Всякому водномоторнику, имеющему лодку или катер, приходится решать вопрос о месте стоянки судна в навигационный период. Как правило, судно оформляется на охраняемые лодочные стоянки, которые не балуют своих клиентов выбором причалов и пристаней. Подъемник — явление редкое и считается большой роскошью.
Обычно причалы (или боны, как у нас их называют) строят из того, что под рукой, подешевле и легче достать. Самый распространенный материал — дерево, а точнее бревна, которые фиксируют в определенном положении скобами и привязывают тросом к берегу. Недостаток таких сооружений очевиден: малая грузоподъемность (так как дерево быстро впитывает влагу), громоздкость, отсутствие всякого эстетического вида.
Вот и на нашей лодочной стоянке "Акваполис", возраст которой подходит к четвертому десятку, богатой традициями водно-моторного братства, но ограниченной скудостью бюджета, бревенчатые причалы были единственным и логичным решением.
Здесь важно отметить характерную особенность навигационной обстановки на реке Енисей ниже Красноярска — постоянное колебание уровня воды (иногда до 1.5 метров) из-за расположенной рядом Дивногорской ГЭС. Причалы то оказываются лежащими на берегу, то их сносит течением.
Поставив свой катер у такого причала и узнав все его недостатки, на следующий год я решил изготовить что-то более удобное и надежное.
Однажды мое внимание привлекла пластиковая бутылка из-под газировки. Идея использовать ее как основной материал для будущей конструкции стала очевидной. Во-первых, бутылка очень легкая и прочная, во-вторых, влагостойкая и практически вечная, в-третьих, это материал, который в буквальном смысле валяется под ногами, стоит только оглянуться! Особенно хороший результат по сбору бутылок дают места скопления отдыхающих за городом людей. К тому же налицо санитарный эффект от подобных рейдов.
За основу я взял 1.5-литровую пластиковую бутылку с выемкой в верхней части, которая необходима для фиксации бутылок в блоках. Определив опытным путем грузоподъемность одной бутылки (около 2 кг), я подсчитал необходимое мне количество. Получилось около 280 штук. За зиму бутылки без труда были собраны и закупорены. Оставалось разработать конструкцию причала.
Основная часть содержит в себе 160 бутылок, которые разделены на 3 блока. Этого количества вполне хватает для того, чтобы трое мужчин одновременно находились на причале, не боясь замочить ноги. Боковые ограничители не предназначены для ходьбы и содержат в блоках всего по 30 бутылок. Трап поддерживается на плаву отдельным блоком, но можно его сделать и подлиннее, с упором на берег. Причал при помощи двух штанг (труба диаметром 60 мм) шарнирно соединен со сваями, вбитыми в грунт, и выдерживает колебания уровня воды до 2 метров.
Весной на своих "Жигулях" я завожу причал на стоянку и в течение 30 минут собираю его. Примерно столько же времени осенью уходит на его разборку. Причалом я доволен и вот уже третью навигацию не знаю никаких проблем с отстоем катера.
Надо сказать, что в такое необычное решение не все верили. "Дадут воду — поплывут твои бутылки", — слышал я в свой адрес. Однако после трехгодичной проверки сторонников бутылочных причалов становится все больше.
И еще: есть небольшая хитрость, как обеспечить избыточное давление воздуха в бутылках. Просто надо их закручивать зимой, и чем при этом холоднее, тем лучше. Летом воздух от более высокой температуры расширится, и бутылки станут упругими, давление в них будет намного выше атмосферного.