Основные данные швертбота "Синичка"
Длина наибольшая, м | 5.5 |
Ширина наибольшая, м | 2.3 |
Высота борта на миделе, м | 0.9 |
Осадка корпусом/швертами, м | 0.2/1.1 |
Водоизмещение, кг | 800 |
Вместимость, чел. | 4-6 |
Масса корпуса, кг | 320 |
Масса балласта, кг | 50 |
Площади парусов, м2: | |
Грот | 8.6 |
Стаксель № 1 | 5.9 |
Стаксель № 2 | 2.9 |
Спинакер | 12.0 |
Форма корпуса и основные планировочные решения "Синички" взяты мной от разработанного ранее швертбота "Лагуна".
Рубка сделана традиционной, с боковыми потопчинами на уровне привального бруса и короче, чем у "Лагуны", на 275 мм. Это позволило удлинить кокпит и благодаря отказу от объемных бортов в кормовой части, имевшихся на "Лагуне", сделать кокпит шире. (Почему-то "пассажиры" любят в хорошую погоду сидеть в кокпите, а не в рубке; в плохую же погоду никого покататься на яхте не затащишь вообще.)
Максимальная высота корпуса с рубкой 1430 мм, высота над жестким сиденьем 980 мм; внутренняя ширина рубки — 1460 мм на 4 шп. Здесь четыре спальных места — два в носовой части и два в средней (с местом для ног в нишах). В рубке имеются шкафчики для припасов и откидной столик. В кормовой части корпуса есть рундуки для туристского снаряжения.
За транцем лодки установлен кронштейн для подвесного мотора 4-8 л.с. и трап для подъема купающихся.
Корпус сделан из водостойкой фанеры на деревянных шпангоутах; технология самая обычная.
Непотопляемость обеспечивается пластиковыми бутылками, закрепленными в носовом и кормовом отсеках и под настилами сидений в рубке. Суммарный объем бутылок — 350 л.
В связи с тем, что ширина корпуса "Синички" меньше, чем "Лагуны" (2.3 м против 2.4 м), и появилось желание сделать новый швертбот еще более мореходным в сильные ветра, высоту мачты я уменьшил на 1 м (5.5 м против 6.5). Крепление вант на корпусе сделано на 275 мм кормовее, чем на "Лагуне". Уменьшение высоты мачты и перенос точки крепления вант на корпусе в корму позволили отказаться от ахтерштага.
Мачта сделана полой, выклеенной из еловых реек.
На "Синичке" применена центральная проводка гика-шкота с поперечным погоном, закрепленным на конструктивном шпангоуте № 7.
Швертбот находился в постройке с конца августа 1996 г. по конец июня 1998 г. и был спущен на воду в реку Троца, впадающей в Горьковское водохранилище. Вот уже пять лет "Синичка" является нашим любимым семейным крейсером и, надеюсь, прослужит еще лет двадцать. Спускаем ее обычно в середине июня и поднимаем в середине сентября. Очень жаль, но яхтенный сезон у нас довольно короткий, зато используем мы его на все сто: ходим на яхте через день по Троце, в середине июля — это самое теплое время! — устраиваем поход на три-четыре дня по нашему морю (на большее время разрешения не дает огород).
Во время парусного похода в июле 2001 г. мы повстречали крейсерский швертбот класса Т2 "Незнакомка", построенный в г. Сыктывкар местными умельцами по чертежам "Ската", опубликованным в "КиЯ" №111. Ребята взяли отпуск. Погрузили лодку на трейлер и привезли ее в г. Городец, в устье Горьковского моря, чтобы покататься и посмотреть парусную регату памяти Р. Е. Алексеева. И всего-то 1000 км! Не перевелись еще на Руси энтузиасты яхтенного дела.
Основные потребительские качества нашей яхты — хорошая остойчивость, мореходность и вместимость. Я как капитан уверенно чувствую себя на "Синичке" при ветре до 12 м/с (это 6 баллов) и высоте волны до 1 м, хотя приходилось выдерживать шквалы с силой ветра по 15-18 м/с. Более суровые условия на Горьковском море редки.
Угол лавировки яхты составляет 5055°, управляемость хорошая; при скорости ветра более 10 м/с беру рифы на гроте и меняю стаксель на меньший.
На реке Троца базируется детско-юношеская парусная секция нашего поселка. Руководит ею Г. В. Горохова (кстати сказать, она шила мне паруса). В секции есть "Оптимисты", "Кадеты", "Лучи" и "Финны", имеются также катамаран "В" и крейсерский тримаран, так что нашей "Синичке" не одиноко. Каждый год в День Военно-Морского Флота весь флот собирается на местном пляже и катает желающих.
Парусная жизнь в нашем поселке продолжается!
Джон Тил рекомендует двухшвертовый вариант
Любопытно, что подобный двухшвертовый вариант для парусника примерно таких же размерений рекомендует и известный английский конструктор, популяризатор достижений в области малого судостроения Джон Тил. Постоянные читатели "КиЯ" могут припомнить его "провокационные" материалы, привлекающие внимание к парадоксальным техническим явлениям и устройствам, которые вполне могут оказаться перспективными (это, например, написанные на полном серьезе статьи про якобы отличившуюся в гонках "адскую пыхтелку" — см. №16 или "универсальный ветродвигатель" братьев Мерве — см. №21). Не один раз Тил упоминался в связи с созданными им катерами с гидродинамически эффективными новаторскими обводами (см. "КиЯ" №7 про "морские сани" или №23 про "кафедрал").
В данном случае мы имеем в виду его публикацию в "Classic Boat" (XII, 1998), в которой рассматриваются, в частности, такие варианты освобождения ценного пространства в центре каюты 6метрового швертбота, как расположение двух стальных вращающихся швертов в ДП, но в нос и в корму от салона, или в плоскости стенок рундуков-диванов (т. е. по сути — вариант А. Матвеева). Приведен эскиз двухшвертового 6-метрового гафельного кеча "Eun Na Nara" с общей площадью парусности 22.3 м2.