зазор 200—300 мм.
Работа с парусами представляется таким образом.
Бейдевинд — коробка румпелей сблокирована, паруса установлены параллельно, и. ими управляет один матрос.
Галфвинд — паруса установлены (для улучшения эффективности) под разными углами к ДП; коробка разблокирована, и на каждом румпеле работает свой матрос.
Бакштаг — румпель наветренного паруса переставляется в новое гнездо, так как гик уходит в нос от плоскости мидель-шпангоута.
Фордевинд — оба румпеля переставлены в гнездах, и парус установлен так, как показано на рисунке.
По просьбе редколлегии с чертежами т. Романиченко ознакомился конструктор катамаранов В. М. Алексеев. Ниже мы приводим его мнение.
Предлагаемая схема парусного вооружения катамарана несомненно представляет интерес. Тов. Романиченко предлагает заменить однодеревую мачту, которая обычно мешает работе грота, двуногой с двумя отдельно управляемыми парусами, свободными от влияния мачты. При этом аэродинамические качества парусного вооружения значительно улучшатся. Форму таких парусов можно легко изменять, меняя натяжение тросов по шкаторинам паруса. Удачно использована крыша рубки для устранения вредного перетекания воздуха вокруг гика. Очень интересно решено управление обоими парусами, что упрощает эксплуатацию судна. В схеме расположения штагов и ахтерштагов сказалось, видимо, влияние идей Эглайса.
К сожалению, приведенные схемы не могут дать полного представления о конструкции рулевого привода и привода управления парусами. Все это, очевидно, будет довольно тяжелым. Во всяком случае, идею с перестановкой румпеля в гнездах коробки нельзя считать удачной. Здесь возможны более простые решения (эксцентриковые зажимы, пружинные стопора с «собачкой» и т. п.).
Но главный недостаток предложенной конструкции, по моему мнению, заключается в том, что отсутствие стакселей будет затруднять выполнение поворотов оверштаг и без того плохо поворачивающихся катамаранов. Не ясно также, каким образом удастся не нарушить центровку судна на бакштаге — ведь один грот выносится вперед!