В 1978 году в тростниках на оз. Суходольское (на Карельском перешейке) мы обнаружили полуразрушенный 8-весельный вельбот. Шлюпка вросла в песок, льды сломали часть шпангоутов левого борта, несколько поясьев обшивки отстало от ахтерштевня. И все же мы решили восстановить шлюпку.
Вельбот был вытянут на берег, просушен. Параллельно сломанным шпангоутам были установлены дублирующие из можжевельника. Отстающие доски обшивки закрепили, пазы и щели проконопатили и просмолили гудроном. В том же году вельбот снова был на воде. Оснастив его двумя небольшими мачтами с гафельными парусами, мы начали осваивать озеро. Корпус нещадно тек, примитивные паруса не позволяли идти в крутой бейдевинд, но решение сделать из шлюпки небольшой парусник окончательно окрепло.
В течение последующих трех лет старый вельбот постепенно превращался в стилизованную под старину яхту. Признаемся, что в связи с плачевным состоянием найденного корпуса мы не старались использовать для его достройки дорогие и качественные материалы, которые в наши дни не так-то просто раздобыть. В основном это были разного рода «подручные» материалы, которые удавалось найти на свалках, площадках ремонтируемых строений. Например, стоячий такелаж сделали из алюминиевого провода сечением от 25 (стень-штаг, фордуны) до 75 мм2 (основные ванты). Для бегучего такелажа использованы репшнур и хозяйственный шнур диаметром 5—6 мм. Косые паруса сшили из отбеленного полотна от старой палатки, а прямые — из «списанного» грузового парашюта.
Длина шлюпки — 6 м, ширина — 1,95 м, высота борта — 0,9 м. Чтобы получить помещения приемлемой высоты, мы нарастили борта в средней части на 25, у форштевня — на 40 и в корме на 55 см. Следуя традициям прошлого, к прямому форштевню пристроили княвдигед, превратив его в клиппер-штевень. Нос удлинился на 0,5 м. Корму удлинили на 0,65 м, поставили здесь транец. В средней части корпуса установили поперечную переборку, которая разделила внутреннее помещение на две каюты: форпик и основной салон длиной 1,4 м. Диваны-койки в салоне пришлось углубить на 0,7 м в «гробы» в кокпите. Кокпит оградили высоким фальшбортом, возвышающимся над палубой на 60—70 см.
Для увеличения бокового сопротивления и повышения остойчивости судна сделали железобетонный балластный фальшкиль: три автомобильные рессоры от МАЗа притянули проволокой к килю вельбота, покрыли их с боков листовым железом и внутреннее пространство заполнили металлоломом, а затем залили цементом. Вес фальшкиля составил около 300 кг. Кроме того в трюм под пайолы уложили внутренний балласт весом 250—300 кг в виде мешков с песком.
Для обеспечения непотопляемости при заливании корпуса водой (пробоина, зачерпывание бортом при чрезмерном крене — более 60°) вдоль бортов под банками расположили герметичные ящики из оргалита, оклеенные тканью на гудроне. Общий объем этих емкостей составил более 500 л.
Первоначально оснастили судно гафельным кечем: грот, бизань, стаксель и кливер; дополнительные паруса — топсели. Эта оснастка на ограниченных акваториях имеет много преимуществ перед другими типами. Кеч обладает хорошей управляемостью, хорошо лавирует против ветра, не требует большой команды — вполне достаточно двух человек, а при небольшом ровном ветре яхтой нетрудно управлять в одиночку. Однако нам хотелось испытать также вариант оснастки бригантиной — с тремя прямыми парусами на передней мачте: гротом, марселем и брамселем. Судно сразу преобразилось, несмотря на малые размеры приобрело вид серьезного парусника. Улучшилась ходкость на полных курсах и в полветра. Однако ванты не позволяли брасопить (разворачивать) реи на курсе бейдевинд, прямые паруса в этом случае приходилось убирать. Так появился окончательный вариант комбинированного вооружения кечем с прямыми парусами, которые мы ставим только на полных курсах.
Общая площадь основных (косых) парусов 18,8 м2 (с топселями — 21,5 м2), парусность в варианте бригантины — 30,5 м2 (без грот-топселя, который с прямыми парусами не ставится).
Обычно наша яхта выходит в плавание с малочисленной командой, поэтому проводка бегучего такелажа прямых парусов выполнена с расчетом уменьшить число ходовых концов. Прямые паруса убираются подтягиванием их к реям при помощи гитовов (их коренные концы крепятся к шкотовым углам), нок-горденей (для подтягивания боковых шкаторин) и бык-горденей (для подтягивания нижней шкаторины). Схема проводки этих снастей ясна из рисунка. Все гордени одного борта, обогнув шкивы блоков у мачты, присоединены к одному ходовому концу, который проведен вниз на кофель-нагельную планку у вант-путенсов.
Шкотовые углы прямого грота растянуты галсами и шкотами. Галсы проведены вперед и вниз через блоки на выстрелах, закрепленных на бортах немного впереди мачты, и далее в кокпит. Шкоты проведены прямо в кокпит.
Марсель имеет 4 бык-горденя (по 2 с каждой стороны мачты) и 2 нок-горденя. Все они соединяются с одним ходовым концом. Оба гитова также имеют общий ходовой конец. Таким образом, марсель убирается при помощи двух ходовых концов. Так же выполнена проводка гитовов и горденей (3 шт.) брамселя.
Шкоты марселя и брамселя проведены через блоки на ноках реев и затем назад к блокам на вантах бизань-мачты и далее вниз на кофель-нагельную планку в кокпите. Они служат одновременно и брасами. При малых площадях парусов (3,5—1,8 м2) это вполне возможно. При этом уменьшается количество ходовых концов и появляется возможность у рулевого, не отходя от румпеля, принимать участие в постановке и уборке парусов.
В будущем намечаем переделать оснастку с тем, чтобы получить классическую бригантину. Для этого потребуется разделить ванты на нижние (основные), закрепленные на уровне марса, и стень-ванты, идущие от марса к топу мачты. Это уменьшит разнос вант на уровне нижних реев и позволит разворачивать их на угол, необходимый для хождения в бейдевинд. Тогда можно будет отказаться от косого грота (триселя), заменив его двумя бизань-стакселями.
В строительство яхты, названной «Драконом», вложено очень немного денежных средств (порядка 300—350 руб.). Все делалось своими руками. И заметим, получилось весьма приятное суденышко. Две не очень просторные, но уютные каюты с четырьмя спальными местами, с мягкими диванами и откидным столиком. Просторный кокпит. Особый колорит придает стилизация — реи, прямые паруса, площадка марса, составной бушприт с утлегарем, мартин-ги-ком и блинда-реем, носовая фигура дракона, высокая корма с декоративным фонарем, накрашенные пушечные порты на бортах, выбленки на вантах и русленя — все это создает впечатление настоящего большого парусника.
При коротких прогулках на яхте свободно размещаются 8 человек и не чувствуется тесноты. При более длительных походах с ночевками обычно ограничиваем экипаж 4—6 человеками (двое размещаются на ночлег в кокпите или на крыше рубки под тентом из паруса).