Очень важно, что и авторы описываемой конструкции и яхтсмены, которым довелось опробовать микродвенадцатиметровик, убедились в нужности и полезности таких яхточек для нашего парусного спорта. По нашему мнению, справедливо пожелание приспособить яхту-малютку для двух человек. Обучение рулевых-новичков тактическим приемам гонки и настройки лодки на меняющиеся в ее процессе метеоусловия станет более эффективным, если на шкотах будет сидеть опытный тренер. С другой стороны, двухместная яхточка позволит обучать азам парусного спорта и будущих матросов-шкотовых, если тренер займет место рулевого. Об удобстве двухместных яхт для прогулок говорить не приходится.
Разумеется, размерения таких лодок должны быть несколько больше корпусов ставших уже стандартными микродвенадцатиметровиков-одиночек (длина 3,6—3 8 м, водоизмещение — около 300 кг, площадь парусности — около 7,5 м2).
В качестве примера приводим краткие сведения о яхточке «Шэдоу», спроектированной англичанами Дж. Шипом и Дж. Плизом. В ее конструкции и оборудовании заимствовано многое от современных гоночных яхт. Корпус изготовляется из стеклопластика, гибкая мачта — из алюминиевого сплава. Бегучий такелаж имеет почти полный «набор»: устройство для закрутки стакселя вокруг штага, регулируемо натяжение ахтерштага, оттяжки Каннингхэма спинакер-гик со всем такелажем и т. п. Непотопляемость обеспечивается встроенными отсеками плавучести и пенопластом, предусмотрена эффективная водоотливная помпа. Необходимую остойчивость лодке придает балласт в виде мешочков со свинцовой дробью, которые укладываются в полость киля после спуска на воду. Без вооружения и балласта корпус весит около 65 кг, так что спуск его на воду или погрузка на автомашину не представляет трудностей для экипажа.
Заметим, что несмотря на малые размерения яхта-малютка далеко не дешевая игрушка. Тот же «Шэдоу» стоит около 2000 фунтов стерлингов, а в улучшенном исполнении — 2350 ф. ст. В самом деле по затратам материала и труда на изготовление корпуса такая лодка явно «перевешивает» известный «Луч-2», немало стоят дополнительные паруса и оборудование. Поэтому сомнительно, что наши верфи заинтересуются выпуском подобной продукции; тем, кто захочет стать обладателем «настоящей» гоночной яхты, придется строить ее своими силами.
Основные данные яхточки «Шэдоу»
Длина наиб., м | 4,40 |
Длина по КВЛ, м | 3,70 |
Ширина наиб. | 0,83 |
Осадка, м | 0,79 |
Полное водоизмещение (с экипажем), кг | 450 |
Площадь парусности, м2 | 9,2 |
Вес корпуса, кг | около 65 |
Желание построить яхту-малютку возникло у нас после ознакомления со статьей, опубликованной в №107 «КиЯ». Нас привлекла возможность в одиночку управлять «настоящей» килевой гоночной яхтой. Кроме того, нам кажется, что именно такое судно необходимо для обучения членов экипажей крейсерских яхт премудростям настройки парусного вооружения для гонок.
От простого копирования обводов больших «двенадцатиметровиков» мы отказались: такие корпуса сложно формовать в матрице. Кроме того яхта имела бы слишком низкий надводный борт для короткой крутой волны, какие характерны для Невской губы и большинства внутренних водохранилищ. Важно также было сохранить возможность перевозки корпуса на верхнем багажнике легкового автомобиля.
При проектировании обводов корпуса мы старались, с одной стороны, обеспечить высокие ходовые качества яхты, а с другой — разместить рулевого по возможности низко для обеспечения остойчивости. Корпус имеет острые и прямые ватерлинии в носу, довольно полную корму, практически прямые батоксы в корме, небольшие свесы оконечностей. Для киля и пера руля применимы эффективные гидродинамические профили.
Корпус и палуба отформованы из стеклопластика в полированных матрицах. Обе секции соединяются на внутреннем фланце на винтах и эпоксидной пасте. Толщина обшивки бортов — 3 мм, в районе кипя и на фланце — 5—8 мм. Днище в месте крепления плавника усилено флорами. Другого набора в корпусе нет.
Палуба имеет толщину 3 мм и подкреплена набором.
Киль-плавник массой 110 кг изготовлен сварным из листовой стали, заполнен свинцом и крепится к корпусу при помощи пяти шпилек М8.
Лодка управляется при помощи румпеля, установленного на днище у переднего среза кокпита и соединенного с сектором на баллере руля штуртросовой проводкой. Румпель можно зафиксировать в любом положении. Полое перо руля изготовлено сварным из листов алюминиево-магниевого сплава AMr5.
Парусное вооружение использовано от швертбота «Кадет». При испытаниях мы убедились, что более эффективным была бы оснастка с гротом меньшей площади и высоким стакселем.
Все ходовые концы бегучего такелажа проведены к передней кромке кокпита, где фиксируются в клиновых стопорах. Стоячий такелаж — из стального оцинкованного троса диаметром 3 мм.
Работы по изготовлению оснастки и самой яхты, проводившиеся во внерабочее время, заняли 4 месяца. Спустить яхточку на воду удалось только в конце сентября, когда погода уже не располагала к прогулкам на воде. Тем не менее было совершено довольно много выходов и что важно — опробовали ее примерно 50 человек, среди них немало опытных яхтсменов. Судно испытывалось при ветре до 6 баллов и волне высотой до полуметра. На всех курсах по отношению к ветру яхта легко управляется и устойчива на курсе. На полных курсах при любом ветре и любой волне рулевой может находиться в кокпите. При лавировке в 4-балльный ветер и более яхту приходится откренивать, с идя на палубе, или брать рифы на гроте. В последнем варианте скорость, естественно, уменьшается.
Лодка требует очень внимательного управления при лавировке против волны. Особенно неприятна волна высотой 0,25—0,3 м. Отдельные волны, которые выше остальных, заплескивают на палубу, при этом достается и рулевому. При более пологой (хотя и высокой) волне яхта ведет себя лучше: палубу не заливает, брызги практически не долетают до рулевого.
Скорость яхты не замерялась, но при выходах со спаринг-партнерами на «Кадетах» она не уступала швертботу на всех курсах, а в крутой бейдевинд обходила его, причем шла значительно круче к ветру.
Лодка оказалась достаточно удобной для кратковременных тренировок и прогулок. Рулевой располагается на пенопластовом сиденье, которое можно передвигать по длине для изменения центровки и дифферента яхты. Рулевой может свободно менять позу для отдыха. Заметим, что самый длинный переход под парусом составил около пяти миль. В течение полутора часов, что пришлось провести в кокпите, рулевой не испытывал неудобств.
Лодка достаточно остойчива. На стоянке можно спокойно вставать на палубу, садиться на борт, не опасаясь чрезмерного крена.
Осенние выходы дали нам материал для совершенствования конструкции микрояхты. Обнаружилась необходимость установки волнореза на палубе, погона гика-шкота, доработки рулевого устройства, изготовления спинакера и приспособления для взятия рифов. Но определенно — микрояхта вызвала большой интерес ленинградских яхтсменов. Особенно понравилась она мальчишкам из ДЮСПШ, но и взрослые яхтсмены не проходили мимо. Правда, многие сетовали на то, что в яхточке может разместиться только один человек.
В настоящее время в Ленинграде строятся яхты подобного типа и по другим проектам, с которыми надеемся вскоре встретиться в соревнованиях. А подробные чертежи описываемой лодки обещаем подготовить к публикации в «КиЯ».