Основные данные лодки
Длина габаритная, м | 3.45 |
Ширина габаритная, м | 1.75 |
Высота борта, м | 0.65/0.55 |
Килеватость днища на транце, град. | 20 |
Масса корпуса, кг | 102 |
Пассажировместимость, чел. | 3 |
Рекомендуемая мощность ПМ, л.с. | 40 |
Из готовых проектов выбирать, на самом деле, особенно нечего: по характеристикам нам подходили только тримаран "Вега" и "Радуга-34". Проработки заняли неделю.
Идея заключалась в следующем: лодка в размерениях "Радуги-34" должна быть алюминиевой, сварной, безнабор-ной, под мотор 30-40 л.с., килеватой, с продольными реданами и гидролыжей шириной 400 мм и достаточным развалом борта. В итоге на ватмане появилась "настоящая" малая рыбацкая лодка, и, что характерно, по сути практически очень похожая на зимин-скую "Радугу". В принципе это не "Радуга-34" из "КиЯ" №49, а рыболовный ее вариант, показанный в "КиЯ" №97, но с уменьшенной высотой борта в носу и значительно приполнен-ными носовыми обводами, что, на наш взгляд, сделало лодку менее валкой и более удобной для рыбака, работающего стоя на носовой банке.
Для того чтобы сваривать тонкие листы АМг5 с минимальными деформациями, по-хорошему нужен был сварочный полуавтомат, но за неимением такового нам пришлось пойти на увеличение веса и применять утолщенный до 3 мм лист, который вручную проще варить. Детали вырезали по рассчитанному заранее крою. Собирали с применением минимальной оснастки.
Основу силовой конструкции составляют два продольных рундука-отсека плавучести, носовая переборка, выгородка рецесса, планширь и собственно транец.
Сборка велась вниз килем на скуловых упорах: выложили лыжу, потом днищевые листы (до скулы) на прихватках, затем бортовые листы, рундуки и т. д. . В идеале последовательность сборки должна быть, наверное, противоположной: на контршаблонах или шергенях выставляются продольные рундуки, носовая переборка, рецесс, планширь; затем ставятся кроеные борта и днище. У нас получилось иначе.
Днищевые швы варили с двух сторон, хотя вполне было бы достаточно односторонних. Планширь, рундуки выварены прерывистым швом. Общая жесткость конструкции получилась колоссальная. Дополнительную жесткость придало заполнение продольных рундуков и носового отсека вспененным пенополиуретаном.
Сиденья оклеили полиуретановыми сетчатыми ковриками.
Пост управления первоначально был выполнен под "Вихрь" с самодельным ДУ, потом его заменили на трубчатый каркас с импортным ДУ под "Tohatsu" — получилось и удобнее, и более стильно.
Теперь надо сказать об эксплутационных качествах. Лодка по своим тактико-техническим данным просто замечательная. Замеры скорости делались по GPS: под "Вихрем-30" с винтом шагом 300 мм лодка развивает 48-51 км/ч в зависимости от нагрузки, а под мотором "Tohatsu-40" с 14-дюймовым винтом — от 54 до 58 км/ч. С тремя человеками на борту немного (на две-три секунды, не более) задерживается выход на глиссирование. Лодка буквально впечатывается в поворот, не проявляя ни малейшей склонности к рысканию или опрокидыванию. Центровка удачна, управление таким снарядом доставляет удовольствие.
Остойчивость потрясающая, причем не только на поворотах, но и при штатных ситуациях: ловля рыбы на удочку, спиннинг, сетью. При "гарцевании" на носовой палубе лодка не склонна к заливанию. В любых условиях ощущение безопасности не покидает ни водителя, ни пассажира.
Чтобы улучшить гидродинамику, лыжу нужно делать шириной 500 мм, тогда бортовые выступы-реданы на брызгоотбойнике в районе миделя будут не нужны.
Из всего вышесказанного следует только один вывод: лодка получилась, к постройке рекомендуем. Следующий "рыбацкий" размер — по мотивам более крупной зиминской "Радуги-51" уже в работе.