Позже появилась идея построить какой-нибудь простейший парусник, для которого не нужны были бы дефицитные материалы и навыки в судостроении, не требовалось бы место на охраняемой стоянке и легковой автомобиль для перевозки к месту отдыха. Появившиеся в магазине «Юный техник» плиты пенопласта ПС-4 окончательно утвердили меня в решении, что нужно строить катамаран из пенопласта.
Основные данные катамарана «Водомер»
Длина габаритная, м | 3,2 |
Ширина габаритная, м | 1,5 |
Ширина поплавка, м | 0,24 |
Осадка корпусом/рулем, м | 0,15/0,4 |
Масса полностью оборудованного катамарана, кг | 36 |
Пассажировместимость, чел. | 2 |
Для изготовления моего катамарана потребовалось 8 стандартных плит пенопласта размером 80X80X8 см. Каждую плиту я распилил обыкновенной ножовкой по дереву на три части. Получилось 16 кусков размерами 240X800 мм и 8 — 320X800 мм. Затем две плиты 320X800 распилил пополам. Всего получилось 26 плит.
Применив эпоксидный клей, я склеил их в два блока точно так, как каменщики кладут стены из кирпича. Затем обработал блоки в носу и корме, придал им обтекаемые обводы. Поплавки будущего катамарана имели длину — 3,2 м, ширину — 0,24 м; вес каждого поплавка — 9 кг. Поверхности были ошкурены и окрашены водостойкой эмалью.
Для соединения поплавков в катамаран изготовил из дюраля шесть скоб, к каждой из них прикрепил деревянную планку с двумя болтами М6. Эти скобы посредством дюралевых шпилек М10 закрепил на каждом из пенопластовых поплавков.
Для поперечных балок использовал алюминиевый профиль в виде прямоугольной трубы 20X50 мм с полкой на нижнем основании. Палуба — из листа строительной фанеры. Из дюралюминиевого угольника 50X50 сделал два кронштейна для крепления транцевой доски толщиной 40 мм. На поплавках закрепил уключины, изготовил весла, и катамаран был готов к плаванию. Всего на его изготовление ушло 5 дней.
Испытания «Водомера» проводились на озере Нахимовское — одном из красивейших на Карельском перешейке. Длина озера — около 18 км, ширина — 1 км. Здесь мы вдвоем спустили катамаран на воду, закрепили на транцевой доске подвесной парус. После соответствующего наклона мачты, «Водомер» стал двигаться всеми курсами по отношению к ветру, но поворот оверштаг получался только при помощи трех-четырех гребков веслом.
Чтобы избавиться от этого недостатка, я решил перенести мачту ближе к носу. Осуществить это оказалось очень просто — достаточно было транцевую доску закрепить на носовой кромке палубы. Сделал простейший руль, снял с подвесного паруса кормовой выстрел, румпель, рульшверт, мачту удлинил на 500 мм и установил в корме невысокое сиденье. Теперь плавание на катамаране превратилось в сплошное удовольствие. «Водомер» пошел довольно круто к ветру даже без шверта, развивал неплохую скорость. Испытал я его и в свежий ветер, при волне высотой около полуметра. Поплавки ни разу не оторвались от воды, волны разрезались и перекатывались через носовую часть поплавков, на палубу залетали только мелкие брызги. Откренивать катамаран не было необходимости. Благодаря высокому расположению гика рулевому не нужно нагибать голову при поворотах.
На веслах «Водомер» ходит легче и быстрее, чем обыкновенные гребные лодки. В довершение, катамаран оказался очень удобным для рыбной ловли.
Построив и испытав катамаран, я получил большое поле деятельности для совершенствования лодки — придания поплавкам правильных обводов, оклейки их стеклотканью, установки шверцев и рулей, изготовления новой оснастки с парусом большей площади и т. д.