За рубежом такие катера, получившие название «дейкруйзер» или «уикэндер», пользуются сейчас большой популярностью. В пользу публикации такого проекта говорит и то обстоятельство, что наша промышленность в настоящее время ничего подобного не выпускает, хотя, судя по редакционной почте, проектом типичного «дейкруйзера» интересуются как индивидуальные судостроители-любители, так и профсоюзные коллективы ряда предприятий и кооперативы.
Основные данные катера «Гольфстрим»
Длина наибольшая, м | 6,96 |
Ширина наибольшая, м | 2,54 |
Ширина по скуле, м | 2,22 |
Высота борта, м | 1,36 |
Килеватость днища на транце, град. | 17°30' |
Пассажировместимость, чел. | 4 |
Водоизмещение, т | 1,8 |
Мощность двигателя, л.с. | 110—150 |
Скорость, км/ч: | |
с полной нагрузкой | 48—52 |
максимальная с водителем и пассажиром | 53—58 |
Независимо от того, кто возьмется за осуществление публикуемого проекта, необходимо еще раз критически отнестись к своим возможностям, реально оценить предстоящие трудности. Тем более, что ограниченный объем журнала не позволяет привести рабочие чертежи и полное описание технологии постройки. Публикуемые проекты могут служить как бы ориентиром, канвой технической идеи и предполагают творческое участие строителя в решении каждого отдельного узла, детали или технологического процесса.
К данному проекту эти слова относятся в наибольшей степени. Он рекомендуется для реализации опытному судостроителю, способному самостоятельно решать массу технических вопросов по постройке корпуса, монтажу силовой установки, электрооборудования и т. п. Лучше, если «Гольфстрим» будет для тех, кто возьмется его строить, не первым судном. Иначе трудно будет избежать напрасных затрат труда, ошибок и даже разочарований.
Важно также реально осознать, что потребуются немалые затраты денег не только на постройку катера, приобретение материалов и оборудования, но и на его дальнейшую эксплуатацию, особенно, если будет установлен мощный бензиновый двигатель. Именно с поиском и установкой двигателя будет связана одна из наибольших трудностей.
Размерения катера «Гольфстрим» определились, в первую очередь, желанием разместить экипаж в составе четырех человек при минимальном уровне комфорта. Кроме того, принятые размерения при соответствующем выборе обводов гарантируют безопасность плавания на акваториях, где волнение около 3 баллов (максимальная высота волны 1,2 м) — нормальное явление.
Водоизмещение катера при соблюдении строгой весовой дисциплины при постройке составит около 1800 кг. А это значит, что для вывода его на режим глиссирования потребуется минимальная мощность двигателя около 90 л.с. Напомним, что у нас в стране выпускается практически только одна модель катерного бензинового двигателя такой мощности — «М8ЧСПУ-100», но в торговую сеть она не поступает. Это конвертированный автомобильный 8-цилиндровый двигатель «ГАЗ-53»; его номинальная мощность 100 л.с. при 3000 об/мин. В катерном варианте удельный вес двигателя, снабженного угловым реверс-редуктором и двухконтурной системой охлаждения, составляет 3,75 кг/л.с. Устанавливается он на служебных и разъездных катерах и может быть приобретен только по случаю — со списанного катера.
Но даже если такой случай представился, не спешите, а постарайтесь приобрести списанный двигатель «ГАЗ-13» или «ГАЗ-14» номинальной мощностью 195 и 220 л.с. соответственно. В очень небольшой серии существуют и катерные варианты этих двигателей, которые устанавливаются на определенные модели буксировщиков воднолыжников. В этом случае можно рассчитывать на эффективную длительную мощность 110—115 л.с. (На катерах двигатель работает на постоянной мощности, в отличие от автомобиля, где используется коробка передач и режим работы зависит от дороги; поэтому на катерах для сохранения моторесурса автомобильные двигатели эксплуатируют на мощности не выше 50—60% от номинальной.) Запас мощности может потребоваться, например, при выходе на глиссирование груженого катера.
В качестве трансмиссии на гребной винт можно использовать штатный реверс-редуктор двигателя «М8ЧСПУ-100» или же другого типа. Вообще говоря, уязвимому наклонному гребному валу лучше было бы предпочесть угловую поворотно-откидную колонку или даже водометный движитель, но их придется конструировать и изготавливать самостоятельно.
Словом, приступать к постройке «Гольфстрима» можно только после того, как будут решены все вопросы, связанные с выбором двигателя и передачи.
Остроскулые обводы корпуса представляют собой моногедрон с углом внешней килеватости днища на транце 17,5°. В сочетании с подрезанным по плавной кривой линии форштевнем и развалом бортов в носу это позволяет на волнении до полуметра поддерживать максимальную скорость до 53—58 км/ч. Для частичной компенсации потери гидродинамического качества из-за повышенной килеватости корпуса, на днище с каждой стороны от киля установлены по два продольных редана и скуловые брызгоотбойники. В корме скуловые брызгоотбойники переходят в широкие площадки, благодаря которым уменьшается ходовой дифферент и облегчается выход катера на глиссирование.
На скоростях свыше 50 км/ч важной составляющей общего сопротивления судна становится доля воздушного сопротивления. У «Гольфстрима» стремительный, «зализанный» силуэт, характерный для современных быстроходных катеров и отличающийся низким коэффициентом лобового сопротивления. Характерна для него и малая парусность, сказывающаяся на ходовых качествах катеров на боковых ветрах.
Отличительной особенностью силуэта катера является и П-образная мачта-кронштейн, которая служит опорой для постановки ходового и стояночного тентов, размещения топового огня, антенны, сирены и т. д.
Характерными для современных катеров стали кормовые и носовые площадки, так называемые «балконы». У «Гольфстрима» они также имеются. Носовая площадка удобна для работы с якорем, подъема пассажиров на палубу катера, стоящего у песчаного берега. Под площадкой укреплен небольшой трап, который опускается вниз после удаления закладной чеки.
Кормовая площадка также удобна для посадки пассажиров, при швартовке; для подъема человека из воды с площадки опускается трап из стальных нержавеющих труб. Здесь же закреплен небольшой кронштейн для установки в аварийных ситуациях подвесного мотора. Под еланью площадки предусмотрено место для хранения кормового якоря, концов и т. п. На ее нижней поверхности смонтирована часть рулевого устройства.
Законченность силуэту катера придают три релинга, которые обеспечивают безопасность пассажиров при проходе по палубе. Два из них, сделанные из стальных нержавеющих труб, укреплены на носовой площадке и на крыше рубки, а третий, деревянный, — в корме по бортам кокпита.
Своеобразный внешний вид катеру придают и сильно наклоненное ветровое стекло с плоскими гранями, широкие и низкие стекла в боковых стенках каюты, застекленный форлюк, который в жаркую погоду может открываться.
В остальном общее расположение и оборудование традиционны для катеров таких размерений и назначения (эскиз катера приведен на цветной вкладке).
Центральную и почти всю носовую часть судна занимает светлая и просторная каюта размерами 3,6X1,9 м. Высота подволока в ДП — 1,5 м — позволяет удобно разместиться за столом всему экипажу, а кок, занятый приготовлением пищи, может стоять во весь рост при сдвинутой крышке люка. Камбуз (газовая плита и холодильник «Морозко») расположен по левому борту. Крышка камбуза откидывается на кронштейн и увеличивает плоскость стола. Над плитой оборудованы шкафчики для хранения посуды, специй и запасов продовольствия.
Обеденный стол может опускаться до уровня диванов и тогда с помощью столешницы можно оборудовать два спальных места, расположенных поперек катера. При необходимости еще два человека могут разместиться в носу на боковых диванах вдоль бортов. В основаниях диванов устроены рундуки для хранения спальных принадлежностей и походного снаряжения. В носовой части каюты по бортам имеются полки для хранения личных вещей экипажа. По правому борту оборудован платяной шкаф, на верхнюю крышку которого можно установить радиоприемник или портативный телевизор. Для вентиляции каюты в крыше сделан люк, через который при необходимости можно закреплять швартовные или буксирные концы за носовые утки.
Водитель и пассажиры, находящиеся в кокпите, защищены от ветра и брызг развитым ветровым стеклом, а в дождь — съемным тентом, состоящим из двух частей. В кокпите имеются четыре кресла; сделан он достаточно глубоким, так что находиться в нем, даже при сильной качке, вполне безопасно. В кормовой части палубы кокпита имеются водоотливные (с невозвратными клапанами) шпигаты, через которые попавшая вода быстро удаляется самотеком, так как настил расположен выше ватерлинии. К слову сказать, штуртросовая проводка для обеспечения безопасности проходит по верхнему краю транца.
Двигатель закрывается деревянным капотом с шумоизоляцией по внутренней поверхности. Моторный отсек обязательно следует оборудовать вытяжным вентилятором, включаемым перед каждым пуском двигателя, а также вентиляцией отсека на ходу с помощью приточных и вытяжных каналов.
Вентиляцию необходимо предусмотреть и в отсеках, где будет размещена аккумуляторная батарея и топливо. Эти отсеки должны отделяться друг от друга негорючими переборками.
Для обеспечения непотопляемости под палубой в носу и в корме необходимо будет разместить около 1м3 пенопласта.
Корпус катера может быть обшит любой водостойкой фанерой (лучше авиационной толщиной 6—8 мм на днище и 5—6 мм на бортах). Все детали набора изготавливаются из прямослойной сосны воздушной сушки, без сучков и других дефектов. Узлы следует собирать на водостойких клеях с запрессовкой латунными шурупами. После установки обшивки рекомендуется набор и саму обшивку прокрасить горячей олифой, а снаружи корпус оклеить стеклотканью на эпоксидном связующем: днище в два слоя, а борта — в один.
Скуловой брызгоотбойник и продольные реданы следует устанавливать после оклейки днища стеклотканью.
Для изготовления дверей каюты, мебели, релинга, еланей площадок наиболее предпочтительно красное дерево, которое надо пропитать горячей олифой и покрыть лаком.
Корпус катера лучше всего окрасить эпоксидными красками в несколько слоев (до четырех) с последующей располировкой. Эта краска наименее подвержена обрастанию при эксплуатации.
Вдоль привального бруса рекомендуется установить буртик из черного полиэтилена высокого давления — он хорошо себя зарекомендовал для этой цели. Швартовное и буксирное устройства состоят из двух пар уток (в носу и в корме) и рыма, укрепленного на форштевне. Вдоль борта на стенках рубки следует установить рымы для крепления кранцев.
В заключение добавим, что одним из ленинградских любителей катер по приводимым чертежам уже построен. Правда, архитектура его в процессе постройки была несколько изменена. Двухлетний опыт эксплуатации катера (на нем установлен двигатель «ГАЗ-14», работающий на угловую колонку) полностью подтвердил ожидаемые результаты.