Основные данные яхты
Длина наибольшая, м | 5,18 |
Длина по КВЛ с полной нагрузкой, м | 4,48 |
Наибольшая ширина, м | 2,30 |
Ширина по КВЛ при полной нагрузке, м | 1,60 |
Высота надводного борта на миделе, м | 0,73 |
Осадка корпусом/швертом, м | 0,30/1,40 |
Площадь парусности, м2 | 17 |
Масса балласта, кг | 250 |
Масса шверта, кг | 25 |
Экипаж, чел. | 4 |
Водоизмещение, кг | Около 950 |
При постройке в проект пришлось внести немало изменений, обусловленных доступностью материалов и технологии. В статье отсутствовал теоретический чертеж и таблица плазовых ординат, поэтому пришлось разрабатывать его самостоятельно, пользуясь продольным разрезом, планом палубы и семью поперечными сечениями, опубликованными в журнале. Из гипса была сделана модель корпуса в масштабе 1:10 (длиной 500 мм). На ее поверхности разметили 10 теоретических шпангоутов и по этой разметке разрезали модель поперек. Прикладывая полученные части корпуса торцами к кусочкам фанеры, перенесли обводы каждого шпангоута на фанеру и вырезали из них поперечные лекала.
Эти лекала послужили основой для сборки пустотелой модели корпуса с обшивкой из тонких реечек. Лекала устанавливались на ровную деревянную плиту килем вверх; после обшивки рейками (вгладь) поверхность модели была выровнена эпоксидной шпаклевкой, затем тщательно обработана и отполирована. Модель спустили на воду и добились ее правильного положения с полной нагрузкой. Затем на корпусе нанесли ватерлинию и линии шпангоутов и сняли их обводы с точностью до 0,1 мм.
Для этого корпус приклеили на абсолютно ровную плиту килем вверх. Было изготовлено специальное приспособление, состоящее из двух штанген-циркулей — вертикального и горизонтального (обычного типа). Но в горизонтальном «штангеле» стержень был заменен на более длинный в виде щупа с острым концом, который касался поверхности корпуса. Этот щуп также перемещался по вертикальному штанген-циркулю.
Для разметки линий теоретических шпангоутов было сделано еще одно приспособление, напоминающее козловой кран. Модель располагалась между опорами «крана», который перемещался вдоль корпуса и мог фиксироваться в заданной плоскости шпангоута. Затем карандашом на корпусе прочерчивалась линия шпангоута — приспособление обеспечивало расположение линии в одной строго вертикальной плоскости.
Установив приспособление в плоскости данного шпангоута, при помощи щупа измеряли расстояние от ДП до наружной поверхности в плоскостях нескольких (шести) ватерлиний. Положение щупа в плоскости ватерлинии фиксировалось по вертикальному штанген-циркулю. Так удалось получить ординаты 70 точек, по которым и были вычерчены в натуральную величину обводы теоретических шпангоутов за вычетом толщины наружной обшивки.
«Тью-16» строится из стеклопластика, но мы применить этот материал, к сожалению, возможности не имели. Решено было обшивать корпус сосновыми рейками толщиной 16 мм, а затем оклеить его снаружи стеклотканью. Лекалами для сборки корпуса послужили шпангоуты, выклеенные из сосновых реек сечением 5X25 мм с запрессовкой на эпоксидном клею. После чистовой обработки сечение шпангоута составило 23X30 мм. Каждый шпангоут собирался из двух симметрично выклеенных ветвей на двусторонних флорах из финской фанеры толщиной 10 мм с заполнителем между ними из сосновых брусков. Транец склеен из сосновых реек сечением 25X50, располагаемых диагонально. В зависимости от планировки внутреннего помещения яхты основные шпангоуты были установлены на стапель на расстоянии 450—500 мм друг от друга.
Киль сделай из сосновой доски, оклеенной с двух сторон слоями водостойкой фанеры толщиной 6 мм. К флорам он крепится болтами М10.
Швертовый колодец, рассчитанный под шверт кинжального типа, сделан из финской фанеры толщиной 12 мм. Внутренние его поверхности оклеены стеклотканью, а к килю основание колодца притянуто 12 шпильками М8. Весь колодец зажат между подмачтовым пиллерсом и стойкой, установленной между килем и прочным бимсом рубки.
Было ясно, что мои ординаты шпангоутов будут иметь ошибки из-за неизбежных неточностей при снятии размеров и десятикратного увеличения их при изготовлении шаблонов. Это подтвердилось, когда я стал прикладывать гибкую рейку к наружным кромкам шпангоутов, поставленных на стапель. Пришлось перед малковкой шпангоутов выровнять «провалы» в обводах, наклеив на шпангоуты рейки 5X25 мм. После затвердевания клея лишняя древесина была сострогана и тем самым обеспечена плавность обводов.
Затем корпус был обшит сосновыми рейками сечением 25х16 с нагелевкой медными гвоздями (два на шпацию) через кромку на эпоксидном клею. К шпангоутам рейки крепились стальными оцинкованными шурупами 4Х30.
На изготовление корпуса ушло 25 рабочих дней, вес корпуса получился 200 кг. Перевернув его вниз килем, между основными шпангоутами я вклеил дополнительные, не доходящие до палубы на 400 мм. Промазав клеем поверхности реек сечением 5X25 мм, я вставлял пакет в корпус, прижимал его к обшивке и крепил шурупами 4Х30 с шагом 100—120 мм по заранее высверленным отверстиям. Все дополнительные шпангоуты (их сечение после обработки 20X23 мм) стоят посередине между основными, так что шпация составляет 230—250 мм.
Палуба, крыша рубки и кокпит сделаны из 10-миллиметровой строительной фанеры и оклеены стеклотканью. Рамный шпангоут под мачтой, передняя стенка кокпита, обвязка подволока крыши каюты — из дуба. Форштевень — дубовый со съемным — на шурупах — водорезом. Корпус в положении вверх килем оклеен снаружи стеклотканью на эпоксидном связующем: 4 слоя по килю, 3 — по днищу, 2 — надводная часть борта и 1 слой под привальным брусом. Палуба покрыта нескользящей краской ЭПК-11.
Каюта оказалась достаточно просторной; высота в ней до подволока — 1,27 м, ширина прохода между диванами-рундуками — 0,90 м. Здесь были оборудованы четыре спальных места — два под сиденьями кокпита и два в носу. Под иллюминаторами, как бы продолжая комингс рубки, выгорожены шкафчики для мелких предметов (по три на каждый борт).
Свинцовый балласт массой 175 кг закреплен на стальной пластине, лежащей на флорах шп. 3—4. Профилированный шверт размерами 1450X420 мм склеен из пакета реек толщиной 45 мм. В нижнюю часть шверта врезана свинцовая отливка весом 8 кг, так что вес киля составил 25 кг. На одной стороне шверта заподлицо с ней закреплена полоса размерами 270X130 мм из нержавеющей стали. Она служит молниеотводом и соединена проводником со шпором мачты. Шверт поднимается вплотную к подволоку, при этом из корпуса выступает 70 мм. Если сделать шверт шире (мне это не позволили габариты исходных материалов), то его можно немного укоротить и тем самым уменьшить минимальную осадку яхты. Ширина шверта должна быть S20 мм.
Площадь пера руля 0,3 м2; его размеры — 1300Х300 мм.
Мачту я изготовил из трубы диаметром 80 мм из сплава АМг-бА.
Яхта эксплуатируется в основном на Нижнекамском водохранилище близ Набережных Челнов. Первые впечатления от яхты по окончании навигации следующие.
На стоянке яхта кажется валкой: крен при проходе по борту достигает 10°. При экипаже 3—4 человека и ветре 12—16 м/с под полными парусами крен достигает 32°, привальный брус начинает входить в воду. Однако яхту нетрудно откренить. Яхта удивительно легко идет в бейдевинд, усилия на румпеле незначительные. Судно легко центруется подбиранием шверта. Лавировочный угол под генуэзским стакселем составляет 62°, под рабочим стакселем — 75°. При любом ветре поворот оверштаг не вызывает затруднений. Яхта не забрызгивается, хорошо всходит на волну без ударов и хлопков о воду. Положенное парусами на воду (крен 90°) судно плавает, причем вода доходит лишь до нижней кромки иллюминаторов.
Попутными курсами яхта хорошо идет в слабый и свежий ветер, при усилении ветра она становится рыскливой. Используя ножные ремни в кокпите, два-три человека достаточно легко ставят яхту на ровный киль. При умеренных ветрах 7—12 м/с яхтой нетрудно управлять одному.
Мне осталось установить пенопластовые блоки непотопляемости, приклеив их под бак и под диваны кокпита. Плавание на мини-яхте очень динамично и доставляет большое удовольствие, несмотря на то, что она капризнее и труднее в управлении, чем килевая яхта «нормальных» размеров.