Основные данные мотолодки «Аргунь»
Длина наибольшая, м | 4,4 |
Ширина наибольшая, м | 1,7 |
Вес, кг | 215± 10 |
Грузоподъемность, кг | 400 |
Водоизмещение в полном грузу, кг | 685 |
Пассажировместимость, чел. | 4 |
Скорость в полном грузу под мотором мощностью 30 л. с., км/ч | 32 |
Так, скопились за долгие годы на наших стоянках десятки тысяч «Казанок», «Прогрессов», «Крымов», вся модернизация которых от модели к модели сводилась лишь к незначительным изменениям отдельных узлов, но не затрагивала ни габаритов, ни обводов лодки. Современный же рынок требует судов самых разнообразных моделей, причем технологический процесс их производства должен позволять заводу-изготовителю предпринимать легкий переход с одной модели на любую другую, на которую появился спрос.
Решить такую задачу можно, если отказаться от изготовления лодок с помощью штампового оборудования, заменив его универсальным. Разумеется, потребительские качества при этом не только не должны ухудшаться, а наоборот — суда должны совершенствоваться. Одним из резервов упрощения и удешевления производства металлических лодок является сокращение элементов продольного и поперечного набора, скрепленных бесконечным числом книц и бракет.
Опыт такой технологии за рубежом уже известен1 и тысячи лодок, построенных без штампов и с уменьшенным числом элементов набора с успехом эксплуатируются в различных водоемах. Этот опыт и был использован при создании новой мотолодки из алюминиевого сплава — «Аргуни», которая получила свое имя по названию одной из двух рек, дающих начало Амуру. Выпускаться мотолодка будет на Хабаровском судостроительном заводе им. 50-летия СССР, который известен как изготовитель популярной, пользующейся устойчивым спросом мотолодки «Крым». Первая партия «Аргуней» должна поступить в продажу уже в этом году.
Обводы корпуса — типа «моногедрон» с углом внешней килеватости на транце 13,5°. Корпус мотолодки собирается из тонких (δ=1,5 мм) листов алюминиево-магниевого сплава AMr5M.
Набор днища состоит из фальшкиля и семи установленных на заклепках флоров. два из которых рамные. Для обеспечения продольной жесткости на днищевых листах с помощью зиговочной машины прокатываются 12 зигов (по 6 на каждый борт). Они также играют роль продольных реданов.
Бортового набора корпус не имеет. Необходимую жесткость бортам придает их коробчатая конструкция: зашивка кокпита, наружная обшивка борта и верхняя бортовая панель образуют трехгранную призму. Ее внутреннее пространство заполнено вспенивающимся пенопластом ППУ-304Н. Пенопласт предотвращает фильтрацию воды через стыковое соединение по привальному брусу, что позволяет выполнить это соединение без герметика. Пенопласт защищен от случайного попадания бензина, который его разрушает.
Борт с днищем свариваются на специальном прессованном профиле из алюминиево-магниевого сплава, выпускаемом Красноярским металлургическим заводом. Палуба подкреплена двумя бимсами, а транец — транцевой доской.
Корпус мотолодки собирается из плоских листов без какой-либо их вытяжки или штамповки. Все детали и узлы конструкции можно изготавливать на универсальном оборудовании, без применения крупногабаритных дорогостоящих штампов. Это обеспечивает высокое качество деталей, исключает бухтиноватость листов и позволяет при необходимости быстро переналадить оборудование на выпуск другой модели.
Штампуются лишь несколько небольших по габаритам деталей: коробчатые днищевые шпангоуты — флоры, бимсы, на поверхности палубы и крышке люка форпика делаются рельефные выштамповки. Все днищевые шпангоуты изготавливаются в одном штампе, их симметричные ветви свариваются в ДП в кондукторе под определенным углом соответственно килеватости днища.
Набор к обшивке крепится заклепками, что позволяет избежать появления бухтиноватости («домиков»! листов в местах крепления балок. В непосредственной близости от сварных швов на бортах, палубе и транце прокатываются декоративные зиги, которые устраняют деформации, возникающие при сварке. Для качественной сварки листов толщиной 1,5—2 мм заводу крайне необходим полуавтомат, лабораторный образец которого изготовлен институтом электросварки им. О. Е. Патона. Он успешно производит сварку и стыковых, и угловых швов. Но к сожалению, до внедрения его в промышленное производство еще далеко. То, что в корпусе мотолодки нет сварных швов от приварки набора, позволяет использовать поставляемый металл сразу же после обезжиривания без операции травления. Благодаря этому появилась возможность отказаться от трудоемкой и дорогой окраски корпуса, так как оксидная пленка, образующаяся при прокате листа и разрушаемая травлением, гораздо прочнее и лучше защищает металл от коррозии, чем применяемые в настоящее время лакокрасочные покрытия.
Ради справедливости надо сказать, что это несомненное преимущество новой технологии приносит изготовителю и некоторые затруднения. К сожалению, у нас на предприятиях еще низка культура обращения с металлом На защищенную смазкой поверхность поставляемого листа налипают стружка, опилки и т. п., если его предварительно не обезжирить, как это предусмотрено технологией. При небрежном обращении в процессе обработки и сборки на таких местах появляются царапины. Самые мелкие из них до сих пор «съедались» травлением, а глубокие — скрывались лакокрасочным покрытием. По ныне действующей технологии такая небрежность недопустима.
Корпус «Аргуни» собирается в положении вверх килем. При таком способе сборки все основные сварные швы корпуса, включая и прихваточные, выполняются в нижнем положении без применения кантователей. Судосборщикам не нужно забираться внутрь корпуса и выполнять работы в неудобном положении.
Заметим, что благодаря применению специальных профилей длина сварных швов по скуле сократилась в полтора раза. А в цепом внедрение новой технологии позволило сократить трудоемкость изготовления мотолодки не менее чем в полтора-два раза, по сравнению с лодкой традиционной конструкции, такой, например, как «Крым».
Будущих владельцев «Аргуни» в первую очередь, конечно, интересуют ее потребительские качества, особенности эксплуатации. Прежде всего, «Аргунь» — это мореходная килеватая мотолодка. Угол килеватости днища у транца — 13,5°. Волна высотой до 0,5 м на ней просто не ощущается, а при увеличении волнения до 0,8—0,9 м удары о встречную волну не настолько сильны, чтобы появилось желание снизить скорость. Как и любая килеватая мотолодка. «Аргунь» хорошо слушается руля, устойчива на курсе, при поворотах даже на полной скорости разворачивается практически «на пятке».
Мотолодка «Аргунь» имеет объемистый форпик, доступ в который осуществляется через люк на палубе. Во время испытаний нам не раз приходилось укладывать в форпик три спальных мешка, тент, палатку, котелок, эмалированное ведро — все это размещалось там без затруднений.
Панорамное ветровое стекло по верхней кромке обрамлено жестким профилем из алюминиевого сплава. Нижняя кромка стекла защищена специальным резиновым профилем, который надевается на окантовку палубы и изолирует кокпит от попадание в него стекающей со стекла воды.
Кокпит «Аргуни» ограничен вертикальными гладкими, без выступающих частей, внутренними бортами, что придает ему опрятный, законченный вид.
Сиденья на «Аргуни» устанавливаются на бортовых коробках, идущих вдоль всего кокпита, что позволяет сдвигать их в удобное для водителя положение. Эти же коробки служат опорой сиденьям, когда требуется разложить их в спальные места: положив между разложенными диванами крышку багажника, экипаж получает для ночлега площадку размером 2,2X1,4 м, расположенную над спанью. Ниже уровня сидений на тех же коробках расположены скобы для крепления весел по-походному.
Благодаря эжектору, устроенному в фальшкиле «Аргуни», попавшая в кокпит вода «автоматически» удаляется на ходу. Для этого надо вынуть спускную пробку, расположенную в районе кормового дивана (но не забыть закрыть ее при подходе к берегу!). Для слива воды на берегу в транце мотолодки предусмотрена обычная отвинчивающаяся пробка.
В кормовой части кокпита имеется выгородка для размещения канистр с топливом, снабженная отдельной спанью. В этой выгородке и под моторной нишей можно разместить не менее пяти штатных канистр.
На бортовых стенках моторной ниши укреплены две утки, за которые удобно крепить страховочный конец мотора и фал при буксировке воднолыжника. Эти же утки используются при швартовке мотолодки.
На поверхности палубы «Аргуни» отштампованы специальные площадки, препятствующие скольжению в мокрую погоду.
Тент мотолодки не имеет сплошной носовой дуги, что позволяет укладывать его в форпике. Для натяжки тента в носовой его части приклепаны две скобки из нержавеющей стали.
Только три элемента корпуса (приборный щиток, форлюк и верхняя панель борта), которые меньше всего подвержены износу, имеют декоративную окраску. В основном же корпус «Аргуни» не требует дорогой и трудоемкой ежегодной подкраски.
Мотолодка укомплектована сигнально-отличительными огнями в соответствии с требованиями Правил плавания по внутренним водным путям.
Мотолодка «Аргунь» успешно прошла ресурсные испытания, принята межведомственной комиссией и рекомендована к серийному производству.
Примечания
1. См., например, статьи Д. Волкова «Финские «Бустеры» в «КиЯ» №115 и Е. Фисака и В. Цветковой «Какой должна быть лодка из легких сплавов» в №116.