1. На ней будут совершаться семейные прогулки втроем и выходы на рыбалку вдвоем со всем необходимым снаряжением.
2. Лодка должна глиссировать под "Нептуном-23" с нагрузкой трое взрослых, но допускать и греблю, и использование паруса (для развлечения).
3. Размерения и обводы должны обеспечивать достаточную мореходность, а конструкция — максимальную надежность и простоту изготовления.
4. Поскольку вещей при семейных выходах обычно набирается много, то варианты картопа отпали, и мы сразу решили, что будем перевозить лодку на автоприцепе.
Основные данные лодки
Длина, мм: | |
- по планширю | 3900 |
- габаритная | 4100 |
Ширина, мм: | |
- габаритная | 1540 |
- по днищу | 1000 |
Высота борта, мм | 455 |
Вес, кг | Ок. 80 |
Выходило, что (с учетом данных стандартных прицепов) габаритная длина лодки не должна превышать 4.2 м, а вес — примерно 80 кг; минимальная высота борта — 0.45 м при ширине по днищу — около 1 м и по планширю — 1.5 м. Естественно, меньшая длина облегчила бы транспортировку и хранение, но резко ухудшила бы мореходность и обитаемость. В конце концов мы остановились на длине корпуса 3.9 м с увеличением габаритной длины до 4.1 м за счет трубчатых ручек для переноски (они же — утки и рымы) на носу и на транце.
Выбор материала для самостоятельной постройки одной-двух лодок с простейшими обводами был очевиден. При всех своих достоинствах стеклопластик и алюминиевые сплавы мы отвергли, так как в первом случае необходимо изготовление дорогой оснастки, а во втором — освоение профессий клепальщика или сварщика. Фанера требует применения обводов с разворачивающимися на плоскость элементами и нуждается в постоянном уходе (сушка, подкраска), зато дешевле и гораздо проще в любительской постройке, а при аккуратной эксплуатации достаточно долговечна — лодка может служить 25-30 лет; корпус "теплый", не гремит, как металлический, ремонт не вызывает особых сложностей.
Мы самым внимательным образом просмотрели публикации в "КиЯ" по 4-метровым моторным лодкам с простыми обводами и остановились на варианте плоскодонного джонбота, но со значительным сужением в носу — с 1500 до 700 мм и некоторым подъемом линии борта в нос от шп. 3 (на 130 мм). Основным разработчиком проекта и строителем лодки был один из авторов заметки — Александр Филиппов.
Теперь о нашей лодке. Число деталей набора сокращено до минимума — шпангоутов, например, всего три, зато они сделаны мощными — собраны из доски 80x20. Киля нет, его роль в обеспечении прочности играют наложенные снаружи фальшкили сечением 50x50. Обшивка нарезана из 6-миллиметровых листов фанеры, причем днище внутри корпуса подкреплено 25 поперечными накладными планками 80x20, так что ходить по лодке можно без опаски даже в сапогах. Может появиться желание сэкономить вес — сделать эти планки вдвое тоньше, но не советуем. Кстати сказать, они не должны доходить до скул (примерно на 30 мм) для свободного прохода накапливающейся воды вдоль бортов. Для этой же цели надо срезать углы шпангоутных рамок, чтобы получились шпигаты 30x30.
Разумеется, толщину бортовой обшивки можно было бы уменьшить до 4 мм, а вот делать весь джонбот с 3-миллиметровой обшивкой, как это предлагают некоторые авторы (см. №76) в погоне за уменьшением веса, не стоит.
Транец мы сделали с высотой до края выреза 380 мм — под подвесной мотор мощностью до 30 л.с.
Важными элементами прочности служат установленные враспор банки из 6-миллиметровой фанеры. Две средние банки своими кормовыми кромками опираются на пенопластовые переборки толщиной 50 мм. (В дальнейшем собираемся под кормовой (шп. 1) и носовой банками сделать фанерные переборки, чтобы получились багажники-рундуки.) На носовой банке в ДП установлен металлический трубчатый стандерс; в него вставляется поворотная мачта с парусом (по типу виндсерфера) или поворотное кресло, очень удобное при рыбалке.
Правильность и трудоемкость сборки корпуса во многом зависят от тщательности разметки, поэтому для начала следует обратить внимание на квадратность листов фанеры: нам попались листы с разницей по диагоналям в 25 мм! При раскрое необходимо учитывать толщину материала и изменения размеров за счет фасок.
От соединения листов обшивки встык с заусовкой кромок мы отказались, а применили гораздо более простой и не менее надежный способ соединения на внутренних стыковых планках шириной 140 мм из той же фанеры с креплением на эпоксидке и винтах (с потайной головкой) с гайками. Угловые соединения выполнялись, как это неоднократно описывалось в журнале, при помощи скрепок из медной проволоки и проклейки полосами стеклоткани ("мокрым угольником"); применили готовую 40-миллиметровую ленту с обделанными кромками. Планки на днище крепятся на клею и шурупах (по три на каждую). Весь крепеж желательно использовать латунный или из нержавеющей стали; как показывает опыт, оцинковка служит защитой стального крепежа, но не более десяти лет. Готовый корпус оклеен стеклотканью до установки наиболее изнашивающихся деталей — скулового стрингера и привального бруса (на клею и шурупах) и фальшкилей (на болтах). Кормовая банка сначала крепится к бортам и транцу "мокрым угольником", потом ставится подмоторная транцевая доска. При стягивании заготовок носовой части применялась веревочная петля; бортовые стрингера ставились здесь уже после сборки скул.
Тем, что получилось, мы довольны (особенно уже второй лодкой, построенной с учетом опыта). Плаваем на Верхней Волге (в районе г. Конаково). Скорость под "Нептуном-23" — 36-38 км/ч, в этом сезоне замерим более точно.
Основные материалы
- 1. Фанера водостойкая 1525х1525х6, 6 листов.
- 2. Брус: 50х50х4000 — 2 шт.; 50х50х3000 — 2 шт.; 40х40х4000 — 2 шт.; 40х20х4000 — 2 шт.
- 3. Доска: 40х80х1400 — 7 шт.; 20х80х1000 — 25 шт.; 20х80х1100 — 3 шт.; 20х80х600 — 6 шт.
- 4. Эпоксидная смола ~10 кг.
- 5. Олифа льняная ~5 л; свинцовый сурик ~1 кг; нитролак ~2 л.
- 6. Винт М4х20 (потайная головка) с гайками — 200 шт.
- 7. Пенопласт 280х1400х40÷60, 2 листа.
- 8. Стеклоткань на корпус и лента 40 мм шириной.
- 9. Проволока медная диам. 1-1.5, ~20 м.
- 10. Шуруп латунный 4х25, ~1 кг.
От редакции
Мы немного доработали представленные рабочие эскизы с тем, чтобы получить пригодные для повторения теоретический и конструктивный чертежи, оставаясь при этом в границах выбранных авторами размеров. По нашему мнению, узел стыковки листов бортовой и днищевой обшивки технологичнее выполнить так, как показано на выносном элементе III. При этом скуловые кили, укороченные до 1,5 м, перемещаются на борт лодки в качестве кормовых брызгоотбойников. Эта мера позволит немного уменьшить сопротивление воды при ходе под мотором и добавит лодке остойчивости на поворотах.
Использованная литература
- "Таймень" — многоцелевая металлическая лодка по типу джонбота // "КиЯ, № 92.
- "Автобот" // "КиЯ", № 88.
- Хозяйственная мотолодка "Казанка-6" // "КиЯ", № 125.
- Лодка по типу "джонбота" // "КиЯ", № 76.
- "Окунь" — рыболовная лодка под мотор, весла и подвесной парус // "КиЯ", № 80.
- "Джонбот" — моя первая лодка // "КиЯ", № 125.
- И снова о "джонботе" // "КиЯ", № 140.
- Строим "джонбот" // "КиЯ", № 147.
- Универсальная туристская лодка // "КиЯ", № 67.
- Что такое рыболовная лодка // "КиЯ", № 58.
- Рыболовные лодки за рубежом // "КиЯ", № 58.
- Беспалубные мотолодки // "КиЯ", № 62.
- Гребной тузик-картоп // "КиЯ", № 108.
- "Мастер-400" и "Мастер-410" // "КиЯ", № 176.
- Из почты редакции // "КиЯ", № 174.
- Сертификация в вопросах и ответах // "КиЯ", № 176.
- Все о пенопластах // "КиЯ", № 159.
- "Хариус" — фофан из фанеры // "КиЯ", № 144.
- Прежде чем строить лодку // "КиЯ", № 128.
- "Бриз-42" // "КиЯ", № 177.
- "Картоп с обводами "джонбота" // "КиЯ", № 102.