Конструкторы ЦКБ «Нептун» решили вернуть жизнь ныне забытой лодке, внеся в проект некоторые изменения. Прежде всего уменьшились размеры — длина и ширина «Ботника», на лодку разрешено теперь устанавливать маломощный подвесной мотор. Правда лодка не стала легче: ее вес со снабжением остался практически на том же уровне — 75 кг. Объясняется это в первую очередь применением для обшивки днища тяжелой бакелизированной фанеры вместо ФСФ. Снизились мореходные качества (на новой лодке можно выходить на воду при высоте волны 0,25 м) и пассажировместимость (до 2 чел.), вдвое возросла розничная цена.
Дебют новой лодки состоялся в ленинградском универмаге «Спорт». Около полугода покупатели знакомились с выставочным образцом лодки «Ботник-2», которую представляла Свирская судоверфь, многие оставили свои впечатления в книге отзывов. В целом эти отзывы оказались не очень лестными. В первую очередь вызывает нарекания покупателей чрезмерный вес лодки, ее недостаточная ширина и высота борта, малая грузоподъемность, качество исполнения.
Не удалось конструкторам, по мнению покупателей, сделать внешний облик плоскодонки по-настоящему современным: унылой и некачественной оказалась окраска лодки, не радуют глаз немногие дельные вещи, доски бортов и банок имеют сколы, задиры, кое-где их покоробило из-за повышенной влажности древесины, применяемой для постройки. Все это должно серьезно насторожить конструкторов и будущих изготовителей лодки, которая должна пойти в серию уже с будущего года.
Основные данные лодки «Ботник-2»
Длина наибольшая, м | 3,5 |
Ширина наибольшая, м | 1,23 |
Высота борта на миделе, м | 0,38 |
Вес укомплектованной лодки, кг | 75 |
Допустимая мощность подвесного мотора, л. с. | 2 |
Средняя скорость под мотором «Салют» с 2 чел., км/ч | 12 |
Ориентировочная цена, руб | 120 |
Несколько лет назад ПО «Городец» в Горьковской области выпускало гребную деревянную лодку «Ботник», которая с успехом использовалась рыбаками, охотниками, в системе проката. Созданный на основе лодок местного типа «Ботник» имел простую в изготовлении и неприхотливую в эксплуатации конструкцию. Плоскодонные обводы корпуса позволяли эксплуатировать лодку на мелководье, на заросших тростниками акваториях. Добавим, что «Ботник» пользовался спросом и благодаря весьма умеренной цене (62 руб. 30 коп.).
Учитывая повысившийся в последние годы интерес любителей отдыха на воде к гребным судам, конструкторы ЦК «Нептун» модернизировали проект, в ноябре 1986 г. представили головную лодку «Ботник-2» для межведомственных испытаний и передали документацию на Свирскую судоверфь в Ленинградской области для освоения в серийном производстве. Конструкция корпуса переработана с целью упростить технологию сборки. Днище обшивается листом бакелизированной фанеры толщиной 7 мм; из нее же сделаны транец, кормовая и носовая банки. Борта обшиты досками хвойных пород 1 сорта толщиной 16 мм. Средняя доска бортовой обшивки ставится внакрой, что обеспечивает надежное уплотнение пазов и простоту ремонта в случае повреждения обшивки.
Из сосны и ели изготовлены также средняя (гребная) банка, форштевень и весь набор. В соединении узлов использованы водостойкие клеи, герметики и оцинкованные шурупы.
Благодаря деревянной конструкции лодка обладает достаточным запасом плавучести — он составляет 85 кг, что значительно выше требуемого по ГОСТ 19105—79.
В случае заполнения лодки водой слани не всплывают, но в то же время их очень легко снять. Способ фиксации сланей сделан с таким расчетом, чтобы люди, находящиеся в лодке босиком, не получали травм. Транец сделан с учетом установки подвесного мотора «Салют». Помимо сланей «Ботник-2» комплектуется стандартными веслами с уключинами и под-уключинами, черпаком, обухом-кольцом.
Эксплуатация лодки допускается при волне на акватории, не превышающей 0,25 м.
Свирская судоверфь уже приступила к серийному производству «Ботника-2». Планируется производство этой лодки также и на ПО «Городец».
Лодка может строиться большой серией, но это будет зависеть от спроса покупателей.