Основные данные катера "Амадеус-3"
Длина наибольшая, м | 10.5 |
Ширина наибольшая, м | 3.0 |
Высота борта, м | 1.6 |
Водоизмещение, т | 4.5 |
Двигатель | Д-243 |
Мощность, л.с. | 75 |
Скорость, км/ч | 24.5 |
И вот однажды в "КиЯ" появилась статья о стальном голландском катере "Pedro Bora". Пожалуй, единственным недостатком этой во всех отношениях замечательной машины можно было назвать сравнительно небольшую скорость — 12-14 км/ч. Для моря или озера она приемлема, однако ходить по реке (например, по Неве или Свири) в половодье против течения с такой скоростью практически невозможно. Поэтому нашей основной задачей стало создание комфортабельного катера, который мог бы разгоняться до 23-25 км/ч при мощности двигателя, не превышающей 75 л.с.
Знакомство со статьей воодушевило нас, и был разработан новый проект, рассчитанный на отечественные материалы и уже проверенный двигатель Д-243, редуктор РРП-20/2, а также четырехлопастной винт диаметром 550 мм и шагом 500 мм. За основу был взят корпус "Амадеуса", форма которого претерпела некоторые изменения вследствие увеличения размеров.
Первоначально предполагали надстройку изготавливать из пластика, но затем было решено делать ее из металла. Главным аргументом стала быстрота постройки и себестоимость металлической кабины (она в пять раз ниже, чем пластиковой). К плюсам стальной надстройки также можно отнести простоту крепления: она приваривается к палубе. При этом вес металлической надстройки всего на 50-70 кг больше пластиковой. Для катера водоизмещением 4.5 т такая нагрузка несущественна.
Голову пришлось поломать над формой винта. После серии экспериментов мы для повышения КПД установили интерцепторы и уменьшили шаг гребного винта на 15% от расчетного.
На изготовление катера ушло почти полтора года. Ходовые испытания начались обнадеживающе: катер принял пассажиров, даже не качнувшись, а проведенная на глаз ватерлиния, как оказалось, была угадана верно. Через несколько минут после запуска двигателя мы начали увеличивать обороты до средних (1500 об/мин). Однако GPS показал всего 16 км/ч, тогда как расчетная скорость предполагалась не меньше 18 км/ч. Увеличив обороты до 1800, мы "разогнались" до 17.5 км/ч. В целом и это был неплохой результат, но до задуманных 25 км/ч явно не дотягивал. Когда же увеличили обороты уже до 2000, то ощутили рывок — двигатель вдруг заработал легко, а катер уверенно набрал скорость 21 км/ч и начал частично глиссировать. На максимальных оборотах (2150 об/мин) катер пошел уже со скоростью 24.5 км/ч. Невозможно передать чувства, испытанные в тот момент, когда все сложности при создании судна окупились сторицей. В такие минуты ощущаешь подъем и хочешь идти вперед, не останавливаясь на достигнутом.
Конструкция корпуса включает 14 основных шпангоутов, расположенных через 800 мм. После установки на стапель и сборки обшивки корпуса между ними ввариваются промежуточные шпангоуты по месту. Ширина стенки шпангоутов увеличена до 70 мм, при толщине 4 мм, ширина полки — 30 мм. Для уменьшения габаритной осадки на катере использован полутуннель над винтом. Для изготовления туннеля используется заранее развальцованный лист толщиной 5 мм, длиной 1 м и шириной 0.5 м. Затем на листе, согласно схеме, делаются разрезы, выполняются загибка кромок и два поперечных изгиба. В качестве киля использована пластина толщиной 10 мм и шириной 70 мм. Помимо киля продольную жесткость обеспечивают два днищевых стрингера, проходящих по всей длине корпуса на расстоянии 400 мм от киля.
Набор надстройки изготовлен из уголка 3x50x30. К нему приварены листы стали толщиной 2.5 мм. Расстояние между шпангоутами — 400 мм; оно заполняется пенополиуретаном или пенопластом. С внутренней стороны к уголку крепится зашивка из фанеры, пропитанной антисептиком. Затем внутренняя поверхность обтягивается ковролином или дерматином.