«Знакомясь с письмами любителей водного туризма и спорта, нетрудно убедить что почти каждый, кто задумал построить мотолодку своими силами, хочет видеть в предложенном проекте различные варианты использования, наиболее близкие его цепям и представлениям, стремится внести что-нибудь свое в проект. Хочу предложить варианты компоновки мотолодки «Надежда», обводы которой сделаны на основе тримаранной схемы с днищем типа моногедрон. «Работающая» обшивка в сочетании с клееными ветвями шпангоутов днища обеспечивает малый вес конструкции и высокую прочность корпуса. В зависимости от назначения мотолодки, скорости хода, района плавания можно выбрать варианты для туризма, рыбной ловли, буксировки лыжника или для маршрутной гонки, с различной высотой борта (500 или 700 мм) и мощностью мотора.
Мотолодка «Надежда-Т» предназначена для дальних и ближних туристских походов с экипажем 2—3 человека. Рекомендуемая мощность мотора 8—30 л. с. Большую часть высокобортного корпуса мотолодки занимает рубка-убежище. Сдвижной люк при хорошей погоде способствует хорошей вентиляции рубки, создает дополнительные удобства пассажирам при выходе на берег и при рыбной ловле. Он себя хорошо зарекомендовал на мотолодке «Норд-Вест-53» (см. «КиЯ» №89). Кронштейн для установки ПМ (транцевая бракета) кроме гидродинамических преимуществ сохраняет полезный объем корпуса. С той же цепью кресло водителя сделано откидным. Носовую часть корпуса изнутри (до 4 шп.) для улучшения обитаемости рекомендуется оклеить легким пенопластом, закрывающим поперечный набор корпуса. Пайолы целесообразно изготовить только в районе 4—6 шп. Необходим в походе будет и тент на складных дугах, дистанционное управление, ходовые огни.
Надо добавить, что к компоновке внутреннего пространства варианта мотолодки «Надежда-Т» следует подходить очень тщательно, так как для судна с рубкой-убежищем такие размерения можно назвать предельными.
Мотолодка «Надежда-М» в первую очередь предназначена для любителей быстрой езды, для гонок на СНП в классах «350» и «500»; для буксировки лыжника, для тренерской работы.
Обводы корпуса практически идентичны первому варианту с той лишь разницей, что высота бортов уменьшена на 200 мм.
Кормовое расположение экипажа и баков с топливом, малый вес самого корпуса в сочетании с моторной установкой на транцевом кронштейне и полупогруженным винтом обеспечивают высокую скорость на трассе маршрутной гонки С кормового дивана легче обслуживать двигатель, он становится более доступным. Для хранения снаряжения и личных вещей экипажа от носа до переборки на 2 шп. выгорожено багажное отделение с герметичным люком на палубе.
Мотолодка «Надежда-P» должна понравиться любителем рыбной ловли. Широкий корпус с тримаранными обводами обеспечивает хорошую устойчивость на ходу и на стоянке, что особенно важно при перемещении рыболовов во время ловли. Два поворотных и подъемных кресла позволяют рыбакам удобно разместиться не мешая друг другу. Центральная консоль с пультом управления улучшает обзор. Тросовая проводка от барабана штурвала через текстолитовые направляющие вдоль киля проходит к транцу. На лодке возможна установка съемного тента и весел. Рекомендуемая мощность мотора — 8—23 л. с.
Днищевые ветви шпангоутов выклеивают из пяти реек сечением 10X15 мм. Внешний обвод всех ветвей днища сделан одним радиусом 1500 мм, но шаблон для выклеивания заготовок необходимо сделать с несколько более крутым изгибом — после снятия с шаблона заготовка распрямится и примет нужный изгиб. Достаточно отложить у концов каждой ветви по 10 мм внутрь детали от дуги окружности и провести плавную кривую сопрягающуюся с этой дугой. После просушки необходимо проверить радиус. Шпангоуты надо собирать из деталей, заготовленных по разметке с проекции «корпус».
Корпус мотолодки собирается в положении «вверх килем», без стапеля — на плоской секции палубы. Палубу следует склеить из листов фанеры по размерам проекции «план». Разметить положение шпангоутов, приклепать привальный брус и рейку со стороны кокпита. Выставив по отвесу любой из средних шпангоутов, остальные шпангоуты достаточно проверить по шпации по килю и скулам. Затем можно врезать киль и остальные продольные связи. До установки бортовых листов обшивки необходимо выложить пенопластом (слой 40—60 мм) палубу по всей площади. Для мотолодки с высотой борта 500 мм слой пенопласта в районе 1 шп. — нос должен быть толщиной 10 мм. Обшивка борта имеет постоянную кривизну радиусом 1500 мм, кроме района от 2 шп. в нос. Этот район следует заполнить пенопластом и плавно обработать от кипя спонсона к борту.
Собирать корпус можно и на двух досках, отфугованных и поставленных на ребро. Обшивку ставить на эпоксидной смоле с запрессовкой гвоздями по килю, шпангоутам и ребрам жесткости. Корпус надо оклеить стеклотканью на эпоксидной смоле. Все сомнительные, с точки зрения прочности, места надо оклеить «мокрыми угольниками». Так же следует оклеить изнутри транец по всему периметру, вклеить подкрепления в районе установки ручек.
Кронштейн (транцевую бракету) можно изготовить из листа сплава АМг-5В или стали (δ=2). отогнуть 4 фланца или приклепать угольники. Фланцы со стороны подмоторной доски и транца следует гнуть под малку. Доску лучше изготовить из пакета фанеры и крепить к браке-там болтами. Транец в районе крепления необходимо усилить.