Стало уже хорошей традицией в парусном спорте предоставлять участникам крупных международных соревнований материальную часть — корпуса, рангоут и паруса — непосредственно на месте гонок. Эта традиция родилась на Олимпийских играх в Токио в 1964 г., когда страна-устроитель соревнований поставила необходимое количество швертботов класса «Финн», разыгранных участниками по жеребьевке.
6 этом есть две положительные стороны. Во-первых, национальные команды и отдельные спортсмены освобождаются от забот и расходов по транспортировке яхт, которые иногда составляют значительную сумму, сравнимую со стоимостью судна. Во-вторых, спортсмены получают практически идентичную материальную часть и роль ее качества в конечном результате выступления спортсмена в гонках в значительной степени нивелируется. На первый план выступает истинное мастерство гонщика, уровень его подготовки и способность вести тактическую борьбу с соперниками.
Положительно такая практика влияет и на повышение качества спортивной техники. За честь поставить суда для крупных международных соревнований или Олимпийских регат обычно борются несколько верфей или фирм, которые стараются изготовить надежные высококачественные лодки, их оборудование и паруса, продемонстрировать последние достижения технологии. Ведь успех в гонках служит лучшей рекламой и обеспечивает получение новых заказов. Не случайно поэтому, что чемпионаты мира и континентов во многих классах парусных досок («Виндсерфер», «Виндгляйдер», «Мистраль» и т. п.) проводятся на снарядах, предоставляемых фирмами-изготовителями за умеренную арендную плату, входящую в стартовый взнос.
Положительный опыт сотрудничества фирм и устроителей соревнований был учтен и при планировании регаты Игр доброй воли, состоявшейся в июле прошлого года в Таллине (см. «КиЯ» № 123). Гонки в классе парусных досок проводились на снарядах, предоставленных западногерманской фирмой «Аквата».
Класс «Аквата-370» относится ко второму поколению парусных досок, рассчитанных на высокие скорости движения в режиме глиссирования и соревнования в экстремальных условиях — на прибойной морской волне, в свежий ветер и т. п. Доски этого типа получили за рубежом название «фан» — от английского fun — игра, забава. В отличие от хорошо знакомого советским спортсменам «Виндгляйдера» «Аквата» имеет своеобразные обводы, прочную и легкую конструкцию корпуса, современное парусное вооружение с полужестким парусом и приспособлениями для настройки. И хотя наши спортсмены впервые ступили на палубу «Акваты-370» именно на Играх доброй воли, их дебют оказался удачным: Евгений Богатырев стал чемпионом, а Юлия Козакова заняла призовое третье место.
Заметим, что «Аквата» рассматривается как один из классов парусных досок, претендующих на участие в регатах Олимпийских игр.
Выполняя многочисленные просьбы читателей «Катеров и яхт», о новом снаряде рассказывает инженер-кораблестроитель, мастер спорта СССР и тренер команды Ленинградского кораблестроительного института по виндсерфингу П. Д. Пастухов.
«Аквата-370» — типичная доска класса «фан», который используется для скоростных гонок в свежий ветер, прыжков на прибойной волне, слалома. Она к тому же имеет довольно значительную длину (3,70 м) и большой водоизмещающий объем корпуса (230 л), что позволяет использовать ее и для гонок по обычной олимпийской дистанции при ветре свыше 2 баллов, когда лодка начинает выходить на режим глиссирования. Напомним, что за рубежом в последние годы получили распространение специальные доски «фан», имеющие длину 2,6 м — 2,9 м и общий объем корпуса всего 75—90 л. В слабый ветер такие доски (их часто называют «синкерами» — от английского to sink — тонуть) едва удерживают спорт мена среднего веса на плаву. На воду их спускают лишь тогда, когда сила ветра достигает 4—5 баллов и доска может развить высокую скорость, при которой начинают действовать гидродинамические силы поддержания.
Если посмотреть на днище «Акваты», то можно заметить четыре явно выраженных вогнутых участка. В носовой части их формируют линия киля, два продольных редана, оканчивающихся в районе швертового колодца, и острые кромки скул. Вогнуто-килеватые обводы днища в корме напоминают «крыло чайки» — характерный тип обводов для глиссирующих катеров. Борта имеют развал наружу на всей длине корпуса, что помогает удержать его на режиме глиссирования во время поворотов.
Доска снабжена плавником большой площади для обеспечения устойчивости на курсе, особенно при полностью убранном в колодец шверте. Это особенно важно при глиссировании на гребнях волн, когда плавник оказывается погруженным в насыщенную воздухом воду и возможен прорыв воздуха на сторону разрежения давления на плавнике. В таких условиях плавник малой площади и с малым углублением оказывается не эффективным.
На «Аквате» плавник можно перемещать в колодце, подбирая его оптимальное положение.
Узкий профилированный шверт большого удлинения имеет заметно большую относительную толщину, чем шверт «Виндгляйдера». На малых углах атаки (5—10°), с которыми работают шверты парусных досок, толстые профили обеспечивают более высокую подъемную силу на единицу площади и хорошие лавировочные качества лодки. Шверт может занимать любое положение — от полностью опущенного, когда он оказывается отклоненным несколько вперед относительно вертикали, до полностью убранного в корпус. Щель швертового колодца в днище и палубе закрывается эластичной пленкой, благодаря чему снижается сопротивление воды движению доски.
Усилие, необходимое для перемещения шверта в колодце, можно регулировать при помощи простейшего приспособления, которое состоит из резиновой шайбы с винтом, установленной в кормовой части шверта. Вращая винт, можно изменять толщину шайбы, которая скользит по специальным пластинам, приклеенным к внутренним стенкам колодца. Осью вращения шверта служит резиновая трубка, вставленная в отверстие у носовой кромки шверта и упирающаяся торцами в стенки колодца.
Тот, кто выступает на парусных досках в соревнованиях, хорошо знает, что ходовые качества доски зависят не только от обводов корпуса, но и от его веса и жесткости. Лишние 5 кг веса корпуса снижают скорость доски больше, чем такой же излишек веса спортсмена, а при деформации доски при встрече с волной потери скорости могут быть еще больше. Поэтому, чтобы получить легкую и жесткую конструкцию, изготовителям «Акваты» пришлось применить довольно сложную технологию. Если внутренняя полость «Виндсерфера» и некоторых других досок заполняется вспениванием пенополиуретана в самом корпусе, то при изготовлении «Акваты» из пенополиуретана делается болван по обводам корпуса за вычетом толщины наружной оболочки. Сама оболочка состоит из нескольких слоев различных материалов. Снаружи — это декоративный защитный слой, в который введены красящие добавки — пигменты, придающие корпусу приятный желтый цвет. Под ним находится слои тканого материала из высокопрочных полиамидных волокон — кевлара. Он воспринимает сжимающие растягивающие и ударные нагрузки. За; ем следует твердый пенопласт-заполнитель сэндвича. Его прочность вдвое выше, чем пенополиуретана, используемого для заполнения внутреннего объема. С внутренней стороны сэндвич покрыт слоем продольно направленных волокон углерода пропитанных эпоксидным связующим. Этот слой обеспечивает общую жесткость корпуса.
Отметим, что применяемые материалы, особенно кевлар и углепластик, сложная технология изготовления удорожают стоимость доски, но позволяют получать жесткие корпуса при уменьшенном весе 15,5 кг. Вес же других моделей «Акваты-255» и «-295» (цифры — длина доски в сантиметрах) составляет всего 9,5 и 10,5 кг.
Рабочая поверхность палубы покрыта вспенивающимся полиуретановым лаком, обеспечивающим великолепное сцепление подошв обуви с доской. В кормовой части палубы устанавливаются четыре пары регулируемых петель для фиксации ног спортсмена в гонках при сложных условиях.
Парусное вооружение крепится к степсу, который может перемещаться по продольному погону на длине 460 мм. Спортсмен может изменять положение мачты прямо на плаву. Фиксация ползуна степса в нужном положении осуществляется шнуром, который обвивает ось ползуна и одним концом крепится к пружине, связанной с педалью. При отпущенной педали пружина натягивает шнур, обжимая его вокруг оси ползуна, силы трения препятствуют перемещению мачты. Нажимая на педаль, спортсмен растягивает пружину. При этом шнур провисает, освобождая ползун, и мачту можно передвинуть по погону. Для облегчения перемещения мачты в сторону носа к ней прикреплен резиновый жгут, уложенный в специальную канавку на палубе и закрепленный к обушку у носовой оконечности.
Мачта изготовлена из алюминиевой трубы (сплав 7675Т6); ее нижняя часть диаметром 51 мм цилиндрическая на половине высоты. У топа диаметр 30 мм, толщина стенки — 1,5 мм. Длина трубы — 4806 мм. В нижнюю ее часть вставляется шпор, конструкция которого позволяет регулировать длину мачты в пределах 4930— 5300 мм. Для этого на шпоре мачты имеется рейка со стопорным кольцом, которое можно перемещать по шпору, устанавливая нужную длину мачты. При обратном повороте кольца происходит фиксация — зуб на кольце входит в зацепление с рейкой на шпоре мачты.
Шарнир мачты изготовлен из полиуретана; он испытан на разрыв усилием в 300 кгс. К мачте шарнир крепится при помощи двух подпружиненных кнопок, а к доске — скобой из пружинной проволоки.
Можно регулировать и длину гика «Акваты», для чего в его основных ветвях сделаны отверстия, а в подвижных частях поставлены кнопки. Чтобы вода не попадала внутрь гика, соединения его частей заключены в резиновые трубы с уплотняющими манжетами. Кормовая оковка гика снабжена двухшкивным блоком и стопором, что значительно облегчает регулировку натяжения шкота. Такое же устройство имеет и галс-оттяжка, двухшкивный блок которой закреплен внизу подвижной части мачты — у шпора. Противоположный конец талей имеет крюк, который закладывают за люверс в галсовом углу паруса.
«Акваты» для Игр доброй воли укомплектованы двумя парусами площадью 7 и 5,8 м. Оба паруса имеют одинаковый раскрой и снабжены шестью сквозными латами из стеклопластика. Ширина латы 20 мм, толщина уменьшается от 5 мм у внешнего конца до 1 мм у внутреннего. Три верхние латы упираются в специальные подушки на задней кромке мачтового кармана, а три нижние оканчиваются внутри кармана.
По передней шкаторине паруса полотнища уложены вертикально. Здесь применен тяжелый дакрон, весом примерно 240 г/м Задняя часть паруса сшита из майлара — комбинированного материала из ткани редкого переплетения, облицованной с обеих сторон блестящей пленкой. Основная часть паруса сшита из радиальных полотнищ без закладок по швам (кроме шва вдоль нижней шкаторины). Мачтовый карман сшит из некаландрованного дакрона.
Любопытна конструкция лат-карманов, сшитых из двух полос разной ширины. Широкая полоса пристрочена к парусу, а узкая — к широкой. Внешние концы лат-карманов снабжены лентами с пряжками для регулировки натяжения лат. Интересна и конструкция мачтового кармана: он не доходит ни до галсового ни до фалового углов. Это позволяет регулировать натяжение передней шкаторины независимо от кармана при помощи ленты, охватывающей шпор мачты и проходящей сквозь люверс в галсовом углу. Топ мачты упирается в «плетенку» из лент, пришитых к фаловому углу. Задняя и нижняя шкаторины паруса дополнительно усилены широкими лентами-подшивками и «фальшивками» из дакрона. Натяжение задней шкаторины можно регулировать при помощи булиня, пропущенного внутри подшивки и фиксируемого на пуговице у шкотового угла. Для облегчения регулирования натяжения шкота к боуту шкотового угла пришита ручка из ленты.
По оценке ведущих спортсменов многих стран, участвовавших в регате Игр доброй воли, «Аквата-370» является современной парусной доской, конструкция которой позволяет спортсмену демонстрировать динамичность, атлетизм, высокую скорость и другие привлекательные стороны виндсерфинга.