Однако купить нужную лодку в магазине далеко не просто — ассортимент ограничивается пятью-шестью моделями, выпускаемыми к тому же в недостаточном количестве.
Основные данные
Длина наибольшая, м | 3,00 |
Ширина наибольшая, м | 1,25 |
Высота борта на миделе, м | 0,38 |
Вес корпуса, кг | 32 |
Пассажировместимость, чел. | 2 |
Грузоподъемность, кг | 220 |
Мощность подвесного мотора, л. с. | 5 |
Площадь паруса, м2 | 3,5 |
Автору довелось в течение сезона эксплуатировать последнюю новинку отечественной промышленности — стеклопластиковую картоп-лодку «Онега-2» (см. «КиЯ» №129 и №132). Мне понравилась идея универсальности «Онеги», на которой можно ходить на веслах, под парусом или маломощным подвесным мотором. Однако в процессе эксплуатации выявились существенные недостатки этой конструкции, которые я решил устранить в своем проекте. Учитывая дефицит «картопов» на нашем рынке, решено было разрабатывать проект в расчете на серийную постройку на промышленном предприятии. Работа началась в 1986 г. с постройки и испытаний деревянного макета лодки, а идею серийного производства удалось реализовать в 1989 г. на базе кооператива «Курс» при Ленинградском экспериментальном заводе спортивного судостроения.
В основе проекта «Пионера» — тот же принцип универсальности использования с тремя способами движения, что и у «Онеги», и близкие к ней размерения. Но была поставлена задача снизить массу корпуса до 35 кг (у «Онеги-2» — 50 кг); увеличить грузоподъемность до 200 кг; получить лучшие, чем у «Онеги», лавировочные качества; снабдить лодку тентом-палаткой, который мог бы защитить рыбака на воде и обеспечить ему удобный ночлег на берегу.
Чтобы удовлетворить противоречивым требованиям, корпусу лодки пришлось придать довольно сложные обводы с приполненной (в виде спонсонов) в средней части скулой, переходящие в плоско-килеватое днище у транца. Благодаря спонсонам лодка приобрела хорошую остойчивость, устойчиво держится на курсе и, что тоже имеет немалое значение, устойчиво стоит на берегу, когда используется в качестве палатки.
Корпус «Пионера» собирается из двух стеклопластиковых оболочек — собственно корпуса (или наружной обшивки) и внутренней секции. Внутренняя секция образует носовую банку, удобные для откренивания сиденья (утолщенные борта), а также двойное дно с настилом, имеющим нескользящую поверхность. Под носовой банкой предусмотрен багажник с герметичной крышкой. Пространство между оболочками обеспечивает аварийную плавучесть при опрокидывании или заливании лодки. Для вентиляции и осмотра этого пространства предусмотрены герметичные лючки. Внутри бортовых отсеков расположены швертовые колодцы, которые благодаря этому не занимают полезный объем внутри лодки. Поперечные банки можно располагать в любом месте по длине лодки, тем самым меняя ее дифферентовку в зависимости от нагрузки.
Обе оболочки склеиваются между собой по планширю, бортам и днищу. При этом по бортам и днищу склеивание осуществляется через полосы пенопласта толщиной 16 и 8 мм соответственно, что повышает жесткость и прочность корпуса при его массе всего 32 кг. Предусмотрены дополнительные усиления конструкции под степс мачты, подуключины и на транце под струбцины подвесного мотора.
Швертовые колодцы выклеены из стеклопластика на специальных пуансонах и приформованы к корпусу до его сборки. Шверты — вращающегося типа. На планшире лодки установлены две подуключины, на продольных банках — четыре гнезда для крепления опорных дуг тента-палатки, две скобы и два клиновых стопора для проводки гика-шкота. С наружной стороны транца установлены штыри для навешивания съемного руля.
Оболочки выклеиваются в полированных матрицах методом контактного формования из стеклопластика на основе полиэфирной смолы ПН-609-21-М и стеклотканей СЭ01 и Т-11-ГВС-9. Внутренняя секция армируется одним слоем СЭ01 и двумя слоями Т-11-ГВС-9 (общая толщина — 2 мм), наружная обшивка — 1 слоем СЭ01 и 2 слоями Т-11-ГВС-9 по бортам и тремя слоями по днищу (2,5 мм). Наружная поверхность оболочек окрашивается специальной пигментированной смолой. Склейка оболочек корпуса и внутренней секции производится полиэфирной смолой с добавлением наполнителя (аэросил, микросферы).
Испытания опытного образца «Пионера», проведенные в 1987—1988 гг., показали, что выбранная конструкция корпуса обеспечивает необходимую прочность при различных условиях эксплуатации. Лодка обладает хорошей остойчивостью даже при минимальной нагрузке, легка на ходу на веслах и устойчива на курсе. При плавании на волне под парусом, мотором и на веслах любыми курсами лодка практически не забрызгивается. Под парусом «Пионер» хорошо идет в бейдевинд. Убирая или выдвигая шверты, можно получить оптимальную центровку. Лодка под парусом (применено штатное вооружение «Оптимиста») безопасно управляется новичком даже при силе ветра 8—10 м/с. Для опытного рулевого площадь паруса можно увеличить до 4—5 м2.
Очень удобна оказалась тент-палатка, для установки которой достаточно одной минуты. С установленным тентом можно продолжать движение под мотором и на веслах или ловить рыбу.
При транспортировке «Пионер» укладывается на верхний багажник вверх килем и крепится к нему специальными струбцинами. Весла и парусное вооружение умещаются внутри корпуса лодки и также крепятся к багажнику. Лодка перевозилась на крыше легковых автомобилей различных моделей: «ВАЗ-2101», «ВАЗ-2108», «ВАЗ-2121» («Нива»), «Москвич-2140». На верхний багажник автомашины лодку грузят два человека, но при необходимости ее можно погрузить (и снять) в одиночку.
При движении по проселочной дороге и по шоссе со скоростью до 120 км/ч устойчивость движения автомашины не нарушается, динамические нагрузки не ощущаются. Расход топлива практически не увеличивается.
Кооператив «Курс» (его адрес 195269, Ленинград, а/я 647) реализует готовые лодки по цене от 800 до 1500 руб. (в зависимости от комплектации), а также готов предоставить заинтересованным организациям технологическую оснастку для производства таких лодок.