Я подробно рассказал о создании этой скоростной двухместной картоп-лодки в №130.
Напомню основные данные проекта "Бесенка":
- корпус "глубокое V" с углом килеватости на транце 20° плавно увеличивающимся в нос до 37° на шп. 1;
- длина — 2.895 мм (плюс транцевые плиты 240 мм): ширина наибольшая — 1.2 м; максимальная высота борта — 0.56 м на переборке, (шп. 5). отделяющей от кокпита самоотливной моторный рецесс;
- материал корпуса — "классика любительского судостроения": деревянный набор. фанерная обшивка с пропиткой изнутри эпоксидной смолой и оклейкой снаружи стеклотканью; декоративный наружный слой нанесен после установки продольных реданов — смесь смолы и алюминиевой пудры Вес — 45 кг.
Прошло двадцать лет. Что может"Бесенок"сегодня? Корпус по-прежнему цел и крепок, хотя и потерся изнутри. Лодка осталась по-прежнему динамичной. При ходе в одиночку по ощущениям напоминает гидроцикл, при ходе втроем, скорее — автомобиль.
Максимальная нагрузка, с которой обеспечивается выход на глиссирование, составляет: один водитель — ПМ "Прибой" (5 л.с.); водитель и пассажир — ПМ "Ветерок-8Э"; водитель и еще трое — ПМ "Привет-22",
Кстати о моторах. Я, конечно, понимаю, что давать отзывы о продукции, снятой с производства, особого смысла нет. Но все-таки: вдруг кому-нибудь да понадобится! Наиболее бесшумный и безотказный — "Прибой", прекрасный пуск, минимум проблем. В общем — очень приятный моторчик, легкий, аккуратно сделанный. Ему бы еще одну силу накинуть (за счет петлевой продувки) да усилить коренные опоры коленвала.
Прекрасный мотор — "Привет-22". Отличные пусковые качества, стабильный тепловой режим, замечательный редуктор: самый легкий в своем классе. Шум великоват, но мотор — монолитный, солидный, ничего не бренчит, не позвякивает. Ничего не ломалось за девять сезонов! Очень приличный расход топлива. Одно пожелание: хорошо бы иметь грузовой и скоростной гребные винты в придачу к штатному.
На "Бесенке" установлен гидродинамический лаг — прибор ТС-1, поэтому можно привести достоверные замеры скоростей с ПМ "Привет-22". Итак, с нагрузкой 275 кг (4 чел.) после очень длительного (секунд 20) выхода на глиссирование — 35 км/ч; при нагрузке три человека — 38-40 км/ч; вдвоем — 42-45 км/ч. Разброс скоростей вполне объясним состоянием погоды, качеством топлива, регулировкой транцевых плит и комплекцией пассажиров. При ходе в одиночку и увеличенном дифференте на корму (за счет приподнятых плит) скорость доходит до 52 км/ч, но начинается легкое дельфинирование; если налететь на чужую волну без сброса газа, может получиться кульбит через транец.
Регулировкой транцевых плит прижимаем нос к воде — скорость слегка падает, зато обеспечивает стабильность, я бы сказал — уверенность движения.
При нагрузке в "два с половиной" человека (я и два сына — старший и младший) мы как-то налетели на волну от утюгообразного буксира "РБТ": последовал длинный и высокий прыжок и приземление на ровный киль с криками ужаса, перешедшими в веселый смех. Я написал приземление, так как на скорости за 40 км/ч вода становится такой же жесткой, как и земля. Ни лодка, ни экипаж не пострадали. Одним словом — глубокое V!
На короткой озерной волне высотой до полуметра "Бесенок" буквально скачет по вершинам волн, но каждое приводнение получается мягким, хотя частенько пассажиров обдает брызгами. При ходьбе против волны лодка идет уже без прыжков, просто с небольшими вибрациями.
Лодка в основном используется как пляжная — вместо гидроцикла и для рыбалки. Грузим ее на багажник вверх килем или вниз килем, если ехать недалеко, вдвоем. Переносим лодку за носовой рым и транцевые (дверные!) ручки, за которые, кстати сказать, закладывается и фал для буксировки воднолыжника. Скорость с лыжником на монолыже составляет 40-42 км/ч; при этом чувствуется потребность в грузовом винте — для более динамического старта.
На "Бесенке" установлено полностью самодельное ДУ (штурвал, газ, реверс, кнопка "Стоп"); об его особенностях — см. ниже.
Если наступят более благоприятные для нас, "самодельщиков", времена, обязательно построю новый стеклопластиковый корпус, используя "Бесенок" в качестве пуансона, но с внесением некоторых изменений. Существующие транцевые плиты длиной 240 мм я заменил бы блоками плавучести, навешанными на транец. Тем, кто захочет построить "Бесенка", рассчитывая его на мощность 22-30 л.с., советую сразу соответственно увеличить длину плит на 300 мм, оставив транец (и мотор) на прежнем месте. Общую ширину лодки стоит увеличить на 200-240 мм, как бы разрезав по ДП и раздвинув половинки; надо сделать так, чтобы килеватость по шпангоутам не изменилась, лишь несколько возрастет высота борта и понадобится еще пара продольных реданов на днище. Если потребуется, при доводке можно будет установить регулируемые (отжимные) транцевые плиты.
Думаю, что можно надеяться уложиться в 65 кг. В этом случае скоростные качества "Супербесенка" останутся прежними, вместимость возрастет до "нормальных" четырех человек, а транспортабельность ухудшится не катастрофически.
Дистанционное управление для "Бесенка"
Несколько слов об удобном ДУ, самостоятельно разработанном для 2.8-метровой картоп-лодки. Штурвал диаметром 280 мм согнут из трубы (нерж. сталь) диаметром 30 мм на трех "гоночных" спицах из листа толщиной 3 мм. Ось рулевой колонки почти вертикальна. В первом варианте я сделал "по-автомобильному", как в "Жигулях": ось была горизонтальна. Такая установка приводила к появлению автоколебаний лодки (на ходу) с борта на борт, приходилось принимать неудобные позы (локоть на колено) для гашения раскачки фиксацией штурвала.
Для крепления к ПМ мостика с качалкой и упорами оболочек тросов используется штатное фигурное отверстие "под ключ" в передней рукоятке поддона "Привета" и собственно "ключ" с гайкой-барашком. На моторе пришлось лишь закрепить сферическую головку для надевания тяги управления рычагом реверса. Тяга — это шпилька М5х50 с навинченными на нее наконечниками от тяг привода дроссельных заслонок карбюратора "Жигулей". Вторая сфера — на качалке с приводом от двух тросов.
Чуть поясню приводимый эскиз:
- пластины мостика и качалки попарно одинаковы;
- материал качалки — "нержавейка" толщиной 2 мм;
- упоры оболочек тросов — шестигранник S = 17 мм из дюраля;
- мостик упирается в края передней ручки ПМ "Привет-22" втулками диаметром 10хб;
- коуши тросов реверса свободно стоят между пластинами качалки и фиксируются пальцами со шплинтами сверху.
Сектор газа — обычный зубчатый с пружинным фиксатором — расположен под штурвалом; там же кнопка "Стоп" Рычаг управления реверсом — на правом борту, ход его около 120 мм от положения "вперед" до положения "назад".
Все ДУ выполнено своими руками: слесарным инструментом, электродрелью и с применением маленького (с моторчиком от стиральной машины) самодельного токарного станочка. Основной материал: дюралевые листы толщиной 2 мм от использованных пластин множительных машин типа "Эра-2", стальной пруток диаметром 6 мм, дюралевая трубка 14гЗ мм.
На рулевой колонке закреплена звездочка. перемещающая отрезок велоцепи; далее идет тросовая проводка по бортам и транцу. Связь между штурвалом и мостиком ДУ — "рулевой тягой" из дюралевой трубы L=350 мм с шаровыми шарнирами на концах. Так что при эволюциях транцевая ветвь штуртроса остается практически прямолинейной. Поворот мотора с борта на борт соответствует повороту штурвала на один оборот с четвертью. Такое рулевое управление по-автомобильному чувствительно Как показала практика, это удобно.