И все-таки IOR накладывал определенные ограничения на конструкции яхт, поэтому уже в 2002 г появились задумки о новой, не ограниченной никакими формулами обмера модели. Хотелось создать не просто быстроходную и легкую в управлении лодку, но и угадать наиболее перспективное направление в развитии яхт. Правила класса Т800, идея создания которого принадлежит украинскому яхтенному конструктору А.Назарову, дали в этом смысле определенный толчок. К этому времени на Западе уже сформировался целый класс трейлерных, очень скоростных яхт длиной от 7 до 9 м. Поскольку они сильно отличались от традиционных мобильных яхт, им был даже присвоен особый термин — "sportboat".
Транспортный габарит, возможность перевозки на трейлере, приемлемая обитаемость — вот те критерии, которым должны были отвечать новые яхты. О перспективности этого направления говорило и то, что в России уже появились лодки сходной концепции. Это и "Алекстары" фирмы "Компан-марин", и проекты конструкторов из Санкт-Петербурга Андрея Косоротова и Михаила Матаруева (см. "КиЯ" №187), и "Сантеры-760".
То, что подобные яхты будут иметь успех в России, удалось прочувствовать на собственном примере. Чтобы принять участие на трех крупных соревнованиях 2002 г — Кубке Волги, Кубке Онеги и чемпионате Москвы, нашему "Ветру" пришлось пройти по внутренним водным путям 5000 км! И это, не считая собственно дистанций регат. Кто-то возразит — яхты можно возить на машине, но такое "удовольствие" мы тоже испытали, доставляя "Ветер" из Нижнего в Петербург на Банковский Кубок-2003. Пришлось снимать киль, грузить лодку на неприспособленный "КАМАЗ" (а где взять другую машину?), по дороге долго беседовать с сотрудниками ГИБДД (дай бог им финансового здоровья) и потратить еще кучу денег До этого мы из Н.Новгорода в Ульяновск за 10 часов доехали на "Соболе" с "Ракетой" на трейлере и потом так же обратно без подобных приключений.
Итак, основные идеи были сформулированы, дело за главным — за строителем. Всю тяжесть этого процесса взяла на себя фирма по производству стеклопластика во главе с Алексеем Анатольевичем Сурковым. Он поверил в перспективность строительства в России современных скоростных яхт, что, надо сказать, в 2002 г. было весьма смело.
И вот в октябре 2002 г было решено начать строительство новых лодок. Причем — сразу в двух вариантах: гоночном и круизном. Оба заказчика хотели иметь уже готовые лодки к июню, чтобы принять участие в Кубке Волги-2003, крупнейшей регате в России, которая проводится по формуле обмера RS-2000. Это была практически невыполнимая задача. За восемь месяцев следовало изготовить оснастку для двух разных яхт, провести все необходимые расчеты по конструкции корпуса и вооружения и построить их. Большую помощь в расчетах оказали конструкторы А.Косоротов и М.Матаруев. Забегая вперед скажу, что поставленную задачу нам удалось выполнить. Конечно, не обошлось без сложностей, но в последний заявочный день Кубка Волги яхты появились в Ульяновске.
Основные данные яхт "Ракета" и "Африка"
Длина, м | 8.00 |
Ширина, м | 2.50 |
Осадка, м | 1.90 |
Водоизмещение, кг | 1200/1400* |
Балласт, кг | 520 |
Площадь парусности, м2: | |
— грот | 24 |
— стаксель | 14 |
— геннакер | 45 |
* Водоизмещение "Африки".
О проекте
Предстояло спроектировать яхту, способную развивать максимальные скорости при обеспечении полной безопасности плавания в соответствии с требованиями ORC. Она должна была иметь малое водоизмещение, высокую остойчивость, эффективное парусное вооружение и специально разработанные обводы.
Начнем с обводов. Одна из их особенностей — уменьшенная ширина по ватерлинии. Оптимальная конструкция и применение современных материалов существенно уменьшили вес корпуса, что дало возможность довести долю балласта в водоизмещении до 43%, это, как и современный киль со свинцовым бульбом, позволило сократить ширину ватерлинии без ухудшения параметров остойчивости. Еще одной особенностью разработанных обводов является то, что форма погруженной части корпуса мало меняется при изменении угла крена. Благодаря этому стало возможным почти исключить приводящие моменты, появляющиеся при увеличении углов крена. Для выхода на режим серфинга и достижения высоких относительных скоростей яхта имеет широкий транец и плоскую опорную поверхность в корме.
Трехслойная конструкция корпуса и палубы с использованием современных полимерных материалов обеспечивает высокую прочность, жесткость и малое водоизмещение. Многие считают, что главное преимущество трехслойных (сэндвичевых) конструкций — их малый вес, однако для небольших яхт гораздо важнее существенное увеличение жесткости конструкций. В этом случае можно отказаться от местных усилений и значительно уменьшить деформации, возникающие от действующих на яхту нагрузок. Высокая жесткость корпуса дает определенное преимущество при движении на больших скоростях и на волнении. Также существенно уменьшается прогиб штага от продольных деформаций. Именно поэтому в качестве обшивки и была выбрана трехслойная конструкция, несмотря на увеличение стоимости судна.
При постройке яхт был использован метод формования корпусов в матрице с последующим изготовлением сэндвича вакуумным методом. В результате удалось получить качественную и легкую конструкцию, правда, увеличились затраты времени и средств на изготовление оснастки. Но, поскольку перспективность лодок этого класса была очевидной, было решено ориентироваться на их дальнейшее серийное изготовление.
Обшивка корпуса состоит из наружного и внутреннего слоев стеклопластика толщиной 2.5 мм и пенопласта "Airex" толщиной 12 мм в качестве среднего слоя. Высокая жесткость такой конструкции позволила полностью отказаться от поперечных переборок, что привело к уменьшению водоизмещения и значительно улучшило обитаемость.
Отдельно надо сказать о вооружении. На яхтах применены мачты с отклоненными назад краспицами и широко разнесенными вантами (вант-путенсы стоят на борту). Благодаря такой схеме стоячего такелажа стало возможным отказаться от бакштагов и ахтерштага. Необходимое натяжение штага обеспечивается соответствующей набивкой вант, что существенно упрощает все маневры во время гонки, особенно повороты фордевинд. Последние на современных лодках с геннакерами являются очень важным техническим элементом, и упрощение этого маневра дает определенное преимущество на отрезках дистанции, которые проходятся полными курсами.
Многие яхтсмены удивляются, как можно эффективно идти вниз по ветру острыми бакштагами, постоянно меняя галс и делая повороты фордевинд. На первый взгляд, это действительно только удлиняет дистанцию, заставляя проходить дополнительные мили. Но, во-первых, это мили скорости и удовольствия от полета, а во-вторых, максимальная VMG1 у этих лодок находится в районе углов истинного ветра от 170 до 140°.
Но у каждой конструкции помимо преимуществ есть и свои недостатки. При выбранной схеме проводки такелажа мачта становится очень жесткой и уже не может за счет сильного изгиба уплощать грот в сильный ветер, уменьшая таким образом силы на парусах и, соответственно, крен. Поэтому на яхтах был применен грот с очень развитым серпом по задней шкаторине и сквозными латами (в верхней части). Это позволяет за счет твиста верхней части паруса "сбрасывать" излишек ветра на порывах, что полностью подтвердилось на практике: яхты несут полную парусность до 6 баллов, преобразуя каждый порыв ветра в дополнительное ускорение, а не борясь с возникающим креном. Этому способствуют узкая ватерлиния и форма корпуса. Как уже упоминалось, корпус был специально разработан так, чтобы при крене форма погруженной части менялась очень незначительно. В результате яхта не испытывает сильных приводящих моментов, сохраняя баланс и высокую скорость при заметном крене. Нейтрализации приводящих моментов способствует и геннакер, вынесенный вперед на бушприте. Даже на сильных порывах лодки не проявляют тенденции к брочингу. Подводя итог, хочу сказать, что примененная схема парусного вооружения позволила сделать управление яхтами даже в свежий ветер легким и безопасным.
Подъемный киль выполнен в виде довольно узкого плавника и свинцового бульба внизу. Благодаря высокой скорости яхты и эффективному профилю плавника большого удлинения возникает необходимая подъемная сила при существенно меньшей смоченной поверхности. Свинцовый бульб на конце плавника создает, конечно, дополнительное сопротивление, но значительно повышает остойчивость яхты и ее способность нести паруса даже в сильный ветер.
Подъемный киль и ширина, соответствующая автомобильному габариту, делают возможной перевозку судна на трейлере, позволяют без особых затрат осваивать новые районы плавания и участвовать в различных соревнованиях как на внутренних акваториях, так и в прибрежных водах.
Проект яхты выполнен в двух вариантах — круизном и гоночном. В круизном варианте ("Африка") предусмотрены носовая каюта, кормовая каюта капитана, салон с раскладывающимся столом и диванами, камбуз, штурманский стол, гальюн с прокачным унитазом, в кокпите — рундук с брызгозащитной крышкой для хранения мотора, якоря, газовых баллонов и пр.
Гоночный вариант ("Ракета") отличается уменьшенной рубкой и просторным кокпитом для эффективной работы с парусами. Этот вариант создан для участия в соревнованиях самого высокого уровня.
Гонки
Первые же выходы на дистанции Кубка Волги подтвердили правильность заложенных в проект идей. Отличные лавировочные качества и высокая скорость на полных курсах обеспечили "Ракете" приз за абсолютную скорость. Да и "Африка", хотя и весила на 200 кг больше из-за дополнительной внутренней обстройки и оборудования, выступила хорошо. И если бы не досадная поломка мачты при грозовом шквале в предпоследней гонке, она реально могла бороться за второе место в группе. "Ракета" заняла в своей группе третье место.
Даже несмотря на большой балл IOR, яхтам удалось завоевать призовые места на Кубках Онеги-2002, -2003, Банковском Кубке-2003 и чемпионате Москвы-2002. Эти соревнования показали, что яхты имеют хорошие ходовые качества, очень легко идут в лавировку как на гладкой воде, так и при волнении, а на полных курсах им не раз удавалось разогнаться до 14 уз.
Впоследствии новые лодки приняли участие в большинстве крупных регат, таких, как чемпионат Санкт-Петербурга, Питерская парусная неделя и Кубок Р.Е.Алексеева, и везде выступали удачно. Результатом стало появление в следующем году класса "Open 800" и Кубка России, состоящего из восьми этапов. По итогам прошедшего парусного сезона стало очевидно, что в российском яхтинге появился новый класс, который очень быстро развивается.
Примечания
1. VMG — velocity made good, скорость продвижения яхты на (или в данном случае, под) ветер.