Основные данные катера
Длина наибольшая, м | 8.0 |
Ширина наибольшая, м | 2.5 |
Высота борта на миделе, м | 1.6 |
Осадка на стоянке, м | 0.4 |
Мощность двигателя, л.с. | 232 |
Скорость макс., км/ч | 58 |
Емкость топливного бака, л | 450 |
Дальность плавания, км | 500 |
Пассажировместимость, чел. | до 10 |
На строительство катера ушло пять длинных полярных зим. Во многом руководствовался публикациями в "КиЯ", но неоценимую помощь оказал и опыт норильских судостроителей-любителей. Нужно сказать, что здесь многие "болеют" судостроением. В эксплуатации около двух десятков глиссирующих водометных катеров с дизелями воздушного охлаждения. Можно сказать — сложилась своя школа любительского судостроения.
Корпус отформован из стеклопластика с защитой уязвимых частей днища титановым листом толщиной 2-4 мм. Шпангоуты, переборки, палуба и рубка изготовлены из 10-миллиметровой фанеры с последующей оклейкой стеклотканью.
Пассажирский салон просторный (высота — 1.7 м) и светлый благодаря большой площади остекления. На ночлег в нем могут разместиться 4-5 человек. Между пассажирским салоном и рулевой рубкой расположены камбуз, где можно стоять во весь рост, и шкаф для одежды. Крыша салона выполнена в виде многослойной конструкции (стеклопластик-фанера (4 мм) — пенопласт (20 мм) — фанера (4 мм) и держит вес трех загорающих. В крыше установлен вентиляционный люк.
Для выхода на палубу в носовой части сделан откидной люк, а откатная дверь в кормовой части позволяет выходить в кокпит. Кокпит оборудован удобными сиденьями, расположенными вдоль фальшбортов и транца, что позволяет разместить здесь за обеденным столом 6-8 человек.
Благодаря тримаранным обводам катер избавлен от валкости на стоянке. По потопчинам вдоль бортов можно передвигаться без опасения свалиться в воду.
Для удобства на рыбалке и с целью обеспечения безопасности вожу с собой самодельную пластиковую лодку — тузик длиной 2.3 м, который легко крепится за борта поперек катера за транцем. На спокойной воде тузик держит четыре человека. Эксплуатируется как под веслами, так и под мотором "Салют".
На катере установлен импортный восьмицилиндровый дизель воздушного охлаждения "DEUTZ" мощностью 232 л.с. при максимальном числе оборотов по паспорту — 2600.
Двигатель "чистый". Масло в моторном отсеке отсутствует, что выгодно отличает его от отечественных дизелей. За все время эксплуатации в тяжелых режимах не произошло ни одной поломки. Для сравнения надо сказать, что "камазовские" двигатели, установленные на подобных глиссирующих катерах, довольно часто выходят из строя.
Система воздушного охлаждения двигателя позволяет без проблем эксплуатировать катер при отрицательных температурах окружающего воздуха. Водой охлаждаются только выхлопные коллекторы и масляный радиатор. При остановке двигателя вода из радиатора сливается естественным путем, так как радиатор расположен выше ватерлинии.
Вопрос выбора движителя был однозначно решен в пользу водомета (D=320 мм; Н=410 мм). Я стал убежденным сторонником водометов. Достаточным аргументом, кроме прочих, может служить тот факт, что катер длиной 8 м и весом более 3 т (с пассажирами на борту) проходит по мелям, через которые не всегда проскакивает мотолодка. Параметры движителя подобраны из расчета максимальных оборотов 2350 об/мин. Максимальная скорость — 58 км/ч. На режим глиссирования выхожу при 1900 об/мин. При крейсерской скорости 45 км/ч число оборотов составляет 2100-2150. Расход топлива — 900 г на 1 км пути, т.е. дальность плавания на одной заправке — 500 км. При минимальной заправке катер глиссирует с 16 пассажирами на борту, при полном баке — с 10 пассажирами. В водоизмещающем режиме приходилось везти и 25 человек.
На попутной волне газ практически не сбрасываю даже в шторм. Со встречной волной приходится считаться — жалко бить катер об волны. Катер устойчив на курсе при любых погодных условиях, кроме сильного бокового ветра, когда приходится прикладывать к рулю значительные усилия. Эффект "паруса" — явление, свойственное всем каютным катерам.
Перекладывая только руль, можно двигаться вперед, назад и вращаться на месте. Радиус циркуляции на полном ходу невелик. Эффект "проскальзывания" кормы отсутствует.
На ходу или на якоре, включив задний ход, можно воспользоваться теплым душем. Вода поступает из системы охлаждения масляного радиатора. Душевой "кабиной" служит самоотливной кокпит.
Многочисленные леерные ограждения служат не только надежной страховкой, но и украшают катер. Запас плавучести обеспечивают блоки пенопласта. Судно оборудовано ходовыми огнями, фарой-искателем, громкоговорящей связью, магнитофоном и др. Катер транспортируется в бортовом КамАЗе. Четыре стационарных рыма позволяют легко производить погрузочно-разгрузочные работы.
Катером я доволен. Получаю огромное удовольствие, путешествуя на катере. Кроме местных водоемов, плавал по Енисею и Нижней Тунгуске. В планах — переход по маршруту Архангельск — Санкт-Петербург.