Основные данные лодки
Длина, м | 2,23 |
Ширина, м | 0,87 |
Высота борта, м | 0,32 |
Грузоподъемность, кг | 120 |
Вес корпуса, кг | 30 |
Лодка «Гамма», построенная Ю. Никифоровым, меня не устроила из-за сложности конструкции. Для такой лодочки достаточно более простых обводов, с плоским, без подъема вверх, днищем и транцевым носом. Утверждение Ю. Никифорова по поводу эксплуатации «голого» пенопластового корпуса, без оклейки стеклотканью, также вызвало сомнение. Исходя из этих соображений, из пенопласта марки ПХВ за несколько дней я построил лодку по следующей технологии. Сначала вырезал и подогнал три больших листа пенопласта. Из них склеил днище. Затем используя поддержки, аналогичные стойкам-кильблокам «Гаммы», произвел окончательную сборку корпуса. Плиты пенопласта толщиной 40 мм стыковались между собой с помощью эпоксидного клея на основе смолы ЭД-5.
Пенопласт ПХВ можно заменить другим — марки ПС-1 или ПСБС. Они так же хорошо режутся острым ножом и пилятся ножовкой. Ю. Никифоров резал пенопласт нихромовой струной, нагретой при подключении ее и электросети. Следует, однако, учитывать, что пенопласты марки ПС, содержащие стирол, растворяются полиэфирными смолами, поэтому склеивать детали корпуса или оклеивать его стеклотканью можно только связующим на эпоксидной основе.
Корпус без оклейки стеклотканью весит 20 кг, однако эксплуатация такой лодки потребует большой осторожности, таи как пенопласт быстро истирается и даже прикосновение зажженной сигареты может испортить ваше детище. Для придания корпусу большей жесткости и прочности, в этом случае, следует поставить пару банок, распирающих борта. По периметру корпуса необходимо закрепить на клею и шурупах дубовую планку — буртик. Не лишними будут и две планки на днище, которые защитят его от истирания при вытаскивании лодки на берег. Необходимо также защитить стыковые соединения снаружи корпуса, оклеив их, например, полосками ткани.
Мы решили оклеить корпус снаружи стеклотканью. Вес корпуса увеличился незначительно, зато долговечность лодки возросла.
Вместо банки я использую пенопластовую плиту небольшой высоты: сидя на ней, я защищен бортами от ветра. Лодка хорошо идет под веслами, легко пробирается в камышах, благодаря довольно острым носовым обводам.
Весла длиной около 2 м с плоскими лопастями 350X150 мм — байдарочного типа. Для использования подвесного мотора транец необходимо укрепить, как показано на схеме.
Рекомендую пенопластовую лодку для рыбаков, а также в качестве яхтенных тузиков.