Неожиданностей не было. В семи осмотренных за выходные магазинах в продаже имелись только всевозможные картоп-лодки под 2-сильный "Салют", тузики и надувнушки.
— А где же купить мотолодку покрупнее?
На этот провокационный вопрос продавцы в разных магазинах, не сговариваясь, отвечали одинаково: при нынешних ценах и "мыльницы" расходятся очень плохо, так что более крупными мотолодками торговать вообще смысла нет — стоят они так дорого, что покупателей не дождешься.
— Неужели дело только в цене?
— Не только. — Отвечает включившийся в разговор пожилой продавец из-за прилавка, заваленного кроссовками (как выяснилось, когда-то он был заведующим ныне упраздненного отдела лодок и моторов). — Теперь покупатель не только смотрит на "этикетку" с ценой, но и скрупулезно оценивает будущие эксплуатационные расходы.
Несколько случайных водномоторников дружно развивают эту тему, напирая на то, что дорогая ныне лодка с не менее дорогим мотором "деньги ест" круглый год, даже если просто лежит на берегу. Охраняемая стоянка — это не одна сотня тысяч в год, а еще налоги, страховка, поборы сторожей! Ну а самая беда — дорогой бензин. Неслучайно же значительную часть "дюралек" ни разу за навигацию и на воду не спускают! Смотался бы порыбачить на Ладогу, а как вспомнишь, сколько бензина "сожрет" мотор, пока идешь по Неве, задумаешься! Более или менее далеко идти под "Вихрем" — разоришься! Нет, никто сейчас "Прогресс" с "Вихрем" в магазине покупать не будет, в крайнем случае — найдет "б/у" на стоянке...
— А если предложить дорогую, но по всем показателям современную комфортабельную лодку-люкс? Ведь покупают же у нас "мерседесы"!
— Это разные вещи, — вздыхает мой основной собеседник, — а главное: одной моделью не обойдешься, состоятельному покупателю нужен выбор, а люди, которым доступна любая цена, теперь имеют возможность выбрать престижную модель по вкусу за рубежом, к нам они и не заходят...
— Так что же: получается, что для покупателя со средним достатком перспективных моторок нет и быть не может?
— Не совсем так. Я думаю, на сегодня можно было бы рассчитывать на покупателя-автомобилиста. Он и к цене бензина попривык, и — худо-бедно — какой-то гараж имеет. Но "мыльницами" он уже наелся. Думаю, теперь стоило бы предложить ему что-то среднее между малой картоп-лодкой и полноразмерной "большой" моторкой, но при одном непременном условии. Такая средняя мотолодка должна оставаться автомобильной, но должна быть при этом разборной, чтобы удобно было хранить ее в гараже — вместе с машиной, и можно было перевозить ее при помощи той же машины, но желательно — без специализированного лодочного трейлера. Я имею в виду секционную моторку для перевозки не на крыше, и не на трейлере, а на универсальном грузовом прицепе...
При слове "секционная" продавцы оживились. Те кто постарше, вспомнили времена, когда все магазины бойко торговали тушинской 3.5-метровой "Романтикой-2" или калининградским 3.4-метровым "Автоботом". По общему мнению, такие моторки можно было бы продавать и сегодня, но. увы, давно сняты они с конвейера. А ведь зря...
В специализированном магазине "Парус" встречаю первую "настоящую" моторку: это изготовленная тем же калининградским заводом "Янтарь" по всем статьям неплохая 3.8-метровая неразборная мотолодка "Неман-2". По сравнению со стоящими рядом "мыльницами" — настоящий корабль, хотя стоит всего вдвое дороже. Тем не менее занимает он дорогостоящую торговую площадь несколько лет, а надежду продать его продавцы, похоже, потеряли. Почему? Да потому, что с точки зрения удобства эксплуатации особой разницы между "Неманом-2" и тем же "Прогрессом" нет: сложности хранения и транспортировки те же самые...
Беседую с автомобилистом, просившим показать паспорт этого "Немана-2", изготовленного в 1991 г. Спрашиваю: 'Если бы эта лодка разбиралась на секции, вы купили бы ее?" — "Купил, не раздумывая". — "А как бы вы ее перевозили? При весе "Немана-2" 130 кг пакет на крышу не уложишь?" — "Да ведь на самом деле и "Автобот" никто на крышу не грузит. При таких весах самый приемлемый вариант — грузовой прицеп".
Один из присутствующих тут же высказал упрек в адрес "КиЯ": "С удовольствием за зиму и сам сколотил бы такую лодку, только вы почему-то ни разу чертежей разборной моторки не давали..."
Мечта автомобилиста?
Поговорим о таком классе "средних" лодок, который оказался как бы забытым промышленностью.
Речь идет о секционных мотолодках, которые в принципе могут быть несколько крупнее классических картопов. Конструкторы менее жестко связаны лимитами по весу и габаритам, т.е. более свободны при выборе размерений, обводов, конструкции корпуса, состава оборудования. Владельцы получают лодку, способную выходить на более крупные, открытые ветрам водоемы, что сразу же расширяет выбор маршрутов и возможности отдыха на воде. И при всем том — гораздо более удобную в эксплуатации и более экономичную, чем 4-5-метровые "классические" моторки под "Вихрь".
Зная, насколько рискованно и как непросто в наши дни осваивать серийное производство любой новой модели, адресуем дальнейшие рассуждения гораздо более свободным от всевозможных ограничений судостроителям-любителям.
Специфических автомобильных ограничений при проектировании лодки "под прицеп" нет. Грузоподъемность стандартных прицепов позволяет строить лодку, "не задумываясь" об ее общем весе: важнее то, чтобы сами секции по отдельности не оказались слишком тяжелыми. Очевидно, верхний предел веса секции будет где-то около 30-35 кг. В то же время число секций должно быть минимальным.
На какую грузоподъемность рассчитывать? Пожалуй, наиболее приемлемым вариантом представляется лодка для путешествующего на машине семейного экипажа: двое взрослых и ребенок. Это значит, что общая грузоподъемность лодки должна быть 280-300 кг. Заметим, против 180-200 кг у типичных "мыльниц" и 400-500 кг у "больших" дюралек.
Двое взрослых должны спокойно собирать. разбирать и грузить свое судно без посторонней помощи. Приехав к месту отдыха на машине с прицепом, семья сможет совершать на лодке прогулки по окрестностям и более или менее длительные туристские походы, выезды на рыбалку или в лес за ягодами и т.д. Не нужны такие крайности, как отказ от комфорта в пользу просторного кокпита, необходимого рыболовной или хозяйственной лодке, или наоборот — подчинение всех характеристик лодки требованиям комфорта при плавании налегке с максимально возможной скоростью.
На транец достаточно повесить 12-сильный "Ветерок". Большая мощность, на наш взгляд, не нужна: на удачно спроектированной моторке 3.5-метрового класса 12 л.с. обеспечивают и достаточно широкие возможности эксплуатации, и существенное улучшение, по сравнению с "Вихрем", экономических показателей. Достаточно сравнить примерные затраты на топливо при эксплуатации "Вихря-30" и "Ветерка-12": при одинаковой наработке за сезон 100 часов разница будет примерно равна стоимости самого "Ветерка" (который, кстати сказать, намного дешевле "Вихря"). Важно, чтобы средняя скорость и пройденное за те же самые 100 часов расстояние как можно меньше отличались от таких же показателей дюралек под "Вихрем-30".
Конкретно, наша лодка с мотором 12 л.с. должна развивать скорость не ниже 18-20 км/ч при полной нагрузке и 33-35 км/ч при прогулочных выходах налегке, т.е. должна быть обеспечена возможность плавания и в переходном режиме. и при "чистом" глиссировании. При выборе обводов такого универсального варианта опять-таки необходим разумный компромисс, учитывающий не только скоростные показатели, но и поведение лодки при ходе на волне. Одинаково малопригодны как упрощенные плоскодонные обводы, так и модные остроносые килеватые корпуса, характерные для 2-3-местных полуспортивных моторок "молодежного типа". Килеватость днища должна обеспечивать и достаточно мягкий ход на волне, и сравнительно высокие гидродинамические показатели, т.е. находиться в пределах 10-13°.
Практически очень важно, чтобы лодка хорошо шла на веслах.
Если говорить об оборудовании лодки, то стоит привести некоторые конкретные пожелания, высказываемые судоводителями-любителями. Даже для "средней" моторки, рассчитанной на условия Петербурга, желательны: носовая палуба и сухой багажник под ней; лобовое стекло, поручни и бортовые фальшборты хотя бы в носовой части кокпита; тент; шкафчики для "мелочи" по бортам; штатные места для бачка, канистр, весел; сплошной горизонтальный пайол; если не мягкие сиденья, то хотя бы деревянное покрытие на банках; деревянный планширь на свободной кромке борта.
По поводу применения модного ныне консольного пульта управления у борта довелось слышать разные точки зрения. У многих такое решение встречает довольно прохладную оценку: на малых моторках консоль загромождает и без того тесный кокпит.
В принципе будем считать, что хорошая лодка даже в любительских условиях может быть изготовлена как из дюраля (клепаной), так и из стеклопластика или из дерева. Проще всего вариант с деревянным набором и фанерной обшивкой. То, что секции изготовляются по отдельности, позволяет избавиться от стыковки стандартных листов, втрое меньше и длина "стапельного" места. Чуть забегая вперед, подчеркнем: выбрав разворачивающиеся на плоскость обводы, вы получите возможность применять для обшивки любой листовой материал без гибки.
"Авто6от"-подходящая основа
Единственной известной нам и рассчитанной на 12 л.с. моторкой, которую можно смело взять за основу1, является упоминавшийся выше трехсекционный "Автобот", удовлетворяющий всем сформулированным выше требованиям за исключением грузоподъемности. Лодка разработана в конце 70-х годов и подробно представлена ее создателями — В. Белых и В. Цыплухиным — на страницах "КиЯ" (см. №88 и №104).
"Автобот" был рассчитан на перевозку на крыше автомобиля, но без багажника: в комплект входили специальные штанги для крепления пакета к водосточным канавкам. Далеко не всем это решение понравилось, но другого выхода у конструкторов не было: вес моторки находился у верхнего предела, допустимого для картоп-лодки, а ведь следовало приплюсовать еще и собственный вес багажника. Стремление втиснуться в 60 кг вместе со штангами заставило ограничить оборудование голого металлического корпуса столь суровым минимумом, что это, как и невысокое качество отделки, отрицательно сказалось на популярности в целом хорошей лодки.
Указанная конструкторами скорость под "Ветерком-12" с полной нагрузкой (30 км/ч) подтвердилась всеми, кто производил точные замеры. "Автобот" неоднократно участвовал во всесоюзных соревнованиях по водномоторному спорту и неизменно завоевывал призовые места. Увеличив высоту транца и тщательно подобрав винт, калининградские спортсмены показывали на нем великолепную среднюю скорость — 38-39 км/ч. Рекордом остаются 44.5 км/ч на тихой воде с одним водителем. ("Ветерок-12" был при этом тщательно отрегулирован: применялся отполированный 2-лоластной винт2 с дисковым отношением 0.3 и шагом 251 мм на радиусе 0.6D). Ходовые качества "Автобота" заслужили высокую оценку и при испытаниях "На мерной миле "КиЯ" — см. №101. Отзывы владельцев лодки — см. например, №129 — также положительные: А. Слюсарь даже называет ее "чудо-автоботом"!
Очень важно, что возможна эксплуатация той же лодки и под более экономичным "Ветерком-8": скорость при этом колеблется от 17-18 км/ч с полной нагрузкой до 31 км/ч с одним водителем.
"Автобот" хорошо идет на волнении. При высоте волны 0.25 м глиссирует практически без снижения скорости.
Каким же представляется путь превращения "Автобота" в идеальную автомобильную лодку? Не стоит стараться сделать лодку облегченной — пригодной для верхнего багажника: это и есть "Автобот". Рассчитывать надо на прицеп, перевозка на котором даже 100-килограммовой лодки, разобранной и уложенной в пакет, не представляет особых сложностей.
Рекомендуется увеличить высоту транца с 380 до 450-460 мм. Это улучшает условия выхода лодки на глиссирование и дает прибавку скорости за счет уменьшения сопротивления подводной части самого мотора. Высокоэффективные и технологичные плоско-килеватые обводы днища с постоянной от шп. 4 до транца килеватостью 12.5° лучше не изменять. Что касается размерений, то стоит, на наш взгляд, на 200-250 мм увеличить длину корпуса и несколько увеличить высоту борта. Это позволит повысить полезную грузоподъемность лодки до требуемых 280-300 кг и принять хотя бы самые необходимые меры по превращению спартанского "Аитобота" в более "обитаемое" и удобное в эксплуатации судно. Здесь уже все будет зависеть от возможностей и вкуса изготовителей, да и от того веса, который они сочтут верхним пределом.
Представляется, что такая секционная автомобильная лодка (вариант для самостоятельной постройки приведен на эскизе ниже) будет выгодно отличаться от "Авто-бота".
Примечания
1. Естественно, если речь пойдет о промышленном выпуске, необходимо предварительно обратиться на завод "Янтарь" (г. Калининград). "Автобот" снят с производства в начале 1992 г. Выпущено их несколько тысяч штук.
2. Сейчас "Веторок-12" выпускается с набором гребных винтов, что позволяет менять винт в зависимости от нагрузки лодки. Это существенно улучшает экономические показатели ее эксплуатации