При проектировании и постройке яхты я использовал статью «Как построить «Нерпу» (см. «КиЯ» №10 за 1967 г.). Моей целью было получить прочный и надежный корпус, пригодный для плавания в открытом море и по глубинам около одного метра как под парусами, так и под двигателем. На втором плане были требования обитаемости — обеспечения комфорта, насколько это возможно на малой яхте. Скорость и хорошая управляемость — также, на мой взгляд, не последние достоинства для крейсерской яхты.
Основные данные яхты «Сета»
Длина наибольшая, м | 9,0 |
Длина по КВЛ, м | 7,6 |
Ширина наибольшая, м | 2,5 |
Надводный борт, м | 0,8 |
Осадка килем (опущен/поди.), м | 1,5/0,75 |
Масса бульбкиля, кг | 800 |
Площадь парусности, м2 | 35 |
В результате построен бермудский шлюп с «падающим» бульбкилем, стационарным двигателем и убирающейся угловой колонкой, с просторным самоотливным кокпитом между двумя каютами, хорошо защищающими экипаж в штормовых условиях от ветра и брызг. Для упрощения постройки корпус был спроектирован с остроскулыми обводами.
В 70-е годы в рижском магазине «Умелые руки» еще можно было приобрести довольно крупные обрезки (до 1,5 м2) бакелизированной фанеры. Я приобрел 400 кг таких обрезков. Фанера толщиной 8 мм пошла на наружную обшивку, 6-миллиметровая — на поперечные переборки и обстройку каюты. Конструкция набора корпуса во многом напоминает примененную на «Нерпе». Весь набор выполнен из дуба, для чего пришлось переработать 5 кубометров отходов пиломатериалов, купленных на мебельной фирме «Рига».
Крепеж в основном делался вручную из красномедной проволоки диаметром 3—4 мм и из латунных прутков диаметром 6 мм, приобретенных в том же магазине «Умелые руки». Немало латунных шурупов разных размеров удавалось вывернуть из списанных и поломанных шлюпок и катеров.
Весь корпус вместе с палубой и рубками был оклеен стеклотканью: ниже ватерлинии — в три слоя, борта и палуба — в два слоя, рубки — в один слой. Яхта почти идеально сухая.
Обрезки листовой нержавеющей стали, трубы на леерные стойки и релинги, лист стали на плавник киля приобретал на свалке «Вторчермета». Дюралевые трубы для рангоута, стальные тросы, талрепы и многие элементы электрооборудования использовал со списанных самолетов, которых уже много разобрано на учебном аэродроме Рижского института инженеров гражданской авиации, в котором я работаю преподавателем.
Почти 10 лет по всей Риге собирал свинец на бульб, в основном из старых кислотных аккумуляторов, валявшихся на всевозможных свалках.
Плавник бульбкиля вырезан из стального листа толщиной 20 мм. Подъем бульбкиля осуществляется при помощи лебедки, имеющей ручной и электрический привод, через полиспаст в 4 лопаря. Ролики, установленные в верхней части киля, скользят по двум вертикальным П-образным рельсам, которые сварены из полос нержавеющей стали толщиной 8 мм. Передний рельс служит также опорой для мачты. В нижнем положении киль стопорится четырьмя винтовыми упорами, проходящими через фанерные стенки колодца и плавник. Килевой колодец подкреплен коробчатыми флорами, сваренными из нержавеющей стали толщиной 3 мм.
Лебедка подъема бульбкиля используется также для опускания и постановки заваливающейся мачты, что очень удобно при проходе под мостами.
При необходимости на яхте можно оборудовать семь спальных мест: два — в форпике (на эскизе не показаны), четыре — в каюте на двух раскладных диванах и одно — в ахтерпике. Борта в каюте обшиты пенопластом толщиной 60 мм, поверх пенопласта — декоративной фанерой толщиной 3 мм. Высота в помещениях 1,68 м.
Яхта оборудована системой пресной и забортной воды. Пресная вода подается диафрагменным насосом, забортная подается к мойке или в гальюн электрическим центробежным насосом или ручным альвеером — оба насоса соединены последовательно. Эти же насосы могут быть использованы для осушения трюма яхты. Переключение входных и выходных трубопроводов осуществляется перепускными кранами.
Напряжение в бортовой электросети 24 В. При работающем двигателе зарядка аккумуляторов может осуществляться от генератора ГСК-1500.
На яхте имеются приборы, изготовленные самостоятельно: эхолот, лаг, анемометр, указатель направления ветра, радиопеленгатор, собранный из деталей приемника «Океан», сирена и мегафон.
Яхту назвали по именам моих детей; «СЕТА» — Сергей, Татьяна.
В июле — августе 1987 г. «Сета» с экипажем шесть человек совместно с яхтой полутонного класса типа «Шафир-2» («Балтика-III») совершила плавание по маршруту: Рига — Ленинград — Свирица — о, Валаам — Ленинград — Таллинн — Рига. «Сета» ни разу не отстала от «Балтики-III», а на полных курсах даже обходила ее, не имея спинакера. В этом походе мы трижды попадали в серьезные шторма, но в яхте всегда было сухо и она уверенно лавировала под штормовыми парусами (грот — 9м2, стаксель — 6 м2).