Основные данные мотолодки "Нептун-33"
Ширина, м | 1.56 |
Высота борта, м | |
нос | 0.68 |
корма | 0.48 |
Пассажировместимость, чел. | 3 |
Вес, кг: | |
корпус с оборудованием | 75 |
"Нептун-23" | 44 |
бензобак | 25 |
общий | 144 |
Скорость, км/ч | 50 |
Отрадно было читать в "КиЯ" Ne 161 сообщение о возрождении лодочного подвесного мотора 'Нептун-23". С 1976 года на моей мотолодке "Радуга-41" установлены два таких мотора, и я ими доволен. С "Нептунами-23" я совершал спортивно-туристские походы по Ладожскому и Онежскому озерам, Финскому заливу, Мариинской системе, по многим рекам Северо-Запада страны, принимал участие в парадах (например — в честь Дня Военно-Морского флота), регулярно ходил из Ленинграда в деревню Коккорево (на берегу Ладоги) и обратно.
Хорошо знаком с жесткими условиями плавания на Ладоге с ее неспокойным суровым характером, мелководьем, каменистыми лудами в южной части, большими глубинами и неприступными скалистыми берегами в северной части. Выходы в Ладогу — большое испытание для мореходных качеств и прочности корпусов, для надежности моторов. И могу утверждать, что работающая уже более двадцати лет двухмоторная установка из "Нептунов-23" доказала свою работоспособность и надежность. При грамотном обслуживании и нормальной профилактике это вполне "культурный" и при том достаточно долговечный мотор. Очевидная простота его конструкции обеспечивает возможность производить ремонт без специального оборудования лодки "Нептун-33", пригодной для прогулок и спортивных плаваний, буксировки лыжника, выходов на охоту и рыбалку.
Применены обводы корпуса моногедрон с килеватостью 23° и узкой глиссирующей поверхностью — гидролыжей. Вдоль корпуса выполнены широкие скуловые брызгоотбойники (с поперечными реданами) и днищевые реданы. Широкий корпус обеспечивает остойчивость на стоянке и циркуляции.
Необычно высокий комингс хорошо защищает сидящих в кокпите людей от ветра и брызг. Не советую отказываться от него в угоду соображениям дизайна. Не стоит забывать, что длина лодки всего 3.3 метра и на высокой скорости находиться в ней без всякой защиты от брызг будет совсем не комфортно.
На лодке возможна установка легкого тента-убежища.
Сдвигая банки "по пазам" на бортах, их можно установить в любом удобном месте по длине кокпита.
Конструкция корпуса проста и технологична. Фанерная обшивка не имеет двоякой кривизны. Шпангоутов нет. Детали, предварительно склеенные по длине из полос фанеры, "складываются" в объем.
Постройка ведется без традиционного стапеля на всю длину лодки и без лекал. Перед тем, как собирать корпус, необходимо заготовить фанерные полосы на полную длину дет. 1, 2, 3, 10 и 11. Полосы стыкуются "на ус" на клею. Затем производится разметка и контуровка деталей в чистый размер. Руководствуясь приведенными чертежами, надо на каждой детали прочертить контрольную линию (КЛ) и положение теоретических шпангоутов. По шпангоутам от КЛ в обе стороны откладываются ординаты. Гибкой рейкой по полученным точкам проводятся кривые линии контура детали, после чего припуск обрезается.
Собирать корпус надо килем вниз, изготовив для этого простейший стапель: собранный из отфугованных досок щит 2000х400 (плита под гидролыжу) ставится строго горизонтально на прочные козлы на высоте 500 мм от пола. Сборка начинается с того, что уложив дет. 1, ее крепят — прибивают — к доскам стапеля. На деталях 2 (правый и левый борта) прострагивают "под малку" нижние кромки, совмещают положение теоретических шпангоутов по длине, смазывают клеем и прибивают гвоздями к дет. 1. На дет. 3 следует приклеить рейку (дет. 21), совместить с дет. 2 по шпангоутам и килю.
Транец (дет. 6) и рецесс (дет. 8) собираются предварительно. Для этого к дет. 8 приклеиваются рейки (дет. 17, 23). К дет. 9 надо приклепать и запилить буртик (дет. 16). Накладку (из пакета фанеры), смазав смолой, надо проклепать гвоздями с внешней стороны транца.
Собираются стрингера левого и правого борта, причем их внутренние полости заполняются легким пенопластом. Стрингера ставятся на полушироте 450 мм от ДП и приформовываются "мокрым угольником".
Собранный транец ставится на место с уклоном 100 мм на 480 мм высоты (при ДП).
Из отдельных обрезков фанеры точно по чертежу изготовляется палуба. И здесь детали соединяются и склеиваются "на ус". Рейки (дет. 19 и 20) надо согнуть по обводу палубы, поставив "на ребро". По теоретическим шпангоутам на верхнюю поверхность палубы надо прибить рейки (временно!), обеспечивающие ее жесткость на время монтажа. Совместив положение палубы по длине и ДП с бортами и транцем, тщательно приформовывают угловое соединение всех деталей изнутри корпуса.
Из отдельных частей собирается комингс и прибивается к дет. 20 гвоздями. Буртик набирается из полос фанеры (ширина 20 мм; по 2 слоя с каждой стороны комингса), огибаемых по верхнему контуру комингса; проклепав его гвоздями, запиливают буртик до диаметра 20 мм.
Все пазы и стыки корпуса снаружи следует оклеить полосами стеклоткани на эпоксидной смоле.
После того как корпус перевернут килем вверх и зачищен, устанавливаются реданы (дет. 22). Скуловой брызгоотбойник образуется заполнением пространства между днищем и выступающей кромкой борта кусочками плотного пенопласта. По кромке борта и горизонтально (в поперечных сечениях — по шпангоутам) надо прострогать пенопласт так, чтобы образовались поперечные уступы-реданы.
Корпус остается тщательно прошпаклевать и подготовить к оклейке стеклотканью.
Склеенные герметично пустотелые банки могут служить плавучими плотиками. Банки советую обить мягким водостойким материалом.
Рымы-утки можно вырезать из выклеенного пакета фанеры общей толщиной не менее 20 мм, запилить, вклеить в вырезы в палубе и приформовать "мокрым угольником" изнутри корпуса.
Привальный брус также выклеивается из полос фанеры до сечения 15x20 мм.
Штуртрос советую пропустить через оболочку из стальной или медной трубки, густо смазать. Фиксация — кронштейн на левом борту. На правом борту достаточно установить один шкив с обоймой (вместо обычных пяти штук).
Тент-убежище можно сделать с полотнищем из полиэтилена на тонких, легкосъемных, алюминиевых дугах (согнутых по радиусу 700 мм). В сложенном состоянии тент убирается под палубу в носу лодки и фиксируется.