Основные данные
Длина наибольшая, м | 4.20 |
Ширина, м | 2.20 |
Высота борта, м | 0.95 |
Вес корпуса, т | 0.14 |
Водоизмещение с двумя ПМ, т | 0.80 |
Мощность ПМ, л.с. | 2x23-30 |
Пассажировместимость, чел. | 5 |
Корпуса и мост катамарана спроектированы так, чтобы воздушный поток под днищем сжимался, образуя скоростной аэродинамический подпор. Внутренняя высота борта — клиренс — равен 210 мм (на транце), а это значит, что на скорости катамаран будет практически парить на воздушной подушке благодаря аэродинамической разгрузке, создаваемой мостом.
При ходе на крутой волне мотолодка способна поддерживать более высокую скорость, чем другие 4-4.5-метровые лодки традиционного типа (например, с "глубоким V"). Благодаря большему, чем у монокорпусов, моменту инерции массы "Фортуна" довольно круто идет носом в волну, но затем легко всплывает. Лодки такого типа имеют хорошую продольную остойчивость на полном ходу и высокую статическую остойчивость.
Узкий тоннель — постоянной ширины по всей длине лодки. Корпуса имеют характерную для моторных катамаранов асимметричную в поперечных сечениях форму с плоскими внутренними стенками.
Две пары мощных реданов, простирающихся вдоль всего корпуса, а также брызгоотбойники в носовой части (до шп. 4) в сочетании с килеватостью свода тоннеля обеспечивают хорошую всхожесть на волну и смягчение ударов, а принятые обводы корпуса мотолодки — быстрый выход на глиссирование, высокую скорость, мягкий ход без забрызгивания при движении на волнении.
"Фортуну-42К" можно использовать для прогулок, рыбной ловли и охоты, для работ с аквалангом и проведения аварийно-спасательных операций.
В деревянном исполнении можно сделать корпус катамарана легким и прочным благодаря применению композиции: водостойкая фанера плюс оклейка стеклотканью.
"Фортуна-42К" — открытая высокобортная мотолодка с кокпитом площадью 5.1 м2, значительно более просторным, чем на большинстве "однокорпусных" лодок тех же размерений.
В носу по ДП, за высоким фальшбортом-волноломом, находятся пульт управления и кресло водителя. Трубчатый релинг по всему периметру кокпита обеспечивает безопасность экипажа. Два двойных раздвижных кресла можно использовать как диваны. Подмоторная ниша отделяется от кокпита внутренним транцем — поперечной переборкой на шп. 7.
Вдоль корпуса — сплошной жесткий настил-пайол. В корпусах оборудованы рундуки для размещения бензобаков и снаряжения. По шп. 2 установлена герметичная переборка. В носовой палубе прорезан люк для доступа в форпик.
"Фортуна-42К" спроектирована под двухмоторную установку. Отечественные подвесные моторы — два "Нептуна" или два "Вихря" — можно устанавливать на транце по приведенному рабочему чертежу. При водоизмещении 800 кг расчетная скорость хода с двумя 30-сильными моторами — 49 км/ч, с двумя 23-сильными — 46 км/ч.
При одновинтовой установке, когда встречный поток воздуха, попавший в тоннель, проходит под днищем до кормы и воздействует на лопасти, гребной винт работает в условиях поверхностной аэрации, не используя всю мощность подвесного мотора. При установке одного мотора (мощностью вплоть до 80 л.с.) рекомендуется использовать клин, закрепленный на своде тоннеля в ДП перед гребным винтом. Ширина такого клина, отводящего аэрированную среду, должна составлять примерно 1.2 диаметра гребного винта, а высота — 12-15 мм. Конструкцию транца, форму выреза и положение крепежных болтов при установке импортного мотора нужно согласовать с инструкцией фирмы-изготовителя мотора.
Расчетная скорость хода при установке одного 80-сильного подвесного мотора — 62 км/ч.
Постройка мотолодки "Фортуна-42К" ничем не отличается от постройки других лодок, неоднократно рассмотренной в "КиЯ".
Изготовляется щит из фанеры или толстого картона размером 1000х2100 для разбивки плаза. Пользуясь таблицей плазовых ординат и рабочим чертежом, надо вычертить на этом щите все практические шпангоуты (на оба борта) в натуральную величину. Сразу же укажите на разбивке положение реданов, ребер жесткости, пазов обшивки борта, тоннеля и днища.
Для постройки корпуса понадобятся: фанера авиационная березовая (ГОСТ 102-49), рейки, бруски, кницы, стеклоткань, эпоксидная смола (для сборки шпангоутов и монтажа корпуса) и полиэфирная смола (для оклейки корпуса стеклотканью).
Рамки шпангоутов собираются на плазе. На каждом шпангоуте по контрольной линии (на высоте 700 мм от ОЛ) надо прибить рейку-"шергень" — для крепления к стапелю.
Корпус "Фортуны-42К" собирается вверх килем на стапеле, представляющем собой два бруса длиной 4.5 м с отфугованными верхними кромками, установленными в горизонт на высоте от пола примерно 500 мм. Необходимо натянуть струну по ДП и вынести на верхние кромки брусьев положение шпангоутов.
Шпангоуты выставляются строго вертикально. Транец устанавливается с наклоном 80 мм. Проверив положение шпангоутов относительно ДП (перпендикулярность рамок ДП), по крену и дифференту, раскрепляют поперечный набор. Продольный набор врезается в рамки и устанавливается на клею.
Весь набор тщательно малкуется с проверкой гибкой рейкой, после чего корпус можно зашивать фанерой.
Листы обшивки днища, моста и бортов устанавливаются на эпоксидной смоле с запрессовкой гвоздями "взагиб" по ребрам жесткости и шурупами по шпангоутам. Листы обшивки борта выпускаются вниз от линии скулы (С) и контуруются по плазу по линии Р-2.
Обшивка легко укладывается на набор, так как не имеет двойной кривизны нигде, кроме днища в районе 0-4 шп. Здесь, по тщательно малкованным шпангоутам и стрингерам, укладываются полосы фанеры шириной 100-200 мм. Полосы должны лежать приблизительно по диагонали к днищу. Их надо подогнать одну к другой и прикрепить на клею к набору.
Из плотного пенопласта изготовляются редан-1 и заполнитель для редана-2. Днище надо зашпаклевать и приготовить к оклейке стеклотканью. После оклейки, просушки, шпаклевки и окраски корпус можно перевернуть килем вниз. После этого остается зачистить корпус изнутри — убрать обзол, установить карленгс и фанерные детали палубы.
Вдоль моста (от шп. 2 до транца) и по бортам (по толщине топтимберса, от шп. 4 до транца) укладывается пенопласт, который затем оклеивается стеклотканью. Ставится пайол, устанавливаются пульт управления, штурвал, дистанционное управление моторами, релинги, кресла и крышка люка.