Яхта "Нева" была запущена в серийное производство более десяти лет назад (см. "КиЯ" №121). Напомним, что в то время эта яхта минитонного класса оказалась ко двору даже несмотря на последовавшие сразу после начала продажи многочисленные нарицания со стороны первых владельцев и очевидную недоведенность многих конструкций. При всех недостатках, "Нева" выгодно отличалась от тех же "Ассолей" большей мореходностью. лучшей оснащенностью, несколько более современным дизайном. Соотношение "цена/качество" вплоть до наших дней оставалось более чем приемлемым. Например, накануне последнего кризиса, т.е. летом 1998 года "Неву", укомплектованную гротом и парой стакселей, можно было купить всего за 2-3 тыс. долларов. За время, пока Средненевский судостроительный завод выпускал свой минитонник, по всей стране было продано несколько сотен яхт "Нева".
За последнее десятилетие мировое яхтостроение шагнуло очень далеко. Производственные технологии и дизайн стали принципиально иными. Спроектированная еще в начале восьмидесятых. "Нева", конечно, очень быстро морально устарела. И тем не менее, большое число яхт, разбросанных по разным яхт-клубам от Калининграда до Владивостока. находятся в эксплуатации, и люди не спешат расставаться хоть и с дешевой, но вполне работоспособной вещью. К тому же заводчане, понимая, что первый "блин", хоть и не был комом, но получился не самым лучшим образом, доработали проект и выдали новую версию — "Нева-2" (см. "КиЯ" №158).
Информация об изображении
Минитонники "Нева" можно увидеть практически в каждом яхт-клубе Санкт-Петербурга
Владельцы "Невы" тем временем пробуют самостоятельно решить многочисленные проблемы, возникающие при эксплуатации яхты, а также рассматривают разнообразные варианты модернизации, переоборудования и даже перестройки "Невы", руководствуясь при этом собственным чутьем, вкусом и желаниями. Мы полагаем, что некоторые примеры развития проекта "Нева" будут полезны и интересны нашим читателям. Держа в голове продолжения, предложенные самими создателями популярного минитонника, а это яхты "Нева-2" и "Нева-Спрут", сегодня мы представим удачный вариант самостоятельной реконструкции.
Минитонники "Нева" можно увидеть практически в каждом яхт-клубе Санкт-Петербурга
Разыскивая в яхт-клубе перестроенную выпускниками "корабелки" "Неву", я пару раз прошел мимо нее, не распознав в "Джоне Сильвере" (а именно так называлась яхта, на которую нас пригласил один из ее владельцев — Сергей Черныш) искомую цель. Оказывается, стоит лишь отказаться от неоправданно маленькой, словно башня бронетранспортера, рубки, как внешний облик яхты преображается до неузнаваемости! В нашем случае преображается в лучшую сторону. (Сравнение с бронетранспортером, конечно, обидно для парусника, но неслучайно — окрашенные полностью в один темно-зеленый или темно-синий цвет корпуса и палубы вызывают грустные ассоциации).
"Джон Сильвер" был построен в 1989 г. и до 1995 г. простоял на кильблоках на территории открытой автостоянки. Необходимость перестройки ни у кого из новых владельцев сомнений не вызывала — было решено сделать яхту более комфортной, лучше приспособленной к туристским плаваниям.
Начать решили с главного — увеличения внутреннего обитаемого объема яхты.
Зимой набросали проект предстоящей реконструкции и по весне вырезали часть палубы по контуру новой удлиненной в корму до передней стенки кокпита рубки. Каркас рубки — ее стойки и обвязку — выполнили из сосновой рейки, набор — бимсы и карлингсы — выклеили по шаблонам также из рейки (в качестве шаблонов были выбраны сегменты цилиндров различного диаметра). Для обшивки рубки использовали сосновую 10-мм фанеру, для склейки всех деревянных элементов пользовались эпоксидной смолой. Лакировка бортов рубки, комингсов форлюка, а также внутренней обстройки производилась "морским" финским лаком. Крыша рубки была впоследствии оклеена в один слой стеклотканью и покрашена в мягкий бежевый цвет.
Информация об изображении
На "Неве" и рубка и входной люк выполнены "в лучших традициях боевой техники"
Входной люк увеличили и перенесли с палубы на крышу рубки (сделали его закрывающимся сдвижной крышкой). В передней части рубки вырезали форлюк, а по бортам посадили на герметик по паре иллюминаторов из оргстекла. После реконструкции рубки появился эффект купе — изнутри яхта стала казаться просторней, нежели можно подумать, находясь снаружи.
На "Неве" и рубка и входной люк выполнены "в лучших традициях боевой техники"
Степс мачты поднялся вместе с крышей новой рубки на 15 см. Пришлось нарастить ванты и форштаг. Штатный алюминиевый пиллерс уже через год активной навигации пришлось заменить на трубу из нержавеющей стали, т.к. тот даже при нормальной эксплуатации лодки (без штормовых перегрузок и посадок на мель) стал заметно гнуться.
Перестройка рубки повлекла за собой и замену палубного оборудования, а заодно подверглась ревизии и штатная проводка. Лебедки стаксель-шкотов, стоявшие ранее по обеим сторонам от входного люка, были сняты вместе с утками еще в момент резки палубы и более уже никуда не устанавливались — по утверждению команды "Джона Сильвера" для работы с таким маленьким стакселем, как на "Неве", никаких лебедок не нужно, даже в штормовых условиях Ладоги и Финского залива. Да и лебедки, честно говоря, как и практически все отечественное палубное оборудование, были никудышные — слабенькие, ненадежные и ломкие, одним словом — не "льюмар". Проводку гика-шкота тоже упростили: на нок гика подвесили тройной блок, и шкот, проведенный в три лопаря, пошел прямо на стопор на штатном погоне. Промежуточный блок, который крепился в кокпите у передней стенки, стал не нужен, и его сняли, освободив пространство у рубки от "лишних" веревок. Помимо прочего, на нетронутой передней стенке кокпита пристроили крепление для компаса.
Не составила особого труда и установка на палубе по бортам пары погонов стаксель-шкотов взамен блоков, которые намертво крепились к палубе. Сразу появилась возможность эффективно перенастраивать передние паруса. Для фиксации стаксель-шкотов установили металлические клиновые стопора, что, на наш взгляд, не очень надежно. Добавим, что леера на "Сильвере" установили штатные.
После демонтажа оборудования обнаружили, что почти все оно (процентов на 90 %) крепилось к палубе хромированными шурупами, т.е. крепеж был зафиксирован в толще палубы без всяких гаек! Естественно, что при повторной установке лееров и блоков этот, будем считать, досадный промах строителей был исправлен — все оборудование затянули кадмированными болтами М6.
Перестройка рубки и переустановка мачты выявили еще одну неприглядную особенность конструкции минитонника "Нева": штатные вант-путенсы крепились прямо к палубе, без всяких дополнительных усилений! Известны случаи, когда крепления эти даже без шквалов вырывало с корнем. После реконструкции корпус внутри разделили новой 10-мм фанерной переборкой, отделив форпик от салона. На надежно установленной переборке закрепили новые вант-путенсы — по две стальные пластины (5 и 2 мм) с каждой стороны переборки, стянутые 8-ю 10-мм болтами.
К слову, во время работы с корпусом "Джона Сильвера" обнаружили, что стыковка палубы и борта на яхтах этого проекта выполнена таким способом, который не обеспечивает герметичности конструкции. На рисунке показано сечение корпуса в районе пристыковки палубы к борту. Видно, что палуба лежит на кромке борта без отогнутого вниз фланца, а резиновая уплотнительная полоса между ними еде и "разбавлена" тканью внутренней обивки, загнутой за кромку борта. Снаружи весь этот "бутерброд" замазан шпаклевкой, которая периодически выкрашивается. В образующуюся при этом щель затекает вода. На яхте "Нева-2" этот недостаток был устранен — там палуба надевается на корпус, "как крышка на банку".
Вслед за перестройкой рубки настал черед внутреннего пространства яхты. Форпик яхтсмены оставили как есть — без изменений. А вот салон подвергся полномасштабной реконструкции. Прежде всего были изъяты (выпилены) койки и удален весь находившийся здесь пенопласт. Вместо них по правому борту установили полноценную по длине койку высотой 35 см с гремя рундуками под ней. Появилась возможность сидеть комфортно, "не прикрывая коленями уши". На левом борту длину койки принесли в жертву "аппетиту" — построили короткую (могут сидеть только двое) койку с двумя рундуками и небольшой, но вполне функциональный камбуз! Короткую койку используют и в качестве штурманского стола. Пространство над койками, освободившееся после вырубки пенопласта заняли под шкафчики для вещей и одежды, а на камбузе пристроили полки для посуды. На дно яхты постелили фанерные пайолы. В результате переделок получили три просторные стационарные койки и сиденье. В том случае, если ночь на борту проводят четверо, салон легко делается "двуспальным" — достаточно положить между бортами дополнительные щиты, оклеенные мягким пористым материалом (сэндвич, состоящий из трех слоев: "пенка" — поролон — "пенка"), и получаются два спальных места поперек корпуса (благо, ширины корпуса на миделе хватает для того, чтобы спать, вытянувшись в полный рост). Стоит добавить, что вместо ткани в качестве внутренней обшивки салона и форпика были использованы полипропиленовые листы толщиной 10 мм. В салоне осталась нерешенной одна существенная проблема — отсутствие стола. В планах команды на весну — изготовление съемного складного стола, который можно было бы хранить "по-походному" в выгородке у пиллерса или подвешенным под палубой в форпике.
В завершении рассказа — еще одна деталь, к сожалению, характерная для большинства яхт проекта "Нева" и с которой пришлось столкнуться команде "Джона Сильвера". После первой же навигации, когда яхту подняли на кильблоки, в днищевой части корпуса обнаружилось обширное растрескивание внешнего декоративного слоя — гелькоута. Внешний вид днища напоминал засохшую. растрескавшуюся глину. И немудрено — когда начали растачивать и вскрывать "раны", обнаружили, что в некоторых местах толщина гелькоута достигала 9 мм! При деформациях корпуса, вызванных возникающими на нем сжимающими и растягивающими нагрузками, декоративный слой не выдерживал и трескался. Как с этим бороться? Команда "Сильвера" собирается перед очередным сезоном частично сошкурить гелькоут по всему корпусу и окрасить яхту эпоксидной краской.
Мы поделились с вами одним из уже осуществленных вариантов перестройки яхты "Нева". В следующих номерах мы планируем рассказать о заводском варианте модернизации — яхте "Нева-Спрут".
Постскриптум. Название яхты "Джон Сильвер" продолжаем "пиратскую" тему. Раньше команда в том же составе ходила и постигала парусную науку на перестроенном в гладкопалубную яхту фолькботе "Флинт" (автор перестройки Владимир Андреев).