Основные данные катера "Крылатый"
Информация об изображении
Основные эскизы внешнего вида и общего расположения первого варианта катера
Основные эскизы внешнего вида и общего расположения первого варианта катера
Длина, м: | |
наибольшая | 7.25 |
по КВЛ | 6.25 |
габаритная | 7.90 |
Ширина, м: | |
наибольшая | 2.10 |
по КВЛ | 1.94 |
Высота борта на миделе, м | 0.93 |
Осадка габаритная, м | 0.6 |
Водоизмещение, т: | |
по КВЛ | 1.5 |
порожнем | 0.8 |
Мощность двигателя, л.с. | до 120 |
Скорость максимальная, км/ч | 70 |
Пассажировместимость, чел. | 8 |
Обводы и конструкция корпуса
Днище катера имеет два поперечных редана: главный стреловидный, расположенный на миделе, и брызгоотбрасывающий, расположенный ближе к корме на поднимающемся к транцу днище. Стреловидный редан, работающий как одностороннее крыло, в сочетании с подводным крылом у транца значительно уменьшает смоченную поверхность днища и повышает скорость. Катер практически идет как бы на двух "крыльях": переднем стреловидном редане и заднем обычном подводном крыле. Для повышения мореходности носовая часть днища выполнена с большим углом килеватости, который плавно уменьшается до 12° на миделе. Угол при вершине стреловидного редана в плане 80°. Для повышения подъемной силы рабочая поверхность редана выполнена изогнутой с небольшим отгибом днища вниз от ОЛ.
Для обеспечения вентиляции днища в области сразу за реданом отформованы вертикальные бортовые уступы на шп. 9; они устраняют закрывание входа воздуха проходящими вдоль бортов волнами. Для увеличения высоты от подводного крыла до днища килевая линия имеет плавный подъем к транцу на 130 мм.
Корпус изготовлен из стеклопластика на основе эпоксидной смолы. Обшивка трехслойной конструкции. Толщина наружного слоя на днище — 4-5 мм, на бортах — 2.5 мм, на транце — 3 мм, по килю и скулам — 6-8 мм (на рубке — 2 мм). Толщина внутреннего слоя — 1-1.5 мм, в моторном отсеке — 2-2.5 мм. Толщина среднего слоя — пенопластового заполнителя — 12-15 мм. Для обклейки применены стеклоткань АСТТ и стеклорогожка ТЖС-07.
Поперечную прочность катера обеспечивают переборки и шпангоуты, а продольную — киль и стрингера.
Подмоторные балки выполнены из стеклопластика с вклеенными уголками из дюраля.
Первые же годы эксплуатации показали недостаточно высокое качество получившейся у нас трехслойной конструкции днища. Стеклопластик, подолгу находясь в воде, пропускает ее, и пенопласт намокает, становится тяжелым; вода постепенно просачивается внутрь катера.
Общее расположение
Размеры каюты обеспечивают свободное размещение в ней шести человек. Каюта оборудована мягким диваном и раскладными креслами, образующими вместе со съемным столиком второе спальное место.
В носовой части катера установлены пост управления катером, сиденье водителя, боковой и носовой диваны. Под диванами и сиденьями имеются вместительные багажники.
Двигательно-движительный комплекс
Установлен конвертированный автомобильный двигатель "М21" с навешенными на нем агрегатами. В качестве движителя применена подвесная поворотно-откидная колонка с реверсом, трехлопастным винтом диаметром 310 мм и шагом 250 мм. Реверс размещен в верхней части колонки, и управление им осуществляется с места водителя. Бензобак емкостью 90 л размещен в носовой части катера под палубой. Вентиляция моторного отсека осуществляется через боковые и транцевую решетки.
Кормовое подводное крыло с размерами 1000x250 мм изготовлено цельным из алюминиевого сплава. Стойки крыла крепятся к бортам болтами.
Катер был рассчитан на установку двигателя до 120 л.с. и скорость движения до 70 км/ч. Однако в связи с отсутствием 120сильного был установлен двигатель "М21" меньшей мощности — 70 л.с., и при этом достигнутая максимальная скорость оказалась ниже — около 50 км/ч.
Судовые устройства
Якорное устройство состоит из катерного якоря весом 5.3 кг и двух капроновых концов длиной по 25 м. Для швартовки на палубе установлены две пары уток. В носовой части имеются ручка и буксирный рым, в корме — два рыма. Рулевое устройство состоит из рулевой колонки со съемным рулем и штуртросовой проводки.
Электрооборудование
Электрическая сеть катера работает на постоянном токе напряжением 12 В. Аккумуляторная батарея 6СТ-68, генератор Г-21.
Установлены следующие потребители электроэнергии: стартер, бортовые отличительные огни, гаковый белый огонь, топовый белый огонь, сигналы "отмашки", электрозвуковой сигнал, фара, контрольные приборы двигателя, часы, радиоприемник, тахометр, плафоны освещения каюты, вентилятор, система зажигания двигателя.
Запуск двигателя осуществляется стартером — поворотом ключа замка зажигания.
Модернизация катера
После трехлетней эксплуатации катер был подвергнут коренной модернизации.
Рубку значительно сдвинули в нос, а среднюю ее часть подняли. В передней части рубки над постом управления сделали люк с открывающейся крышкой.
В средней части катера высота от сланей до подволока рубки 1800 мм. Здесь, в салоне, по левому борту расположены спальный диван и подвесная верхняя койка, шкаф для одежды и камбузный стол с выдвижными ящиками и отделением для мусорного ведра. Над столом — шкафчик со сдвижными шторками. По правому борту расположены съемный стол и два мягких сиденья. Стол разворачивается и укладывается между сиденьями, образуя спальное место. У входа — сделан столик для телевизора. В камбузе имеется теперь отдельный столик, на котором установлен газовый таганок.
В носовой каюте установлены пост управления с креслом водителя и два боковых спальных дивана. При необходимости руль снимается, а место между диванами заполняется съемными подушками, образуя общее спальное место. На люк и двери устанавливаются противокомарные съемные сетки.
Полностью переделаны моторный отсек и кокпит. Двигатель накрыт съемным капотом, по бокам установлены съемные сиденья. Бензобаки расположены в кокпите под сиденьями — в отдельных отсеках со съемными крышками. Аккумулятор установлен под полом.
Первое время на катере работала модернизированная подвесная поворотно-откидная колонка конструкции автора в компоновке с двигателем "М21". В связи с тем, что катер "Крылатый" в основном использовался для семейного отдыха на речке Псел, колонку пришлось заменить стационарным водометом.
Многолетняя эксплуатация модернизированного варианта подтвердила все его преимущества. В катере свободно размещалась на ночлег семья из четырех человек, а при необходимости и две семьи. В салоне между двумя диванами мы укладывали дополнительные подушки и получали общее спальное место для трех человек.
В заключение могу дать следующие рекомендации:
1. Для любителей быстрой езды, плавающих на больших и чистых водоемах, смело рекомендую катер "Крылатый" в его первоначальном (до модернизации) варианте с установкой двигателя мощностью до 120 л.с. и колонки. Разумеется, возможен и простейший, но не лучший вариант с установкой стационарного двигателя и наклонным гребным валом.
2. Для семейного отдыха и плаваний на мелководных с зарослями реках можно рекомендовать модернизированный катер "Крылатый" с установкой стационарного водомета (с реверсом для очистки решетки от водорослей). От подводного крыла можно и отказаться.
Комментарий специалиста
Работа, проделанная автором статьи, заслуживает высокой оценки, однако считаю необходимым добавить следующее.
В отечественной практике катера с одним подводным крылом хорошо известны (достаточно, например, упомянуть торпедные катера по проекту 206М). Однако все известные нам однокрылые катера имели не одно кормовое, а одно носовое ПК, располагаемое носовее центра тяжести катера и воспринимающее до 50-60% водоизмещения. Движение такого катера осуществляется на носовом крыле и на кормовой части днища. Поперечная остойчивость обеспечивается за счет сил, возникающих на ПК и на корпусе.
Как известно, гидродинамическое качество K, т.е. отношение подъемной силы к сопротивлению, у подводного крыла выше, чем у глиссирующего днища. Поэтому, чем большую долю нагрузки будет нести ПК, тем выше будет гидродинамическое качество катера в целом.
"Яма" или понижение поверхности воды за носовым ПК было бы больше, чем за поперечным реданом, что также способствовало бы уменьшению смоченной поверхности днища и сопротивления движению.
Что касается предложенной автором однокрылой схемы с кормовым расположением ПК, то произведенная оценка показывает, что ПК с размахом 1 м и хордой 0.25 м может нести не более одной трети водоизмещения катера, равного 1.5 т. Значит, общее Ккатера с кормовым ПК оказывается ниже, чем могло бы быть в случае установки одного носового ПК.
Вариант с кормовым ПК более чувствителен к нарушениям продольной устойчивости движения; требуется более тщательный подбор углов установки ПК для обеспечения выхода на крыло. Было бы неплохо иметь два положения углов установки ПК - одно для режима выхода, второе - для движения на ПК (аналогично тому, как это делается в случае установки регулируемой транцевой плиты).
Пропульсивное качество реализованного автором варианта (1.5 т; 70 л.с.; 50 км/ч) несколько выше (K=4.0), чем у сравнимых бескрылых катеров, но при определенной доводке существующего кормового ПК могло бы быть выше. Так при принятом автором зазоре между ПК и днищем, равном 190 мм (0.75 хорды ПК), на режимах отрыва транца от воды происходит отрицательное взаимодействие поля разрежения ПК и давления днища. Этого можно было бы избежать за счет уменьшения хорды или увеличения отстояния ПК от корпуса.
Судя по всему, получилось удачное сочетание кормового ПК и носового редана с отгибом днища вниз у его рабочей кромки. Вполне оправданы бортовые "закрылки" у концов редана, способствующие подаче воздуха в зареданную область. (В то же время можно было бы отказаться от стреловидности этого редана в плане и от второго редана на кормовой половине днища.)
К достоинствам реализованного автором варианта следует отнести размещение ПК в габаритах корпуса; отсутствие ПК и каких-либо выступающих частей в носу позволяет подходить носом к берегу.
Можно согласиться с мнением автора, что вариант "крылатый" предпочтительнее для больших водоемов, где не требуется очистка крыла и водомета. И если у любителя есть возможность изготовить угловую колонку или водомет, то стоит применить и предложенный вариант расположения ПК.
Не вдаваясь в оценку достоинств обводов корпуса и общего расположения катера, отметим, что автор, кроме таланта и знаний проектанта-компоновщика, обладает большим опытом конструктора-механика, способного разрабатывать и изготовлять сложные передачи мощности типа угловой колонки и движителей водометного типа. (При этом он скромно умалчивает о своих производственных возможностях, так как многие детали этих комплектов могут быть изготовлены только в заводских условиях.)