В начале века немало подобных буксирчиков трудилось на рыболовных промыслах у берегов Северной Америки, буксируя весельные промысловые лодки далеко в океане. Именно поэтому получивший в последующие годы развитие характерный стиль дизайна таких катеров часто так и называют «Гранд бэнкс» — по названию известных мелей в Атлантике.
Основные данные катера
Длина наибольшая / по КВЛ, м | 9,0/8,4 |
Ширина, м | 3,0 |
Осадка, м | 0,9 |
Водоизмещение, т | 4,0 |
Мощность двигателя, л. с. | 70 |
Скорость, уз. | 9 |
Для этого стиля типичны высокобортные мореходные корпуса, обладающие высокой остойчивостью, прочностью и надежностью. Непременной деталью является «настоящая» рулевая рубка, в которой капитан управляет катером, стоя у традиционного штурвала. Палуба ограждена высоким фальшбортом, а в носовой части корпуса оборудован уютный кубрик для экипажа. На том месте, где у буксира расположено довольно объемистое машинное отделение, устраивают комфортабельную кают-компанию, которая служит также гостевой каютой. А двигатель, имеющий, естественно, гораздо меньшую мощность, чем на буксире, поскольку буксирные операции не являются теперь основным видом деятельности катера, занимает более скромное место — под рулевой рубкой.
Для отдыха на открытом воздухе в корме предусмотрен достаточно просторный и глубокий кокпит, огражденный релингами.
На катерах стиля «Гранд бэнкс» предпочитают устанавливать надежные и экономичные дизельные двигатели, развивающие большой упор. Последнее качество очень важно, так как надстройки создают большую парусность и в сильный ветер скорость судна может снизиться, ухудшатся его маневренные качества.
А вообще скорость здесь не играет решающей роли — на таких катерах отправляются в море, чтобы получить удовольствие от управления судном на ходу, от того, как оно плавно отыгрывается на крупной волне. Поэтому во многом теряет смысл та всемерная экономия веса, которой отдают все силы и знания конструкторы быстроходных глиссирующих катеров. В цистерны может быть принят запас топлива, обеспечивающий дальность плавания в несколько сот километров.
Катер Бломквиста отличается простотой обводов, позволяющих обшивать корпус металлическими листами или фанерой без применения сложной оснастки и прессового оборудования.
Его можно построить на «домашней судоверфи», обладая навыками сборочных и сварочных работ. Проект предусматривает обшивку корпуса 4-миллиметровыми стальными листами (толщина фальшборта и палубы — 3 мм). На первый взгляд, такая толщина далеко не оптимальна по весовым характеристикам. Но обшивка такой «большой» толщины меньше коробится при сварке; кроме того, судну гарантируется долгая жизнь в соленой морской воде (если, конечно, корпус будет защищен лакокрасочными покрытиями и цинковыми протекторами-анодами).
По своим размерениям катер довольно удобен для коллективного отдыха, обслуживания соревнований по парусному спорту, несения спасательной службы в больших водохранилищах. На нем может быть применен тракторный дизель подходящей мощности, спаренный с реверс-редуктором.