В каталоге фирмы 1990 г. было восемь моделей судов длиной от 5,33 до 9,75 м; «Флиппер-909» — самый большой и мореходный катер, рассчитанный на семейные туристские плавания в суровых условиях Балтики, Северного и Норвежского морей. Как свидетельствует Харли Фогед, «Флиппер-909» этим условиям соответствует почти идеально.
Основные данные катера «Флиппер-909»
Длина наибольшая, м | 9,00 |
Длина габаритная (включая платформу в корме), м | 9,75 |
Ширина наибольшая, м | 3,45 |
Осадка, м | 0,90 |
Водоизмещение порожнем, т | 4,00 |
Мощность двигателя, л. с. | 200—300 |
Макс. скорость (с дизелем мощностью 200 л. с.), км/ч | 46 |
Экономическая скорость, км/ч | 37 |
Запас топлива, л | 300 |
Запас пресной воды, л | 100 |
Число спальных мест | 5 |
Как и другие суда, выпускаемые судоверфью, «Флиппер-909» является глиссирующим катером с умеренной килеватостью днища и оригинальными обводами кормовой части (они подробно описаны в статье о «Флиппере-760», опубликованной в №136 «КиЯ»), Эти обводы, разработанные Сигурдом Исаксоном, являются своеобразной торговой маркой фирмы. Суть их заключается в наличии невысоких реданов у бортов на некотором расстоянии от транца, причем зареданные участки имеют больший угол атаки к набегающему потоку воды, чем остальное днище. Благодаря этому на них в начальный момент движения возникает дополнительная подъемная сила, которая снижает дифферент на корму и «горб» сопротивления в период разгона, сокращает время выхода катера на глиссирование и тем самым способствует разгрузке двигателя и экономии топлива. На полной скорости поток воды отрывается от реданов и кормовые участки днища близ транца водой уже не смачиваются.
«Флиппер-909» имеет очень широкий и высокобортный корпус, просторную высокую рубку, позволяющие оборудовать комфортабельные помещения и разместить мощную механическую установку с угловыми поворотно-откидными колонками. Большая площадь остекления рубки и скаляйт (ныне практически забытый нашими яхтсменами термин, применяемый к светлым люкам в палубе и крыше рубки; произошел от английского sky light — буквально «небесный свет») создают эффект пребывания в открытом кокпите, но экипаж хорошо защищен от внешней среды. Этот эффект становится еще ощутимее в хорошую погоду, когда тонированное стекло скаляйта может быть сдвинуто в кормовую часть крыши и в рубку беспрепятственно хлынут потоки свежего морского воздуха и солнечных лучей.
В рубке располагаются кресла водителя и штурмана, стол для карты, удобный камбуз с газовой плиткой, раковиной и холодильником и обеденный уголок с L-образным диваном и складным столом. При необходимости диван служит резервным спальным местом. За столом свободно размещаются 6 человек. От небольшого кокпита рубка отделена переборкой со скользящей дверью. В переборке со стороны кокпита имеется лаз в кладовую объемом 2 м3, расположенную под платформой салона. Широкий люк в платформе кокпита обеспечивает удобное обслуживание даже двух двигателей, которые могут устанавливаться по требованию заказчика.
По небольшому трапу можно спуститься вниз в носовую часть катера. В небольшом тамбуре с правого борта оборудован туалет, в котором имеется душ с горячей и холодной водой; грязная вода откачивается автоматической помпой в сточную цистерну, откуда она удаляется на портовых станциях через большой клапан, смонтированный под раковиной.
С левого борта расположен вход в спальную каюту, закрываемый шторой из декоративной ткани. На небольшом пространстве площадью около 1,5 м2 можно раздеться, стоя во весь рост или сидя на небольшом диванчике, и забраться на широкую двуспальную койку, расположенную поперек катера под платформой салона. Высота над койкой позволяет только сесть, но помещение для отдыха вполне уютное. Трехслойная конструкция платформы и кормовой переборки обеспечивает хорошую звуковую изоляцию. Естественное освещение и вентиляция — через небольшой бортовой иллюминатор, смонтированный в секции палубы.
В нос от тамбура расположена носовая каюта с диваном и столом, которые легко трансформируются в двухместную койку. Над каютой смонтирован открывающийся светлый люк; под диваном и пайолами размещены объемистые рундуки для различных запасов. При путешествии в Гренландию, например, здесь разместился дополнительный запас питьевой воды 120 л.
Угловую колонку от повреждений при швартовке предохраняет широкая платформа, расположенная примерно на 200 мм выше ватерлинии. Она используется для входа на катер из воды и с плавучего причала — бона при швартовке кормой. Два конструктивных элемента, повышающие жесткость платформы — отформованные вместе с корпусом ящики у бортов, снабженные крышками и шпигатами для удаления попавшей в них воды. В одном из них хранится якорь с канатом, во втором — два баллона емкостью по 5,5 кг для жидкого пропан-бутана, на котором работают камбузная плита с духовкой и отопитель внутренних помещений.
Под сиденьями кокпита — просторные рундуки; в одном из них расположены две аккумуляторные батареи емкостью по 125 А·ч.
Палуба катера свободна от швартовных уток и концов, которые спрятаны в специальные ниши. Носовая утка установлена в палубной нише для якоря; здесь же находится горловина для заправки пресной водой. Нескользящая поверхность палубы, прочный жесткий релинг в носу, поручни на крыше рубки, высокий комингс, ограждающий кокпит — все это обеспечивает безопасность пребывания экипажа на борту катера.
Корпус катера и палуба формуются ручным контактным методом из стеклопластика. Они имеют трехслойную конструкцию, причем заполнителем служит сотовый материал дивинил.
В свой поход в Гренландию датчане вышли на сильно перегруженном катере. Двести лошадиных сил двигателя «Вольво-Пента», которые на испытаниях позволили развить максимальную скорость 27 узлов (50 км/ч), едва вытянули его до 19 уз (35 км/ч). Катер шел в переходном режиме, пытаясь взобраться на носовую волну — с большим дифферентом на корму. Пришлось заменить гребной винт на более легкий и в помощь патентованным обводам пристраивать транцевые плиты, которые помогли снизить ходовой дифферент и вывести судно на глиссирование со скоростью около 40 км/ч. Однако к концу плавания скорость снова снизилась примерно на 4 км/ч. Дело в том, что при перевозке катера сначала из Финляндии в Данию на автомобиле, а затем из Дании в Гренландию на палубе теплохода в нескольких местах был поврежден наружный отделочный слой пластика. Вода получила доступ к открытой стеклоткани и корпус за время плавания набрал несколько сот литров воды. Кроме того сказалось и обрастание подводной части, так как она не была покрыта антифулингом. В остальном экипаж дал «Флипперу» самую высокую оценку, особенно мореходным качествам и маневренности.