Основные данные катера
Длина наибольшая, м | 7,60 |
Ширина, м | 2,90 |
Высота борта на миделе, м | 1,25 |
Осадка, м | 0,80 |
Водоизмещение, т | 2,40 |
Мощность двигателя, л. с. | 130—175 |
Скорость макс., км/ч | 56 |
Пассажировместимость, чел. | до 10 |
«Флиппер-760» — типичный глиссирующий «семейный крейсер», который может быть использован для туризма выходного дня и непродолжительного прибрежного плавания экипажа из небольшой семьи и ее гостей. Создатели катера не преследовали целей достижения максимальных скоростей и «скачки» на них по метровым волнам. Поэтому обводы корпуса выполнены с умеренной килеватостью днища — около 10° у транца, и значительной шириной по скуле. Такие обводы обеспечивают высокую статическую остойчивость, плавную качку и облегчают катеру выход на глиссирование при значительной нагрузке — со всем тем снаряжением и припасами, которые 5—6 человек берут с собой для полноценного отдыха.
В обводах этого катера, разработанных конструктором Сигурдом Исааксоном, так же как и на других катерах, выпускаемых фирмой «Флиппер боутс», есть интересная деталь. Это патентованные обводы днища в корме, рассчитанные на двухрежимное плавание судна с минимальным сопротивлением воды. На расстоянии 450 мм от транца имеется довольно высокий поперечный редан, а зареданные участки днища у самого транца расположены под заметно большим углом атаки, по сравнению с основной частью днища. Увеличенный угол атаки имеют в этом районе также и широкие скуловые брызгоотбойники.
В начальный момент движения, а также при плавании на переходном к глиссированию режиме, поток воды обтекает зареданные поверхности днища, которые работают подобно отклоненным вниз транцевым плитам: на них создается дополнительная гидродинамическая подъемная сила, направленная вверх, происходит перераспределение давлений на все днище. Благодаря этому быстро уменьшается чрезмерный ходовой дифферент катера, выход его на глиссирование происходит с меньшим пиком сопротивления воды и расходом топлива. При дальнейшем повышении скорости происходит отрыв потока воды от кромки поперечного редана и вся зареданная область днища оказывается не смоченной водой. Благодаря этому сокращаются затраты мощности двигателя на преодоление сопротивления трения обшивки о воду.
Можно заметить, что зареданная область днища снабжена вспомогательными элементами, отсекающими воду от корпуса, тщательно подобрана форма скуловых наделок с тем, чтобы снизить потери на излишнее брызгообразование и использовать энергию потоков воды, направленных от киля к скулам, на создание подъемной силы.
Нельзя не согласиться с целесообразностью такого решения, позволяющего обойтись без автоматических или регулируемых на ходу транцевых плит. Ведь плиты — это дополнительный механизм, требующий специального внимания и обслуживания. Гораздо проще, один раз хорошо отработав и испытав обводы днища, перенести их на матрицу и получить корпуса с нужными гидродинамическими характеристиками на переходных режимах. Какие-либо детальные данные об исследовании обводов Исааксона не публикуются, но расход топлива говорит сам за себя: на крейсерской скорости 37 км/ч 165-сильный дизель «Вольво-Пента» расходует около 0,6 литра топлива на пройденный километр. На этой скорости (FrD=2,5), соответствующей моменту, когда катер только-только «перевалил» через «горб» сопротивления, ходовой дифферент составляет всего 3°, а на чистом глиссировании со скоростью 51 км/ч (FrD=3,55; нагрузка 2 чел. и половинные запасы воды и топлива) дифферент составляет 2°. Заметим, что расход топлива на других катерах, рассчитанных на такие же скорости и снабженных аналогичными двигателями, примерно на 40% больше. По экономичности «Флиппер-760» сравним разве что с другим скандинавским семейным катером «Максим» (см. «КиЯ» №86), но на нем установлен двигатель мощностью 61 л. с. и экономическая скорость не превышает 20 км/ч.
Кроме отмеченной особенности обводов, корпус «Флиппера» снабжен шестью короткими продольными реданами на днище и бортовым уступом, эффективно отсекающим брызговую пелену от корпуса при плавании на волнении. В данном случае длинные продольные реданы были бы явно не эффективны: слишком мала килеватость днища.
Обратимся теперь к общему расположению катера, которое отличается сравнительной простотой (точнее — отсутствием сложных элементов внутренней обстройки, как это имеет место у того же «(Максима»). Достаточно большой объем внутренних помещений на «(Флиппере» получен за счет высокого надводного борта и рубки.
В планировке кают используется каждый дециметр площади. Например, в носовой каюте, которая отделяется от салона складной дверью, левая койка сделана на 300 мм короче правой, а освободившееся место использовано для оборудования шкафчика, в котором удобно хранить непромоканцы или береговую одежду. Пространство под койками занято рундуками; здесь же установлена пластмассовая цистерна емкостью 80 л для питьевой воды. Высота в этом помещении составляет 1,52 м, но открыв форлюк, в нем можно встать в полный рост. В крышке люка установлен вентилятор, снабженный защитной сеткой от комаров.
В главном салоне оборудован обеденный уголок с сиденьями для четырех человек, которые на ночь легко превращаются в двухспальную койку. Здесь же расположен камбуз с трехконфорочной газовой плиткой, мойкой и холодильником, верхняя поверхность которого служит разделочным столом. На ходу на холодильник опирается кресло водителя, которое при необходимости можно откинуть на петлях в нос, освобождая поверхность стола. Перед водителем имеется неглубокий шкафчик для хранения карт, а на левом борту предусмотрен небольшой штурманский стол»
В кормовой части салона оборудован туалет с умывальником и душем, а на правом борту — койка-«гроб». Для нее в пластмассовой конструкции кокпита предусмотрена специальная высадка, которая одновременно служит сиденьем. Разумеется, и под этой койкой, которая выступает всего на 150 мм над пайолами, имеется рундук для запасов продуктов.
На левом борту под кокпитом установлен калорифер емкостью 36 л, обеспечивающий горячей водой душ, камбуз и систему отопления. На стоянке для подогрева воды используется газовый подогреватель, а на ходу тепло отдает система охлаждения двигателя.
Под съемными пайолами кокпита установлен двигатель, две аккумуляторные батареи емкостью по 95 А·ч напряжением 12 В. Под пайолами салона расположена топливная цистерна емкостью 220 л, изготовленная из нержавеющей стали.
В передней части крыши рубки оборудован большой люк со сдвижной в корму крышкой, так что в хорошую погоду салон полностью открыт для свежего воздуха и солнца.
На палубе по сторонам рубки оставлен проход шириной всего 150 мм, но на крыше рубки установлены надежные поручни, а на носовой палубе — удобные жесткие релинги из трубы. Для удобства купания и защиты угловой поворотно-откидной колонки от повреждений при швартовках на транце катера закреплена площадка, снабженная трубчатым трапиком для выхода из воды. Дизайнер не забыл и об открывающемся портике в транце для прохода на эту площадку.
Корпус и палуба катера формуются из стеклопластика вручную. Для армирования применяется в основном стеклоткань жгутового переплетения весом 3,5 кг/м2. В районе киля и по продольным реданам толщина стеклопластика удваивается, чтобы противостоять износу и придать дополнительную продольную прочность корпусу. Транец, к которому на фланце крепится двигатель вместе с поворотно-откидной угловой колонкой, усилен тремя слоями фанеры толщиной по 12 мм. Палуба — трехслойной конструкции с пенопластовым заполнителем толщиной 18 мм. Пластик применен и для оборудования кают.
«Флиппер-760» — самая популярная из 12 моделей катеров, выпускаемых финской судоверфью. Все «(Флипперы» имеют характерные обводы днища в корме, а модели «777», «909» и «1100» (соответственно длиной 7,77; 9,09 и 11 м), освоенные в производстве в конце 1987 г., отличаются самым современным дизайном.