«Заболел» водой я очень и очень давно. Наверное, передались гены от отца, который во время войны был рулевым на флоте, а после победы и до конца своих дней — капитаном буксира на заводе «Янтарь». Я тоже до армии поработал на этом заводе — матросом-рулевым. Даже когда позднее надо было сделать выбор, где покупать кооперативную квартиру, сработала тяга к воде: я неслучайно оказался рядом с Преголей — это главная река нашего Калининграда.
Сегодня — 17 сентября — мне исполнилось 50 лет. По профессии я макетчик. Техническими видами спорта начал увлекаться в детстве — пацаном. Много лет занимался авиамоделизмом, неоднократно был чемпионом области в этом виде спорта. В настоящее время работаю инструктором по труду в Детском доме № 1. Есть ребята, к которым я особенно привязался, многие отвечают мне взаимностью. За год мы сделали несколько моделей яхт и самолетов. В планах сделать большую радиоуправляемую модель яхты. Вообще я уверен, что надо с самого раннего возраста прививать детям любовь к творчеству.
Первый раз я познал всю прелесть воды, когда купил «Днепр» с «Вихрем-30» (это было в начале 80-х) и вышел на нем в открытый залив. В качестве пассажира на катерах я и до того катался много раз, но это — совсем другое. Я просто обалдел от простора, от большой волны. Первый год почти не слезал со своего корабля, за сезон откатал 2200 л бензина.
Вторым моим катером был «Нептун-3», купил его я совершенно случайно на соревнованиях на приз «КиЯ» в Лиепае, которые не пропускал никогда. Наша команда «Янтаря» представляла там «Автобот» и «Неман-2». (Кстати сказать, чуть больше года назад трагически погиб очень уважаемый мною один из их разработчиков Александр Николаевич Сахар.) Когда я в первый раз сел в стеклопластиковый катер, сложилось впечатление, что он идет не по воде, а по маслу.
В дальнейшем я убедился, что плавания в свежий ветер, особенно при битой волне, — серьезное испытание и мореходных качеств, и прочности корпуса. Мысль построить такой катер, чтобы в любую погоду можно было смело выходить в море, стала преследовать меня. По размерениям вполне устраивал «Нептун-3», поэтому первый катер я построил примерно таких же габаритов (4.60x1.90), но с высоким бортом. Максимально сместил кокпит назад, под носовой палубой устроил спальное место. Две пары широких реданов (по 100 мм), отгиб скулы-брызгоотбойника и умеренная килеватость в 12° оправдали себя. Несмотря на большой вес — около 300 кг (пришлось использовать тяжелую 7 мм фанеру), мой удачно отцентрованный катер легко обходил тот же «Нептун-3» с аналогичным мотором «Johnson-40», показывая скорость 60 км/ч. А на волне преимущества становились еще более явными, удары практически не ощущались. При нагрузке четыре человека мой «Jazz» (я еще и музыкант — люблю джаз) легко выходил на глиссирование с таким ПМ и винтом 15'. Позже я выводил его на глиссирование даже с нагрузкой пять человек и мотором «Нептун-23», но, конечно, с легким винтом — шаг был 220 мм — и обрезанными на 10 мм кончиками лопастей.
Но мысленно я уже видел проект нового катера. Теперь могу рассказать и о нем. Корпус — от промысловой мотолодки «Тунец». Когда я в первый раз прокатился со знакомым на такой лодке со «стопятнашкой», просто пришел в восторг. Ощущение такое, будто пересел с «Запорожца» на «Мерседес»! Что асфальт, что булыжник — никакой разницы.
Итак, за основу взяты обводы «Тунца». Проекту нового «Jazz-2» уже более пяти лет. Когда знакомые привозят мне свежие журналы из Германии, я убеждаюсь в том, что многое из заложенного в этот проект только сейчас появляется за рубежом. Например — боковые дуги стекол и галогеновые фары в носу у меня были «нарисованы» давным-давно. Есть в моих проектах несколько оригинальных решений как по дизайну, так и по обводам. Обидно, если скоро они появятся где-нибудь на Западе. К слову сказать, пару лет назад я работал по договору с новым директором Неманского завода, где собственно и выпускались когда-то «Автобот» и «Неман-2» — разработал техническое обоснование и изготовил масштабные модели этих усовершенствованных лодок («Автобот», кстати, — очень хорошая модель, под «шестеркой» легко глиссирует с нагрузкой два человека). Директор обошел с этими моделями все водно-моторные клубы и выразил общее мнение — это то, что надо. И все. Денег он мне не заплатил, а лодок усовершенствованных так и нет.
Очень уважаю вашего питерского конструктора Бориса Ершова, хотя с ним лично не знаком. Все его разработки очень удачны, каждая по-своему. Он, мне кажется, первым понял, куда на малых лодках улетают «лошадиные силы».
Теперь о новом «Jazz-530». 530 — это его габаритная длина. Предварительно в масштабе я начертил все с точностью до миллиметра, затем постоянно что-то корректировал, изменял, и, только после того как проект «отлежался», понял — надо строить. Я не знаю — судить другим, но мне новый катер нравится. В процессе постройки возникало желание кое-что изменить, но все-таки я не стал этого делать.
Дизайн чисто яхтенной полурубки уменьшает парусность — это оценят все, кому приходилось, например, отходить от берега в свежую погоду. Планировка позволяет свободно ночевать даже троим. Если снять среднюю часть слани, можно сидеть впятером, правда, людям невысоким: мой рост 184 см, так что я сижу «по нулям». Получилось так, как я и хотел — внутри мой «Jazz» больше, чем снаружи.
Очень уютно чувствуешь себя, когда все внутри оклеено ковролином «Malta» светло-серого цвета. Тонированные стекла из оргстекла создают уют и защиту от солнца. Считаю удачным решением планировку подмоторного рецесса с «утоплением» задних сидений и откидного столика, который служит крышкой топливного отсека. В результате кокпит получился довольно просторным. Боковые карманы во всю длину кокпита и две съемные слани на палубе добавляют много свободного места для укладки снаряжения, так что под ногами ничто не мешает. Под откидным «бушпритом» (имеющим автоматическую защелку) — место для якоря.
Полностью все до последней наклейки делал сам. Окраска выполнена полиуретановой краской «Interlux Super». Дельные вещи использованы итальянского производства. Около 50% времени ушло не на собственно постройку катера, а на отработку технологии изготовления конструкций. Мне никто не помогал! Даже привальный профиль умудрился надеть сам: положил его в жаркую погоду в салон автомобиля, где он разогрелся, а потом натянул (правда, изодрал все руки). По натуре я — педант. Знакомые, видя как я «ловлю» миллиметры, спрашивают — зачем? Ведь этого никто и никогда не оценит. Отвечаю: «Это буду знать я!»
Корпус с большой килеватостью днища в 25° позволяет преодолевать битую волну практически не снижая скорости, и это не сказывается на комфорте. Такая килеватость компенсируется четырьмя парами продольных реданов и гидролыжей шириной 180 мм. Катер можно эксплуатировать в широком диапазоне мощностей вплоть до 115 л.с.
Самым сложным делом было изготовление верхней части полурубки. Конструкция ее, как и всех частей выше привального бруса, представляет трехслойный сэндвич. В качестве заполнителя (и материала для изготовления ряда деталей) использовался листовой пенопласт. Все сделано абсолютно без всякого набора; как матрица при формовании использовалась крыша автомобиля «Мерседес-123» (кузов). Затем всю конструкцию полурубки снял и перевернул, закончил формирование сэндвича и окончательно вклеил на место. Потом пошла обыкновенная рутинная работа и в конце концов я достиг своей цели — катер удался!
Два года назад пригласили меня работать в парусную школу — мастером по ремонту корпусов. И я открыл для себя парус! Если раньше я пропускал в «КиЯ» статьи, связанные с яхтами, то теперь читаю и перечитываю все. Когда впервые сам сел за «Луч» (чуть не насильно посадил тренер), пришел в восторг Идешь куда хочешь, сколько хочешь и все — за счет ветра. Я когда-то прочитал статью Ренато Леви о парусно-моторной глиссирующей яхте. Вот только теперь понял, как это здорово. Это то, что надо! Хочется, очень хочется такую сделать. Для наших условий особенно подходит: дошел до залива под мотором, а дальше — поднял паруса.
Немножко о ближайших планах. Больше всего хочется сделать открытый морской катер с большим удлинением и большой килеватостью днища — что-то вроде очень понравившихся лодок типа «Сигаретт». Модель такого корпуса длиной 1 м я уже сделал, делаю радиоуправляемую с двигателем 10 см3.
И очень жаль, что, наверное, придется продать свой новый «Jazz». На вырученные деньги хочу накупить материалов на следующий катер — он будет называться так же. Я его уже люблю! Я больше ничем не занимаюсь.
И, наконец, очень хочу передать большой привет всем строителям лодок Питера!
Николай Маскалан, г. Калининград