Контракт с норвежским предприятием обошелся в круглую сумму валюты, но на расходы пришлось пойти, поскольку отечественные верфи подобных катеров пока не строят. А они крайне необходимы. Стоит ли напоминать, что трагедии последнего времени унесли множество жизней. Гибли люди не только вдали от берегов. Гибли пассажиры, военные моряки, яхтсмены, рыбаки. До недавнего времени спасательные службы ориентировались в основном на оказание помощи судам, попавшим в аварийную ситуацию, а также на борьбу с загрязнением моря в результате разливов нефти. Человеческие трагедии на море, критические выступления в прессе о состоянии спасательных служб, мнение общественности сформировали решение о совершенствовании спасательного дела. Для этой цели не обойтись без специализированного маломерного флота. И первой ласточкой в его мобильном отряде стал «Алиот», прибывший весной в Ленинград для несения службы по прямому назначению на Балтике.
Основные данные катера-спасателя
Длина наибольшая, м | 14,78 |
Ширина, м: | |
габаритная | 4,60 |
наибольшая корпуса | 4,00 |
Высота борта, м | 1,00 |
Водоизмещение, т: | |
порожнем | 10,4 |
максимальное | 18,5 |
Осадка при водоизмещении 14,5 т, м | 0,70 |
Мощность двигателей, л. с. | 2X357 |
Крейсерская скорость, уз. | 20—22 |
Дальность плавания, миль | 250 |
Запас топлива, л | 1600 |
То, что Норвегия задает тон в создании современных спасательных маломерных судов, неудивительно. Наш северный сосед накопил значительный опыт в судостроении и спасательном деле. Норвежские традиции в создании мореходных спасательных ботов получили известность со времен замечательного судостроителя Колина Арчера (1832—1921), построившего, к примеру, знаменитый «Фрам» для Фритьофа Нансена и переоборудовавшего из промысловой шхуны полярное исследовательское судно «Заря» для русской арктической экспедиции Э. В. Толля. Парусные спасательные боты, построенные по проекту Арчера, были закуплены в 1902 г. Россией при организации спасательной службы на Кольском полуострове.
Время, когда мореходные и надежные боты Арчера несли свою нелегкую службу у берегов Скандинавии и на русском Севере, давно минуло. Но замечательные традиции живут в разработках норвежских конструкторов наших дней, опирающихся на технический прогресс и использующих в проектировании малых судов новых поколений самые современные решения.
Катера, о которых наш рассказ, многоцелевые. Они предназначены не только для спасения людей на море. С их помощью, например, устанавливаются боковые заграждения при разливах нефти на различных акваториях. Преимуществом судов является их высокая скорость и мореходность, сочетающиеся с малой осадкой. Благодаря водометным движителям для «Алиот а» доступны мелководные прибрежные районы — при спокойном море катер может проводить операции на глубинах около одного метра.
Катер спроектирован, построен и оборудован на класс КМ *14SP Регистра СССР, требования к которому базируются на Правилах для судов длиной менее 15 м, одобренных содружеством морских классификационных обществ приполярных стран.
При постановке боновых заграждений с целью локализации разливов нефти и нефтепродуктов с температурой воспламенения, превышающей 60°С, «нить» заграждения вытравливается с кормы. Эту операцию, поиск и спасение людей, терпящих бедствие, судно может осуществлять при скорости ветра до 25 м/с, когда высота волн превышает три метра.
Корпус катера обнесен мощным непрерывным кранцем из вспененного негорючего синтетического материала, защищающим корпус при швартовке и одновременно повышающим его плавучесть при полной загрузке. Рабочая палуба обнесена поручнями вдоль бортов и на корме. Прочность стального корпуса, подкрепления, фундаменты палубного оборудования и приборов рассчитаны на большие нагрузки и вибрацию, на безопасную работу в море при максимальной скорости хода.
Корпус имеет глиссирующие обводы с килеватостью днища у транца 20°. Широкие скуловые брызгоотбойники — стабилизаторы — обеспечивают динамическую устойчивость и демпфируют бортовую качку. Обводы носовой части обеспечивают хорошую всхожесть катера на встречную волну, позволяют подходить к необорудованному берегу. Высокая статическая и динамическая остойчивость придают катеру свойства безопасной платформы, что очень важно для ведения спасательных работ и установки бонов на волнении.
Корпус выполнен из высококачественной морской стали. Днище подкреплено продольным набором. Главная палуба и надстройки являются единой сэндвичевой конструкцией из огнестойкого стеклопластика и изготовлены на стандарт спасательных ботов. Рабочие участки палубы имеют нескользящее покрытие. В рубке, хорошо оборудованной приборами, размещены удобные вращающиеся кресла для экипажа и диван на 4—5 человек. Небольшие объемы внутри корпуса использованы рационально для размещения топлива в двух вкладных цистернах емкостью по 600 л, судовых запасов, хранения провизии, подогревания пищи. В подволоке туалетной, находящейся под передней частью рубки, встроен аварийный люк для выхода на палубу. Лобовые стекла ходовой рубки защищены брызгоотбойниками. Внутренний подогрев предотвращает их обледенение.
Участки палубы, предназначенные для подъема людей с поверхности моря и со спасательных плотов, расположены в самой низкой части корпуса — в 20 см от воды. Применяется переносное специальное подъемное механическое устройство, с помощью которого на борт поднимают обессилевших и травмированных людей. Есть на палубе и телескопическая кранбалка.
Значительная часть дельных вещей и устройств на палубе изготовлена из алюминиевых сплавов. Гидравлический привод для работы с боновым заграждением прост и надежен в действии. Якорное устройство оборудовано электромеханическим брашпилем и 30-килограммо-вым якорем повышенной держащей силы, расположенным в клюзе на форштевне. В корпус встроены четыре обуха для подъема катера из воды с помощью крана.
Энергетическая установка включает 2 дизеля «Вольво-Пента ТАМД 71А» мощностью 357 л. с. каждый, работающих на водометные движители.
Экипаж катера — 2 человека, поэтому навигационное оборудование позволяет управлять судном в полуавтоматическом режиме, осуществлять постоянный контроль счисления с высокой точностью. У командира катера или его помощника (лоцмана) вся аппаратура смонтирована на панелях перед глазами и под рукой над путевой картой, закладываемой под небьющееся стекло на столе.
Набор миниатюрных приборов включает радар «Рэкал-Декка Брайт-Трэк», позволяющий вести наблюдение в радиусе 48 миль. Система «Радионавигатор Шипмейт Р-4200» является автоматической и обеспечивает получение всех необходимых навигационных данных. Система «Р-1000» объединяет шесть приборов, фиксирующих скорость и направление ветра, скорость судна, время, курс, глубину. На борту установлен радиопеленгатор и радиотелефон, обеспечивающий связь на основных рабочих частотах. На палубу ходовой рубки вынесен электрический туманный горн, питаемый, как и прочие приборы, от бортовой сети напряжением 24 В.
Скорость хода — около 25 узлов. Имея на борту комплект бонового заграждения, катер при испытаниях уверенно держал скорость 20 уз. Судно способно оперировать на удалении до 250 миль от базы.
При спасении людей под палубой можно разместить десять человек и под специальным съемным тентом на палубе еще пятнадцать, что в общей сложности равно по численности экипажу крупнотоннажного грузового судна.
В мае текущего года «Алиот» начал свою первую навигацию в экспедиционном отряде аварийно-спасательных и подъемно-транспортных работ Балтийского морского пароходства.